для покрытия текущих затрат и поддержания уровня цен на отдельные виды
продукции.
Расширенное воспроизводство обеспечивается финансированием капитальных
вложений, т.е. денежные средства предоставляются на создание новых,
расширение, реконструкцию и перевооружение действующих основных фондов
производственного назначения.
Финансирование капитальных вложений из бюджета, в основном,
предусматривается в государственном секторе. Кроме того, капитальные
вложения могут быть профинансированы и по специальному перечню объектов,
утверждаемому Министерством Экономики Российской Федерации и имеющих
общегосударственное значение.
В Российской Федерации имеется практика предоставления бюджетных ссуд.
Например, в 1992 году были выделены льготные кредиты для покрытия
недостатка оборотных средств предприятиям, в уставном капитале которых
преобладала государственная собственность. Кредит был выдан сроком на два
года. Проценты за кредит устанавливались по специальной шкале ставок, в
которой учитывалась динамика цен на продукцию данного предприятия и
динамика учётной ставки ЦБ. Кредитором выступало Министерство Финансов
Российской Федерации. Такая финансовая поддержка позитивно повлияла прежде
всего на расчёты, т.е. был значительно сокращён объём взаимных неплатежей
предприятиям, временно удалось разрешить проблему формирования оборотных
средств. Однако, необеспеченный поток денежных средств объёмом 150
миллиардов рублей в ценах 1992 года, влитый в экономику в июле 1992 года в
августе-сентябре того же года привёл ко второму, значительному витку цен,
по масштабам почти равным росту цен на 1.01.92 г.
В настоящее время, бюджетные ссуды имеют более здоровую основу, т.к.
выдаются на мероприятия, связанные с реализацией федеральных программ по
специальным распоряжениям правительства, т.е. не выступают актом
благотворительности, а ориентированы на отдачу в виде экономического роста,
расширения воспроизводства. Бюджетные кредиты предусмотрены и на уровне
бюджетов субъектов Российской Федерации. На региональном уровне такие
кредиты направляются в преобладающей степени на развитие малого бизнеса и
более эффективны, т.к. здесь возможен более оперативный и жёсткий контроль
за реализацией кредитного проекта.
Проанализируем расходы федерального бюджета на 1998 год.
Расходы федерального бюджета на развитие промышленности, энергетики и
строительства составляют 20,1 миллиардов рублей. Наиболее крупными статьями
здесь являются государственная поддержка угольной отрасли, конверсия
оборонной промышленности и строительство, в том числе жилищное.
Расходы на оборону
Остановимся подробнее на статье «Национальная оборона», которой в
расходной части федерального бюджета на 2000 год отводится 140,9 миллиардов
рублей. Опасность продолжения войны обусловили необходимость значительного
увеличения объёма военного производства и оборонной промышленности
Российской Федерации. В долговременном плане планировалось глобальное
сокращение вооружений и уменьшения производства оружия, сопровождаемое
переходом к демократической системе государственного управления и снижению
чрезмерной военной нагрузки на экономику. Однако последние события
заставили правительство пересмотреть данную статью бюджета.
В 1995 году доля федеральных затрат на оборону составила около 3% ВВП;
при этом задолженность по государственным закупкам вооружения и военной
техники превысила за год 23%. В абсолютном выражении затраты на оборону в
Российской Федерации в 1989 – 1994 гг. уменьшились более, чем в семь раз (в
США за тот же период они сократились в 1,27 раза).
Что касается экспорта вооружений, то в Российской Федерации в
настоящее время характерно уменьшение его функций: если ранее он был
инструментом внешней политики страны, то сейчас стал источником финансовых
ресурсов, сравниваемый по объёму с оказываемой международной помощью.
Однако экспорт оружия так же резко уменьшился и не смог компенсировать
снижение федеральных ассигнований на закупки вооружения и военной техники и
на конверсию. (Объем экспорта российского оружия через государственную
компанию «Росвооружение» в 1999 году составило около 2,7 млрд.долл.)
Снижение абсолютных размеров бюджетных ассигнований на оборону в
Российской Федерации сопровождалось существенными структурными сдвигами, а
именно:
- уменьшением почти в три раза затрат на военные НИОКР (с 18,6% в 1990 г.
до 7,1% в федеральных расходах на оборону в 1995 г. за вычетом погашения
задолженности за 1994 г.);
- снижением более, чем в два раза доли затрат на закупки вооружения и
военной техники (с 43,7% в 1990 г. до 17,3% в 1995 г.);
- резким ростом доли затрат на содержание армии и флота (включая расходы на
военный и гражданский персонал, а так же на материалы, топливо и горючее,
техническое обслуживание и ремонт и пенсии военнослужащим), которая
увеличилась в два раза (с 30,6% в 1990 г. до 62% в 1995 г. и в 1996 году
она держалась на уровне 63,6%).
