Анализ финансового решения

так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит

плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в

экономике страны.

Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но

прослеживаются в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от

9 июля 1992 г. Однако, на наш взгляд, к ним следует добавить еще два

принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и

обеспеченность платежа.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго

исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых;

договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и

служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах,

трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д. Экономический смысл

установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств

заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было,

а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение

принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия

и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени

срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот,

более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять

ликвидностью своего баланса.

Срочный платеж может совершаться:

- до начала торговой операции, т. е. до отгрузки товаров поставщиком

или оказания им услуг (авансовый платеж);

- немедленно после завершения торговой операции, например платежным

поручением плательщика;

- через определенный срок после завершения торговой операции — на

условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с

письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и

просроченные платежи.

Досрочный платеж— это выполнение денежного обязательства до истечения

оговоренного срока.

Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное

обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по

данному платежу, т. е. продление первоначально установленного срока

платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и

невозможности получения банковского или коммерческого кредита при

наступлении намеченного срока платежа.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом

срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для

соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта

ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения

обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера

ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную

обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у

плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств

первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и

краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая

гарантирует своевременное погашение обязательства).

Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в

том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для

последующего их перечисления получателю).

Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку

платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления

хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, •

кредитоспособности плательщиков).

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет

платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и

кредитоспособность всех участников расчетов.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение

одного из них приводит к нарушению других.

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и

иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления

последними соответствующих документов.

Каждое предприятие, организация могут иметь в банке, только один

основной счет — расчетный или текущий.

РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА открываются всем предприятиям независимо от формы

собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим

статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право

распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс,

выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в

бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками.

Таким образом. владелец расчетного счета имеет полную экономическую и

юридическую независимость.

ТЕКУЩИЕ СЧЕТА в настоящее время открываются организациям и

учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус

юридического лица'. Традиционно такие счета открываются общественным

организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном,

республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего

счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета.

Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго

в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень

операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия

счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые

операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без

установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили

законодательству.

Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка

представляются следующие документы:

- заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

- документ о государственной регистрации предприятия (предварительно

заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

- копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная

нотариально);

- копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении

полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или

контракт);

- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия

(приказ о приеме на работу или контракт);

- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия

с оттиском его печати (нотариально заверенные);

- справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для

взимания налогов;

- справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде; -

регистрационная карточка статистических органов.

Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо

главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк

открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете

банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке

сопровождается заключением между предприятием и банком ДОГОВОРА О РАСЧЕТНО-

КАССОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.

В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по

своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии

с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача

денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов,

осуществление почтовых и телеграфных услуг и т. п., оказание

консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению

сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата

их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о

хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по

операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования

действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных

и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в

банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и

статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском

учете и отчетности, и другие документы, необходимые для организации

расчетно-кассового обслуживания; предварительно в письменной форме

уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-

правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально

удостоверенных учредительных документов).

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется

банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный

раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в

договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за

операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебетового

оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое

обслуживание клиентов (в определенном проценте от суммы выдаваемой

наличности). Некоторые банки в этот раздел включают размер процентной

ставки, уплачиваемой ими за стабильный минимальный или средний остаток

средств на расчетном счете клиента.

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается

ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное

списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся

клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность документов,

представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за

несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоящий квартал;

за нарушение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение

наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке,

и т. п.

В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных

нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются

порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные

условия.

При государственной поддержке, привлекая средства коммерческих банков,

ЦБР должен создать высокоэффективную общегосударственную систему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты