Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия( на примере ОАО Мясокомбинат «Пятигорский»)

изменения структуры (“вертикальный анализ”).

Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с

имуществом предприятия. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты,

связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма №2) по

статьям “Прочие операционные доходы” и “Прочие операционные расходы”.

Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм НДС.

Внереализационные финансовые результаты образуются на предприятии, если

оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций либо

принимает участие в совместной деятельности. Суммы, причитающиеся

(подлежащие) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидентов

(процентов) по облигациям, депозитам, отражаются в бухгалтерском отчете

(форма №2) по статьям “Проценты к получению” и “Проценты к уплате”. Доходы,

подлежащие получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными

документами, отражаются в форме №2 по статье “Доходы от участия в других

организациях”.

Далее проводится расчет факторных влияний на прибыль от реализации

продукции. Влияние факторов рассчитывается в последовательности,

приведенной ниже:

Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции ((Р):

(Р=Р1 – Р0,

где Р1 – прибыль отчетного года;

Р0 – прибыль базисного года;

1. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную

продукцию ((Р1):

(Р1=N1.0=(p1*q1 - (p0*q1

где: Np1=(p1*q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р-

цена изделия; q – количество изделий);

Np0= (p0*q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции ((Р2):

(Р2= Ро*К1- Ро,

где Ро – прибыль базисного года;

К1 – коэффициент роста объема реализации продукции.

К1=S1.0/S0,

где S 1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный

период в ценах и тарифах базисного периода;

S 0 –. фактическая себестоимость реализованной продукции за

отчетный период в ценах и тарифах отчетного периода;

2. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции,

обусловленных изменениями в структуре продукции ((Р3):

(Р3= Ро*(К2-К1)

где К2- коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным

ценам

К2=N1.0/N0,

где N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 – реализация в базисном периоде.

3. Расчет влияния на прибыль увеличения себестоимости продукции ((Р4):

(Р4=S1.0- S1,

где S1.0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в

ценах и условиях базисного периода;

S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного

периода.

4. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет

структурных сдвигов в составе продукции ((Р5):

((Р5= S0*К2- S1.0.

5. Влияние на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины ((P6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации

за отчетный период, что выражается следующей формулой:

(Р= Р1+Р2+Р3+Р4+Р5+Р6.

1.3. Методика анализа себестоимости продукции

В рамках анализа себестоимости продукции прежде всего определяется

фактическое изменение затрат на рубль товарной продукции. Далее проводится

факторный анализ динамики затрат на один рубль продукции.

Факторный анализ изменения затрат на рубль товарной продукции

проводится способом цепной подстановки Для этого проводится

последовательная подстановка данных анализируемого периода в формулу

базисного периода.

Расчет затрат на рубль товарной продукции проводится по формуле (Зр):

Зр=S/N=q*Cед/[q*p],

где Сед-себестоимость единицы продукции.

Следующим этапом анализа себестоимости является выявление уровня

постоянных затрат. Сделать это можно по методу высшей и низшей точки на

основе приведенного ниже алгоритма:

1. Из данных об объеме производства и затратах за период выбираются

максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат;

2. Находятся разности в уровнях объема производства и затрат;

3. Определяется ставка переменных расходов на единицу продукции путем

отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между

максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях

объема производства за тот же период;

4. Определяется общая величина переменных расходов на максимальный

(минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных

расходов на соответствующий объем производства;

5. Определяется общая величина постоянных расходов как разница между

всеми затратами и величиной переменных расходов;

6. Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость

изменений общих затрат от изменения объема производства.

Далее определяется коэффициент реагирования затрат на изменение

объема производства (Крз):

Крз=(Z/(Nед,

где (Z- изменение затрат за период в процентах;

(Nед - изменение объема производства за период в процентах.

В соответствии со значением коэффициента определяется характер затрат:

- для Крз=0 – постоянные;

- для 01- прогрессивные.

В соответствии с характером затрат формируются предварительные выводы

об эффективности дальнейшего наращивания объемов производства.

Для поиска наиболее эффективных путей снижения себестоимости необходима

информация об удельном весе тех или иных затрат в структуре себестоимости.

