Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия( на примере ОАО Мясокомбинат «Пятигорский»)

предприятие получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня

зависит при прочих равных условиях размер дивидендов на акции.

В показателе рентабельности капитала результат текущей деятельности

данного периода (балансовая прибыль) сопоставляется с

имеющимися у предприятия основными и оборотными средствами (активами).

С помощью тех же активов предприятие будет получать прибыль и в

последующие периоды деятельности. Прибыль же является

непосредственно результатом главным образом от реализации продукции,

т.е. зависит от объема. Объем реализации - показатель, напрямую связанный

со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и

цен реализованной продукции, а натуральный объем производства и

реализации определяется стоимостью имущества предприятия. Рентабельность

активов - показатель, производный от выручки от реализации,

приходящейся на рубль их стоимости.

Поэтому, хотя с точки зрения инвестиционной

привлекательности нам важен показатель рентабельности активов, его

надо рассматривать как произведение рентабельности реализованной

продукции на оборачиваемость активов (выручка от реализации, деленная

на среднюю за анализируемый период стоимость активов).

[pic]

где П - балансовая прибыль; А - средняя за анализируемый

период стоимость активов; Р - выручка от реализации продукции.

Рентабельность капитала может повышаться при неизмененной

рентабельности реализованной продукции, и росте объема реализации,

опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускорением оборачиваемости

активов. И наоборот, при неизменной оборачиваемости активов

рентабельность капитала может расти за счет роста рентабельности

реализации.

Имеет ли значение для оценки инвестиционной

привлекательности, за счет каких факторов растет или снижается

рентабельность капитала? Безусловно, имеет. У разных предприятий

неодинаковы возможности повышения рентабельности реализации и

увеличения объема продаж.

Если продукция предприятия пользуется достаточно высоким

спросом, в течение какого-то времени рентабельность реализации можно

наращивать путем повышения цен. Однако, это всегда временный фактор.

Второй способ повышения рентабельности реализации - снижение

себестоимости продукции. Для этого надо, чтобы цены на материальные

ресурсы и средства на оплату труда росли медленнее цен на реализуемую

продукцию. Этот фактор тоже вряд ли достаточно надежен в нынешних

условиях.

Наиболее последовательная политика предприятия, отвечающая

целям повышения его инвестиционной привлекательности, состоит

в том, чтобы увеличивать объем производства и реализацию продукции,

пользующейся спросом на более или менее длительную перспективу. Иными

словами, - увеличение производства той продукции, необходимость которой

определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

В теории финансового анализа содержится оценка

оборачиваемости и рентабельности капитала по отдельным его составляющим:

оборачиваемость и рентабельность материальных оборотных средств, средств

в расчетах, собственных и заемных источников средств. Однако, на наш

взгляд, сами по себе эти показатели ничего не дают. Чисто арифметически, в

результате уменьшения знаменателей при расчете этих показателей по

сравнению со знаменателем показателя рентабельности или

оборачиваемости всех активов мы имеем более высокую рентабельность

и оборачиваемость отдельных элементов капитала.

При анализе рентабельности капитала, безусловно, надо принимать во

внимание роль отдельных его элементов - как в активах, так и в источниках

средств. Но зависимость, на наш взгляд, целесообразно строить не через

оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке

с динамикой его оборачиваемости и рентабельности.

Таблица 1.1.

Определения влияния изменения структуры капитала предприятия на динамику

оборачиваемости и рентабельности капитала в (%)

