Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на
соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на
потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица
диалектической коллизии – человека.
Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая
в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам
диалектики обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,
принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип
восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и
логического.
18. Принцип всеобщей связи. Детерминизм и его формы
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным
свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в
многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может
быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы
движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов
движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к
исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность,
цикличность.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы
раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение,
развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь
внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как
основное содержание принципа развития есть особая форма связи
противоположностей.
Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи
и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется
как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой
одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа
развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более
развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою
причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах
изменения. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же
причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между
причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении
является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть
следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в
одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.
Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим
приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей
и процессов объективного мира.
Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия. Не
может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Всем типам временных
отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и
ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.
Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что
в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность
познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и
вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная
обусловленность => абсолютно строгое предсказание.
Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности
закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех
явлений и процессов, происходящих в мире. Детерминизм в философии так же
древен, как и она сама. Можно выделить: 1) детерминизм философский; 2)
естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и
телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий
детерминизм в сфере технических приложений; 4) социальный детерминизм,
который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Виды
детерминации и детерминизм можно также классифицировать по их объектам,
предметам, всеобщности и специфике, их универсальности и субординации,
стихийности и регулярности, и др.
Можно выделить несколько форм и концепций детерминизма, сменявших
исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор: 1) наивную и стихийно
диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и однозначную
(лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в
XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути -
синергетическую).
19. Диалектическое отрицание.
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту
сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление
относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление,
которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и
выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие
развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение
нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее
качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым
отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания
отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается
движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами
повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон
отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая
внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой
переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в
новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты
старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения
старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т.
е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.
Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и
сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено
своим отрицанием, что все преходяще, была правильной. В философской
литературе высказывалась мысль, что закон отрицания отрицания не действует
в тех случаях, когда есть метафизическое отрицание или когда есть возврат к
исходному состоянию. Метафизическим отрицанием называют сторонники этой
точки зрения не определенную позицию, а отрицание типа: ячменное зерно
размолото, жук раздавлен. Всякое отрицание есть зачеркивание какой-то линии
развития. Из того, что зерно не проросло (засохло) или склевано птицей, или
размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь развитие есть развитие
в определенном отношении. Превращения зерна, которое не дало новых зерен,
не прекращаются. С ним происходят "приключения". Зерно засохло. Что
отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но всякое сухое может
превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое - сухое). Такие триады
можно проследить и в других случаях, учитывая, что отрицание есть всегда
отрицание чего-то в вещи. Таким образом, нет случая, в котором бы не
действовал закон отрицания отрицания.
20. Количество, качество, мера
Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга.
Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. То или иное
качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а
другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.
Количество – это совокупность однородных элементов, образующих данное
качество. Количество характеристика по степени развития или интенсивности
присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна образуют кучу,
студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или
конфедерацию и т.д.
Любое качество существует в определенных пределах - мере. Мера –
диалектическое единство качества и количества или такой интервал
количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная
определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и
выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до
100°С.
Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в
отношении к определенной вещи или классу предметов. На вопрос, поставленный
безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить
однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются
разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном
отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но
вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно
одинаковы. Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении
той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь
прежней. Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи.
Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от
старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть
одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные
изменения явлений до известного предела носят характер относительно
непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который,
изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть
тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных
условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие,
таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного,
скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как
осуществляется возникновение нового.
20. Сущность и явление.
Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного
мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что
термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о
сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы
разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам,
проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8