Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических

и статистических целей.

Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие

принципы бюджетной системы Российской Федерации:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,

денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов

бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а

также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок

финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения

бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,

местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами

государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных органов государственной власти и органов

местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно

осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий

по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять

направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники

финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при

исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над

расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в

доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов

(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы

бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные

поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в

обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные

расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств

внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской

Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных

бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета

и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,

утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из

необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или

достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом

объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все

расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и

поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления

не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением

целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из

бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой

печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации

о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную

открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри

представительного органа или между исполнительным и представительным

органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза

социально-экономического развития соответствующей территории; и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей

с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2. Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей

единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с

присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по

однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также

источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения

бюджетов всех уровней.

Согласно БК РФ [3,гл. 4] бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,

муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных

внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной

системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов

всех уровней. «Законодательные органы государственной власти субъектов

Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить

дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих

принципов построения и единства бюджетной классификации Российской

Федерации» [3, стр. 27].

Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ,

определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы

доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по

источникам и способам их получения.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и

безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение

органов государственной власти соответствующего уровня.

Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят

из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и

способам их получения:

1000000 - налоговые доходы;

2000000 - неналоговые доходы;

3000000 - безвозмездные перечисления;

4000000 - доходы целевых бюджетных фондов

Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на

добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и

различные акцизы.

В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:

1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные

сборы;

1030000 - налоги на совокупный доход;

1040000 - налоги на имущество;

1050000 - платежи за пользование природными ресурсами;

1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.

В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:

2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности, или от деятельности;

2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;

2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных

источников;

2060000 - административные платежи и сборы;

2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба;

2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности;

2090000 - прочие неналоговые доходы.

В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие

подгруппы:

3010000 - от нерезидентов;

3020000 - от бюджетов других уровней;

3030000 - от государственных внебюджетных фондов;

3040000 - от государственных организаций;

3050000 - от наднациональных организаций;

3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

В подгруппу "Доходы целевых бюджетных фондов" (4000000) включаются

следующие целевые бюджетные фонды:

4010000 - дорожные фонды;

4020000 - экологические фонды;

4030000 - Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам

и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

4040000 - Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

4050000 - Государственный фонд борьбы с преступностью;

4060000 - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

4090000 - Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;

4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства

водных биологических ресурсов;

4110000 - Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым

законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть

частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней

бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования

централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы

централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты