Бюджет и бюджетная система Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………………….
……..…………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении
государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный
бюджет.................................................................……...
41
2.2 Бюджеты субъектов Российской
Федерации...........................………52
2.3 Местные
бюджеты.....................................................................
.………54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83
ВВЕДЕНИЕ
Объектом дипломной работы является бюджетная система и проблемы
исполнения бюджетов разных уровней в РФ.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в
первостепенной важности бюджета для функционирования национальной
экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в
использовании ВВП.
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного
планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-
уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных
задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых
поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при
кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и
вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его
финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию
с погашением в России.
Цели и задачи работы определили её композицию. Дипломная работа со-
стоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются
цели, задачи, композиция курсовой работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм
бюджетной категории;
- Практическое исследование, в котором характеризуются бюджеты разных
уровней с использованием цифрового материала, раскрываются проблемы
межбюджетных отношений;
- Рекомендательная часть, в которой приводятся условия возникновения
бюджетного дефицита и способы его финансирования; анализируется величина
государственного долга в динамике за ряд лет и предлагаются пути его
погашения.
- Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по
работе;
- Библиографический список 18 наименований использованных источников.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические
материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия,
статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на
федеральном уровне, региональном и местном).
Представляется, что проведенное исследование может иметь определенное
практическое значение.
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации
Центральное место в системе государственных финансов занимает
государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на
текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет
бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления» [3, с. 32]. Таким образом, аккумулируя с помощью
государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые
механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом
политических, экономических и социальных функций, а именно содержание
государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение
социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде
никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на
покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования
общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и
расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по
срокам поступления и использования.
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и
взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой
системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной
государственной собственности на средства производства и наличия мощного
госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей
государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства
предприятий и организаций, и даже сбережения населения.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в
начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.
Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло
изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало
возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших
направлений реформирования государственных финансов стало расчленение
единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет,
бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к
демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали
переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена
монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация
государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным
изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном
устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система -
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов» [3, ст.6]. Под бюджетным устройством
принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы
государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств
включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У
государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными
бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии,
Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в
России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства
состоит из трёх уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,
поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.
Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта
и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей
схемы:
Консолидированный бюджет области
1.Областной бюджет
3.Бюджеты районов
области
2.Бюджеты городов
областного подчинения,
в т.ч. областного центра
3.2.Бюджеты городов
районного
подчинения
3.1.Районные
бюджеты
2.3.Бюджеты
городских
районов
3.3.Сельские
поселковые и пр. бюджеты
2.1.Городские
бюджеты
Рис. 1 Схема консолидированного бюджета области
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15