Таким образом, в 1990 – 1995 гг. реальные абсолютные размеры затрат на
военные НИОКР, а так же на закупки вооружения и военной техники снизились
по самым минимальным оценкам более, чем в десять раз.. Из табл. 6.1 видно,
что в последнее время (1998 – 2000 год) наблюдается рост военных расходов в
Российской Федерации. Прогноз динамики военных расходов в постоянных ценах
Российской Федерации показал, что современная доля расходов на оборону
будет недостаточно для обеспечения баланса сил с соседними странами начиная
с первой половины следующего десятилетия (даже с учётом увеличения статьи
бюджета и более высокого качества отечественной военной техники и НИОКР).
Бюджетные трансферты в аграрный сектор
По разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в целом выделено 11,5
миллиардов рублей бюджетных ассигнований (см. таблицу 6.1)
Вообще, уровень государственных затрат на сельское хозяйство в
значительной мере определяется не экономическими, а политическими
причинами, а именно силой аграрного лобби в законодательном органе. В
Российской Федерации в отличие от развитых стран влияние этого лобби
обусловлено не только более высоким удельным весом аграрного сектора в
национальной экономике. Если в других странах сферы АПК заинтересованы в
государственном субсидировании сельскохозяйственных производителей лишь
косвенно, так как независимые в финансовом отношении фермеры предъявляют
активный спрос на их товары и услуги, то в Российской Федерации предприятия
этих сфер получают в некоторых случаях прямые трансферты из бюджета за счёт
статьи «Сельское хозяйство и рыболовство».
Доля затрат по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» в федеральном
бюджете за годы реформ, казалось бы, несколько снизилась, однако влияние
аграрной фракции в Государственной Думе определяется так же и тем, что при
вынужденном секвестировании расходов федерального бюджета расходы на АПК
сокращаются в меньшей мере, чем по другим статьям. При рассмотрении
структуры бюджета Российской Федерации нужно принимать во внимание то, что
статья «Сельское хозяйство и рыболовство» включает в себя не весь перечень
затрат на АПК, их отдельные элементы так же содержатся и в других расходных
статьях. Значительные дотации сельское хозяйство получает и из бюджетов
субъектов Российской Федерации.
В среднем, в странах ОЭСР за последние десятилетия доля бюджетных
расходов на сельское хозяйство составила около 0,7% (таблица 6.2). Однако,
прямые сравнения такого рода грешат неточностью не только неполного учёта
затрат национального бюджета на АПК. Государственная и региональная
аграрная политика может приводить к тому, что прямые бюджетные выплаты
нарастают, а реальные поступления сельскохозяйственным производителям
именно в силу этой политики сокращаются.
Таблица 6.2.
|Страны |В среднем за: |
| |1986-198|1989-199|1995 г. |
| |8 гг. |1 гг. | |
|Австралия |2 |3 |3 |
|Австрия |943 |103 |1291 |
|Канада |98 |120 |81 |
|Европейский союз |851 |925 |985 |
|Финляндия |1766 |2201 |1477 |
|Япония |11699 |12067 |17332 |
|Новая Зеландия |29 |13 |11 |
|Норвегия |3300 |388 |3462 |
|Швеция |862 |1055 |657 |
|Швейцария |2547 |2755 |3692 |
|Турция |142 |271 |72 |
|США |162 |157 |224 |
|В среднем по странам|237 |256 |298 |
|ОЭСР | | | |
Средства, переводимые сельскому хозяйству, в расчёте по
1 га сельскохозяйственных угодий, долл.
Вернёмся к анализу бюджета по разделу «Сельское хозяйство и
рыболовство». Рациональное использование собственных и привлечённых средств
из фонда льготного кредитования должно обеспечивать приобретение
сельскохозяйственными производителями горюче-смазочных материалов,
минеральных удобрений и других сезонных затрат без дополнительной помощи
государства. В фонд льготного кредитования в 1998 году так же были
привлечены средства, направляемые в погашение бюджетной ссуды в виде
отсроченного товарного кредита, полученного сельскохозяйственными
товаропроизводителями в 1995 году.
Бюджетные ссуды на формирование федерального продовольственного фонда в
1998 году предоставлялись исключительно в пределах возврата ранее выданных
ссуд.
На 1998 год предполагалась стабилизация сельскохозяйственного
производства, хотя это условие "закладывалось" во все годовые бюджеты
последних лет "реформирования", в том числе и агропромышленного комплекса.
Но в 1997 году валовая продукция сельского хозяйства уменьшается по
отношению к предыдущему году на 5% (в 1996 на 7%). В общем, за период с
1992 года по 1997 год сельскохозяйственное производство сократилось
практически вдвое. Несопоставимость цен на горюче-смазочные материалы и
технику с одной стороны и на мясо, молоко, зерно с другой, приведший к
нерентабельности сельского хозяйства не нашла регулирования и в 1998-1999
году.
Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать, через
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11