историческом плане: разделение физического и умственного труда и выдел
последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап
истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что
на ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.
Она – предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не
могут существовать.
Чувственное восприятие человеком конкретных событий и фактов зависит от
содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий
освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости
чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата,
используемого человеком в его практической деятельности.
Рационализм – (ratio - разум) как целостная система гносеологических
воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" –
развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в
древнегреческой философии.
Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв.: истинно только то,
что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную
достоверность научных принципов математики и естествознания, рационализм
пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной
деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер.
Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что
научное знание достижимо посредством разума, который выступает как его
источником, так и собственно критерием истинности. Так, например, к
основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в
чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Рационализм - учение в теории познания, согласно которой всеобщность и
необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть
выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума,
либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих
только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их
проявление.
15. Понятие истины в философии
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это
адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного
или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с
точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как
объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и
ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.
Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.
Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и
как научная система. Истину определяют как адекватное отражение объекта
познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама
по себе, вне зависимости от сознания. Это объективное содержание
чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий,
учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То,
что истинна есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития,
придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.
Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои
практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. К абсолютным
истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения,
смерти и тд.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь
призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает
множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром.
Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки...
Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний
заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому
относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим
образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не
опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно
подтверждается жизнью.
Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку
она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом
смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть
наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и
глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под
откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя
как моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна и
Ньютоновская механика).
16. Познание и практика
Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается
природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия
достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует
природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от
поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и
человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность,
сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция,
вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить
ответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает
владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим
духом и практической деятельностью.
Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он –
активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для
удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом
состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием
общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все
новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться
на достигнутом.
Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие
на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения
исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика
играет троякую роль:
1. Она является источником познания, его движущей силой.
2. Практика является сферой приложения знаний, целью познания.
3. Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов
познания.
Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех
его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса
познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение
которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы,
выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и
поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные
тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и
познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в
мире.
17. Диалектика как метод мышления
Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai,
обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Впервые его применил Сократ, имея в
виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем
столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс
разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия.
Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения мысли,
увидел столкновение и объединение противоположностей в самой
действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика –
своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный
метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на
рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета
независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних
определениях рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм
всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что
мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность
метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в
единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания,
посредством которого постигается с высшей точки зрения единство
противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о
самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание
предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений
рассудка. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных
готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе
познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших
ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от
которой, найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все
общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют
собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей
ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для
того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением.
Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
В марксистской философии диалектика определялась как учение о всеобщей
связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.
Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс
возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого
мышления определяется уровнем развития общественной практики и
соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение
которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире
и преобразования его в интересах людей
В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимание ее
как развитие. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления
полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание,
историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные
принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их
гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8