Анализ расходов и доходов бюджета РФ
Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Удмуртский Государственный Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Анализ доходов и
расходов бюджета РФ.
Выполнил студент:
Бердов В.Г.
И Ж Е В С К 2000
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. Бюджет. Основные черты. 4
3. Доходы бюджета РФ. 10
4. Расходы бюджета РФ. 16
5. Анализ доходов бюджета. 25
6. Анализ расходов бюджета. 31
Расходы бюджетной системы в сфере материального производства. 32
Расходы на оборону 33
Бюджетные трансферты в аграрный сектор 34
Состав и характеристика социальных расходов. 36
7. Заключение 38
8. Список литературы. 39
ВВЕДЕНИЕ
Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации,
выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что,
собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им
является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в
форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет
- ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий:
налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их
действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в
отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения
государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода (частично и национального богатства) в связи с
образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и
экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого
многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.
Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных
звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в
распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов
государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе
бюджет объективно может быть не просто средством государственного
экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и
социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса,
обновление и совершенствование материально-технической базы общественного
производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету
свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля
возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое
выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является
конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных
отношений на решение экономических и социальных задач.
Бюджет. Основные черты.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Государственный бюджет - это экономические отношения между
государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами
по поводу формирования централизованного фонда денежных средств,
направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее
социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.
Государственный бюджет является основным финансовым планом образования
и использования общегосударственного фонда денежных средств.
В определении отражены три существенных признака бюджета
. Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который
создается для покрытия государственных расходов. Данный признак
бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике
государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о
содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об
отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто
фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не
существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на
покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом
образования и использования общегосударственного фонда денежных
средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства,
согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам
поступления и использования.
. Бюджет представляет собой финансовый план государства.
. Этот признак заключается в том, что он является основным
финансовым планом.
Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по
отношению к которым он занимает ведущее место.
Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета.
Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет представляется
возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны,
наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий,
предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и
социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального
обеспечения населения.
В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной
системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование
бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных
показателей.
Экономическое значение принципа ежегодности состоит в том, что
представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия
экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета,
полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада
производства и его причины; определять дополнительные доходы или
возникающий дефицит в бюджете.
Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования,
соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и
расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной
классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее
границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных
органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.
Финансирование государственных расходов - это плановый, целевой,
безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, обеспечивающий
процесс расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы,
обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима
экономии, при постоянном осуществлении контроля.
Бюджетная система в первую очередь определяется действующим
государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная
система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные
бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная
система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный
бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации
(штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации
- в России); местные бюджеты. Государственная бюджетная система Российской
Федерации функционирует в соответствии с Конституцией РФ (ст.71и 132) и
Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации
состоит из трех уровней:
. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и
бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
. Местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет,
21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных
бюджетов и бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет
автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29
тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские
бюджеты).
Схему бюджетной системы Российской Федерации иллюстрирует рис.1.
Схема бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации,
самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов
Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты
не включаются в региональные бюджеты.
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
следующие:
. Единство бюджетной системы;
. Разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
. Самостоятельность бюджетов разных уровней;
. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней;
. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
. Сбалансированность бюджета;
. Эффективность и экономность использования бюджетных средств;
. Общее покрытие расходов бюджета;
. Гласность;
. Достоверность бюджета;
. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы,
денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного
процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый
порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,
ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных
бюджетов и местных бюджетов.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11