этих воззрений можно сформулировать в следующем положении: «Любое событие,
любой признак и т.д. случайны и необходимы в разных отношениях».
Вот поэтому закон связи необходимости и случайности можно
сформулировать так: все возникает, исчезает, существует на достаточном
основании в определенном ходе событий, но не имеет основания в других
связях, ходе событий. Достаточное основание имеют не только доброе, ценное,
полезное, но и ошибочное, злое, дурное. Знание соотношения необходимости и
случайности позволяет понять, что любое событие, которое имеет основание в
какой-то системе событий, может быть предотвращено теми действиями, в
которых оно не имеет оснований. На жизнь нельзя смотреть фаталистически,
т.е. полагать, что все предопределено необходимостью, и человек бессилен
что-либо изменить. Но ничто не дается без усилий, труда, терпения, ибо всё
возникает на какой-то основе.
25. Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две
основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе
и мышлении. Действительность и возможность - противоположности.
Действительность - это то, что имеет наличное бытие, существует как
данность. Возможность - то, что хотя и имеет бытие, но не имеет наличного
бытия, однако для появления которого из достаточных условий есть хотя бы
одно или более условий. Возможность и действительность — это категории,
отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные
моменты движения и развития материи. Возможность и действительность —
соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого
процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и
органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная
возможность превращается в действительность. Какая из возможностей
превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий,
в которых протекает развитие.
При наличии одного условия существует формальная возможность. Если для
превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия,
то такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное - это
означает превращение формальной возможности в реальную или наоборот. Если
все условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность.
Ни формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью.
Неизбежным что-то становится только при наличии достаточных условий. Если
этого нет, возможность может не превратиться в действительность, если в
силу действия определенной причины не будет нужного условия.
Любая действительность содержит ту или иную возможность и делает
невозможным что-то, исключает иное. В обществе необходимым условием
превращения реальных возможностей в действительность является деятельность
людей. Ни один замысел не становится действительностью сам собой. Не придут
сами собой благосостояние, духовность, правовая защищенность личности без
усилий, действий.
26. Общество и природа. Проблемы экологии
Природная среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и
история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество
является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в
пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания
человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть
природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи
вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна.
С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу,
и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу
обуславливается развитием материального производства, науки и техники,
общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок
географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от
девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее
свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное
общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества.
Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран
и районов. Так, в условиях тундры население занимается оленеводством, а в
субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на
общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы
общества, тем больше его зависимость от географической среды.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с
внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического
равновесия системы “общество-природа”.
Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,
расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно
обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на
нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода,
тем выше ответственность”.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
человека иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического
сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать
себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное
условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное
сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех
людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе
потребления решение экологических проблем невозможно...
27. Формации и цивилизации
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху
просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие
«культура». В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как
социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации
жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого
общества.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и
социально-экономического строя исходит из стремления покончить с
абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на
государство с позиций воздействия на него, прежде всего духовно-
нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от
формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства
экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и
существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать,
или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и
понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух
подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие
государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и
социально-экономического подхода.
Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на
него: формационного и цивилизационного. Какая из них победит, сказать
заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в
государственной и других сферах общественной жизни.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества,
закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения
качественных изменений в экономическом базисе общества, его
производственных отношениях и классовой структуре. С позиций формационной
теории, как она традиционно трактовалась в отечественной марскистско-
ленинской теории государства, тип государства определяется тем, какому
классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип
государства – это тесно взаимосвязанные его черты государства,
соответствующие определенной классовой структуре общества, которая
обусловлена экономическим базисом.
Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества,
закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения
качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной
культуре народа, его религии и нравах. В развитии цивилизации проходят
несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет
совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство
(древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.).
Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская,
восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами
государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее
государственностью, которая в настоящее время только складывается и для
которой характерно совместное существование традиционных и современных
социально-политических структур.
28. Общество и культура
Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация
которого представляет собой совокупность определенных, характерных для
данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете,
лежит человеческий труд.
Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира,
в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные
ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной
деятельности.
Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной
особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит
о единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек,
его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно
лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не
противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в
материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как она
есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой;
продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все это
дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на
материальную и духовную.
Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее
выражение культуры есть проявление степени развития самого человека.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой
меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как
общественного существа. ( Культура существует в постоянном взаимодействии
своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.
Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и
общественные отношения (то есть стать членом общества), только овладев
определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами
соответствующих видов деятельности, то есть, овладев культурой этих видов
деятельности. Овладение культурой – это решающий способ социализации
личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в
процессе деятельности: чем разносторонне культура человека, чем она выше,
тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетом
этого культура часто определяется как мера социального в человеке, как мера
человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего
животного состояния к духовному.
29. Структура общественного сознания
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем,
главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде
всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба
за нее, политика и государство, совокупность различных институтов,
утонченная сфера духа.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с
возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и
заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,
которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-
разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена
общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в
рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом
плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора
общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная
преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на
все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.
В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной
реальности), конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального
сознания.
Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его
компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, право,
нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи друг с
другом.
30. Основные направления зарубежной философии
Философия XXb. является продолжением развития философии XIXв. и прежде
всего ее завершающего этапа — немецкой классической философии. Философия
всегда была связана с социально-экономическими, культурными и научными
достижениями своего времени.
В связи с развитием теоретического естествознания в конце прошлого и
начале нынешнего века спекулятивные как материалистические (Спиноза,
Фейербах), так и идеалистические системы (Шеллинг, Фихте, Гегель)
обнаружили свою недостаточность и даже непригодность для объяснения
изменений в области науки и в развитии общества. В философских школах XXв.
противостояние идеализма и материализма не занимает того места, как в эпоху
Нового времени, метафизический материализм и идеалистическая диалектика не
имели большого влияния.
На новой научно-исторической основе сохранились доктрины материализма
(антропологический материализм, научный материализм) и некоторые системы
спекулятивного идеализма (неотомизм, неореализм и др.). В то же время
просматривается тенденция к диалогу и синтезу (но не к слиянию) ряда
современных направлений в области философии.
В XX столетии философия представлена, в частности, такими
противоположными направлениями, как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм
(от лат. scientia — наука) ориентирован больше на развитие естествознания и
является продолжением позитивизма XIXв. Образцом научности прежде всего
рассматривается современная физика. Однако ее новейшие открытия, приведшие
к созданию теории относительности и квантовой теории в ее новейшем
варианте, обусловили появление нового вида рациональности, исходящей из
учета противоречивой природы физических объектов. В силу этого
противоположность сциентизма и антисциентизма, который отнюдь не полагается
на ясность научного мышления, оказывается весьма относительной. Стирается
также резкое противоречие между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и
иррационализмом.
Философию XXв. отличает также многопредметность. Это выразилось в
многообразии ее школ и направлений и свидетельствует о многослойности
современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира, ранее
остававшиеся неизвестными, включаются в орбиту их научного и философского
осмысления.
Вопрос о классификации направлений и школ философии XX в. разработан
пока не очень подробно и глубоко. Можно предложить следующее разграничение
современной философии на три, иногда пересекающиеся группы школ:
• аналитически-позитивистские школы (Эта школа имеет и другие названия,
такие, как неопозитивизм, логический позитивизм, современный эмпиризм. Её
представители считают себя наследниками английского эмпиризма Локка, Юма,
Беркли.);
• экзистенциально-феноменологические (Экзистенциализм (от лат.
exsistentia — существование), или философия жизни, играла и продолжает
играть значительную роль в развитии философии XXв. Она характеризуется
антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с
человеком, смыслом его бытия в современном мире);
• религиозно-философские.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8