С этой целью проводится анализ себестоимости по элементам затрат. В рамках

данного анализа определяются затраты на производство по элементам затрат в

абсолютном выражении и в структурном разрезе. На основе полученных данных

производится оценка характера производства (материалоемкое, трудоемкое,

фондоемкое). В соответствии с характером производства определяются главные

направления поиска резервов снижения себестоимости.

Проведенный анализ позволяет оценить эффективность деятельности

предприятия по снижению себестоимости за анализируемый период, а также

выявить пути воздействия на себестоимость.

1.4.управленческие решения, принимаемые на основе анализа взаимодействия

прибылеобразующих факторов

Для принятия правильных решений в области цен и объемов производства

необходимо дополнительно провести анализ взаимодействия прибылеобразующих

факторов. В рамках данного анализа находится оптимальное соотношение этих

факторов при определенных заданных условиях внешней и внутренней среды. При

этом оптимизация проводится по одному из существующих критериев:

6. максимум прибыли;

7. максимум рентабельности;

8. максимум выручки.

Математическая природа взаимодействия прибылеобразующих

факторов определяется формулой (Р):

P = Nед*(Ц-Сед),

где Nед-объемы реализации в единицах продукции;

Ц- цена единицы продукции;

Сед – себестоимость единицы продукции.

При этом:

Сед = Спер + Спост / Nед,

где Спер – переменные затраты на единицу продукции;

Спост – сумма постоянных затрат по предприятию.

Кроме того, учитывается влияние на объемы продаж цены и качества

продукции. Исходными условиями определяющими порядок оптимизации являются:

9. тип конкуренции на товар;

10. производственная мощность предприятия;

11. себестоимость продукции.

При ценовой конкуренции необходимые данные подставляются

непосредственно в формулу оптимизации по тому или иному критерию. В

результате получают оптимальные данные по цене и объемам производства.

При конкуренции по качеству или при смешанной конкуренции расчет

ведется под конкретные проекты улучшения качества. При этом учитывается

увеличение себестоимости продукции за счет затрат на улучшение качества.

Далее оптимизация ведется по тем же формулам, что и при ценовой

конкуренции. В результате выявляется эффективность того или иного проекта

(сравнивается прибыль, рентабельность и выручка по каждому проекту).

В обоих случаях, если в результате расчетов получится, что необходимый

объем продаж превышает производственную мощность предприятия, то необходимо

изыскать организационно-технические возможности повышения объемов

производства до необходимого уровня (интенсификация производства). Если это

невозможно, то просчитываются конкретные проекты развития производства

(экстенсивного развития). Далее с учетом изменившихся затрат на единицу

продукции проводится оптимизация прибылеобразующих факторов. В результате

определяется целесообразность проведения данных мероприятий с учетом срока

окупаемости, стратегии фирмы на рынке, а также с учетом изменившихся

показателей прибыли, рентабельности и выручки.

Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов проводится на основе

многопараметрической формулы прибыли:

I=(b*(Кр*d-Кн*r)-(1-r)*(1+f)( / (Кр-1),

где b-коэффициент изменения объема производства и реализации товарной

продукции;

Кр - коэффициент рентабельности производства товарной продукции в

базисном периоде;

d – коэффициент изменения цены реализации товарной продукции;

Кн – коэффициент изменения переменных затрат базисного периода в

анализируемом периоде;

r – коэффициент переменных затрат в базисном периоде;

f – коэффициент изменения постоянных затрат в анализируемом периоде.

При этом:

r=Спер/Сб,

f=(Спос/Спос,

(Cпос- прирост условно постоянных затрат в анализируемом периоде;

Спос – условно постоянные затраты в абсолютном выражении на выпуск

товарной продукции базисного периода.

На основе данной формулы выводятся формулы оптимизации

прибылеобразующих факторов по тому или иному критерию.

1. Критерий максимума прибыли:

dоп = (1+Кэц+Кэд*(Д-1) – а*(1-Uф)( / 2Кэц + Кн*r /2Кp,

где dоп – оптимальный индекс цены;

Кэц – коэффициент эластичности спроса от цены;

Кэд – коэффициент эластичности спроса от доходов потребителей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты