отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её
реализации ( без НДС);
2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке
от реализации продукции (без НДС);
3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как
отношениечистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от
реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчёт данных показателей по ООО «Никсвик» представлен в таблице 15.
Таблица 15.
Показатели рентабельности продукции ООО
“Никсвик”. Тыс. руб.
| | | | | | |
|Показатели |Расчет |1995 |1996 |1997 |Отклонения + |
| | | | | |/- |
| | | | | |1996 от|1997 от|
| | | | | |1995 |1996 |
|1.Выручка от |стр.010 |7 459 |5 649 |7 504 |-1 810 |1 855 |
|реализации | |444 |432 |492 |012 |060 |
|товаров, работ, | | | | | | |
|услуг (без НДС, | | | | | | |
|акцизов и | | | | | | |
|аналогичных | | | | | | |
|обязательных | | | | | | |
|платежей). | | | | | | |
|2. Прибыль от |стр.050 |1 622 |201 530|199 504 |-1 421 |-2 026 |
|реализации. | |552 | | |022 | |
|3. Балансовая |стр.140 |1 737 |10 860 |73 234 |-1 726 |62 374 |
|прибыль. | |320 | | |460 | |
|4. Чистая |с.140-15|1 142 |8 1014 |60 647 |-1 133 |52 546 |
|прибыль. |0 |091 | | |990 | |
|Расчетные | | | | | | | | |
|показатели (%) | | | | | | | | |
|1. Рентабельность|стр.050 |21,7 |3,6 |2,6 |-18,1 |-1 |
|всей |стр.010 | | | | | |
|реализованной | | | | | | |
|продукции. | | | | | | |
|2. Общая |стр.140 |23,3 |0,19 |0,97 |-23,11 |0,78 |
|рентабельность. |стр.010 | | | | | |
|3. Рентабельность|с.140-15|15,3 |0,14 |0,8 |-15,16 |0,66 |
|продаж по чистой |0 | | | | | |
|прибыли. |стр.010 | | | | | |
На основе данных таблицы построим диаграмму.
[pic]Рисунок 5. Изменение показателей рентабельности продукции за 1994-1997
г.
На основе расчётов можно сделать следующие выводы.
Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в 1996
до 0,97 в 1997 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в
1997 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки
балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по
сравнению с 1995 годом, когда он составлял 23,3% и упал за 1996 год до 0,19
(т.е. на 23,11%).
Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также вырос в 1997
году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о
том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом в 1997 году на
1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,8 копеек чистой
прибыли.
Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный
период на 1% и составила к концу 1997 года 2,6%. Это значит, что в конце
отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку
меньше прибыли от реализации.
Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции
очень низкие.
В 1996г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за
неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения
убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции
существенно снизились.
2.Рентабельность вложений предприятия.
Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель
рентабельности, который показывает эффективность использования всего
имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой
прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько
эффективно оно используется.
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить
зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером
прибыли, полученной от их использования.
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая
эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность
использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на
длительный срок.
Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 16.
Таблица 16.
Показатели для расчёта рентабельности. тыс. руб.
|Показатели |Код стр. |1995 |1996 |1997 |
|1 .Прибыль балансовая |140 (Ф |1 737 320|10 860 |73 324 |
| |№2) | | | |
|2. Прибыль чистая |140-150 |1 142 091|8 101 |60 647 |
| |(Ф №2) | | | |
|3. Среднегодовая стоимость|399 (Ф |4 847 436|4 208 746|6 514 241|
|имущества |№1) | | | |
|4. Собственные средства |490 (Ф |3 544 562|3 667 076|3 667 076|
| |№1) | | | |
|5. Доходы от участия в |080 (Ф |- |- |- |
|других организациях |№2) | | | |
|6.Долгосрочные финансовые |140 (Ф |20 142 |20 142 |20142 |
|вложения |№1) | | | |
|7 .Долгосрочные заёмные |590 (Ф |- |- |- |
|средства |№1) | | | |
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что если за 1996г.
все показатели рентабельности вложений ООО «Никсвик» упали по сравнению с
1995г., то в 1997 году произошла противоположная ситуация. Все показатели
рентабельности вложений увеличились.
Общая рентабельность вложений в 1996г упала с 35,8% в 1995г. до 0,26%,
в 1997 году возросла до 1,12%. То есть на 1руб. стоимости имущества
предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли.
Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия,
что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов
предприятия в 1996г-1997г.
На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности
вложений, которые представлены в таблице 17.
Таблица 17
Показатели рентабельности вложения. (%)
|Показатели |Расчёт |1995г|1996г.|1997г. |Отклонение |
| |( код стр.)|. | | |1997 от |
| | | | | |1996 |
| | | | | |+/- |
|1. Общая рентабельность|140(Ф№2) / |35,8 |0,26 |1,12 |-0,86 |
|вложений |399 | | | | |
|2.Рентабельность |140-150(Ф№2|23,6 |0,002 |0,93 |+0,928 |
|вложений по чистой |) | | | | |
|прибыли |399 | | | | |
|3. Рентабельность |140-150(Ф№2|32,2 |0,22 |1,65 |+1,43 |
|собственных средств |) | | | | |
| |490 | | | | |
|4.Рентабельность |080(Ф№2) |- |- |- |- |
|долгосрочных финансовых|140(Ф№1) | | | | |
|вложений | | | | | |
|5. Рентабельность |140-150(Ф№2|32,2 |0,22 |1,65 |+1,43 |
|перманентного[12] |) | | | | |
|капитала |490+590 | | | | |
[pic]Рисунок 6. Показатели рентабельности вложений.
Рентабельность собственных средств также невысока и в течении 1996
года упала с 32,2% до 0,22, то есть в 146 раз и в 1997 году увеличилась
лишь на 1,43%. Динамика этого показателя за последние годы позволяют
сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали
недостаточно хороший результат. Рентабельность перманентного капитала и его
динамика аналогичны рентабельности собственных средств, в виду отсутствия
долгосрочных заёмных средств.
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений
предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно
эффективном вложении средств ООО «Никсвик».
Для повышения рентабельности собственных средств, предприятие может
использовать эффект финансового рычага.
ЭФР=2/3(ЭР-СРСП)*ЗС/СС
ЭР=НРЭИ/Активы,
где НРЭИ - прибыль до выплаты налогов и процентов.
СРСП = 20%.
|Активы |6 514 241 тыс. руб. |
|СС |3 667 076 тыс. руб. |
|ЗС |929 760 тыс. руб. |
|ЗС/СС (плечо рычага) |0,253 |
|НРЭИ |73 234 тыс. руб. |
|ЭР |1,12% |
|Дифференциал |-0,58 |
|ЭФР |-0,15 |
Из приведенных выше расчетов видно, что в 1997 году на ООО "Никсвик"
ЭФР отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не
приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы
ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать
экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9