|Показатели |I вариант |II вариант |

| |Предыд. |Анализи-|Гр.3-Гр|Предыд. |Анализи- |Гр.3-Гр.2|

| |Период | |.2 |период |руемый | |

| |(квартал|руемый |(число |(квартал|период |(число |

| |) |период |пунктов| |(квартал)|пунктов) |

| | |(квартал|) | | | |

| | |) | | | | |

|1.Рентабельност|20 |25 |+5 |20 |15 |-5 |

|ь капитала | | | | | | |

|2. Оборачива |1,2 |1,3 |+0,1 |1,2 |1,3 |+0,1 |

|емость капитала| | | | | | |

| | | | | | | |

|(число | | | | | | |

|оборотов) | | | | | | |

|3.Средняя |100 |100 | - |100 |100 | - |

|стоимость | | | | | | |

|активов | | | | | | |

|в т.ч. | | | | | | |

|3.1. Основные |30 |25 |-5 |30 |25 |-5 |

|средства и | | | | | | |

|внеоборотные | | | | | | |

|активы | | | | | | |

|3.2. |40 |45 |+5 |40 |45 |+5 |

|Материальные | | | | | | |

|оборотные | | | | | | |

|средства | | | | | | |

|3.3 Средства в |25 |29 |+4 |25 |29 |+4 |

|расчетах | | | | | | |

|3.4 Денежные |5 |1 |-4 |5 |1 |-4 |

|средства и | | | | | | |

|краткосрочные | | | | | | |

|финансовые | | | | | | |

|вложения | | | | | | |

|4. Средняя |100 |100 | - |100 |100 | - |

|стоимость | | | | | | |

|пассивов | | | | | | |

|в т. ч. | | | | | | |

|4.1. |60 |40 |-20 |60 |40 |-20 |

|Собственные | | | | | | |

|средства | | | | | | |

|4.2. Заемные |40 |60 |+20 |40 |60 |+20 |

|средства | | | | | | |

Структура стоимости активов и пассивов в обоих вариантах одна

и та же, изменения структуры также одинаковы. Данные таблицы позволяют

ответить на вопрос, привело ли изменение структуры к повышению

эффективности использования капитала. Если да, то изменения в структуре

можно считать оправданными; если нет, необходимо улучшение структуры

капитала.

В I варианте произошел прирост оборачиваемости рентабельности

капитала при уменьшении доли основных средств и увеличении доли

материальных оборотных средств в составе имущества. Очевидно, что

уменьшение доли основных средств не привело к снижению выручки от

реализации и прибыли. Может быть, целесообразно уменьшать ее и в будущем,

соответственно увеличивая долю материальных оборотных средств. Вырос

удельный вес средств в расчетах и резко снизился удельный вес денежных

средств. В данном случае рост средств в расчетах оправдан, т.к.

связан с увеличением объема реализации (о чем свидетельствует строка

2 таблицы). Не опасным для оборачиваемости и рентабельности

капитала оказался и существенный рост заемных средств и снижение

собственных. Можно сделать вывод, что заемные средства используются

рационально. Кроме того, такой рост заемных средств оправдан

увеличением дебиторской задолженности, т.е. также связан с ростом объема

реализации.

В целом изменение структуры стоимости капитала в I варианте можно

считать оправданным, т.к. оно работает на повышение эффективности

использования капитала.

Во II варианте произошли точно такие же изменения в структуре

стоимости имущества и источников покрытия, но при этом рентабельность

капитала существенно снизилась, а оборачиваемость несколько выросла.

Значит, изменения в структуре не повлекли за собой роста

рентабельности реализованной продукции; объем реализации увеличился, но

рентабельность снизилась. В этом случае можно предположить, что

предприятие недостаточно обновляет основные средства и в их составе

преобладают старые основные средства с низкой продолжающей снижаться

остаточной стоимостью. Материальные запасы приобретены по очень высоким

ценам. И то, и другое может быть причиной снижения рентабельности

реализованной продукции. У такого предприятия стоит задача обновления

основных средств и поиска других поставщиков материалов. Увеличение

заемных средств не оправдано. Их использование нельзя в данном случае

считать рациональным с точки зрения эффективности использования всех

источников средств.

В целом же такой подход позволяет ответить на вопрос, при какой

структуре имущества, при росте или снижении каких его элементов

предприятие может повысить оборачиваемость и рентабельность капитала.

Мы рассматривали до сих пор показатель рентабельности капитала как

отношение балансовой прибыли к стоимости активов предприятия. Это,

как уже отмечалось, самый общий показатель. Величина балансовой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты