Вопросы и ответы к экзамену по философии

Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на

соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на

потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица

диалектической коллизии – человека.

Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая

в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам

диалектики обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,

принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип

восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и

логического.

18. Принцип всеобщей связи. Детерминизм и его формы

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным

свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в

многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может

быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы

движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов

движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к

исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность,

цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы

раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение,

развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь

внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как

основное содержание принципа развития есть особая форма связи

противоположностей.

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи

и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется

как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой

одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа

развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более

развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою

причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах

изменения. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же

причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между

причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении

является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть

следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в

одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим

приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей

и процессов объективного мира.

Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия. Не

может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Всем типам временных

отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и

ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.

Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что

в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность

познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и

вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная

обусловленность => абсолютно строгое предсказание.

Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности

закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех

явлений и процессов, происходящих в мире. Детерминизм в философии так же

древен, как и она сама. Можно выделить: 1) детерминизм философский; 2)

естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и

телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий

детерминизм в сфере технических приложений; 4) социальный детерминизм,

который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Виды

детерминации и детерминизм можно также классифицировать по их объектам,

предметам, всеобщности и специфике, их универсальности и субординации,

стихийности и регулярности, и др.

Можно выделить несколько форм и концепций детерминизма, сменявших

исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор: 1) наивную и стихийно

диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и однозначную

(лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в

XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути -

синергетическую).

19. Диалектическое отрицание.

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту

сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление

относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление,

которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и

выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие

развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение

нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее

качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым

отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания

отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается

движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами

повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон

отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая

внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой

переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в

новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты

старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения

старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т.

е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.

Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и

сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено

своим отрицанием, что все преходяще, была правильной. В философской

литературе высказывалась мысль, что закон отрицания отрицания не действует

в тех случаях, когда есть метафизическое отрицание или когда есть возврат к

исходному состоянию. Метафизическим отрицанием называют сторонники этой

точки зрения не определенную позицию, а отрицание типа: ячменное зерно

размолото, жук раздавлен. Всякое отрицание есть зачеркивание какой-то линии

развития. Из того, что зерно не проросло (засохло) или склевано птицей, или

размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь развитие есть развитие

в определенном отношении. Превращения зерна, которое не дало новых зерен,

не прекращаются. С ним происходят "приключения". Зерно засохло. Что

отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но всякое сухое может

превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое - сухое). Такие триады

можно проследить и в других случаях, учитывая, что отрицание есть всегда

отрицание чего-то в вещи. Таким образом, нет случая, в котором бы не

действовал закон отрицания отрицания.

20. Количество, качество, мера

Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга.

Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. То или иное

качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а

другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.

Количество – это совокупность однородных элементов, образующих данное

качество. Количество характеристика по степени развития или интенсивности

присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна образуют кучу,

студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или

конфедерацию и т.д.

Любое качество существует в определенных пределах - мере. Мера –

диалектическое единство качества и количества или такой интервал

количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная

определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и

выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до

100°С.

Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в

отношении к определенной вещи или классу предметов. На вопрос, поставленный

безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить

однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются

разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном

отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но

вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно

одинаковы. Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении

той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь

прежней. Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи.

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от

старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть

одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные

изменения явлений до известного предела носят характер относительно

непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который,

изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть

тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных

условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие,

таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного,

скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как

осуществляется возникновение нового.

20. Сущность и явление.

Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного

мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что

термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о

сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы

разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам,

проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты