региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических
и статистических целей.
Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие
принципы бюджетной системы Российской Федерации:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,
денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов
бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а
также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок
финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения
бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами
государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных органов государственной власти и органов
местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий
по формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять
направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники
финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при
исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над
расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в
доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные
поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в
обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств
внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской
Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из
необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или
достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом
объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления
не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением
целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из
бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой
печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации
о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную
открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по
проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри
представительного органа или между исполнительным и представительным
органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории; и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей
с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
2. Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении
государственного бюджета
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей
единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с
присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по
однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также
источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения
бюджетов всех уровней.
Согласно БК РФ [3,гл. 4] бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований;
классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных
внешних активов РФ;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной
системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов
всех уровней. «Законодательные органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить
дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих
принципов построения и единства бюджетной классификации Российской
Федерации» [3, стр. 27].
Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ,
определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы
доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по
источникам и способам их получения.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего уровня.
Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят
из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и
способам их получения:
1000000 - налоговые доходы;
2000000 - неналоговые доходы;
3000000 - безвозмездные перечисления;
4000000 - доходы целевых бюджетных фондов
Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на
добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и
различные акцизы.
В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:
1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные
сборы;
1030000 - налоги на совокупный доход;
1040000 - налоги на имущество;
1050000 - платежи за пользование природными ресурсами;
1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.
В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:
2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, или от деятельности;
2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;
2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных
источников;
2060000 - административные платежи и сборы;
2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба;
2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
2090000 - прочие неналоговые доходы.
В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие
подгруппы:
3010000 - от нерезидентов;
3020000 - от бюджетов других уровней;
3030000 - от государственных внебюджетных фондов;
3040000 - от государственных организаций;
3050000 - от наднациональных организаций;
3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
В подгруппу "Доходы целевых бюджетных фондов" (4000000) включаются
следующие целевые бюджетные фонды:
4010000 - дорожные фонды;
4020000 - экологические фонды;
4030000 - Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;
4040000 - Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
4050000 - Государственный фонд борьбы с преступностью;
4060000 - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
4090000 - Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;
4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства
водных биологических ресурсов;
4110000 - Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть
частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней
бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования
централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы
централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15