вытеснения» частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические
данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при
ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных
ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения»
может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.
Государственный долг
Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических
проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг.
Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным
государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный
долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на
внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и
продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги
подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком по-
гашения до 1 года),среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации
(свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются
правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки,
другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных
бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.
Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых
ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают
компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также
международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и
развития, Международный валютный фонд и др.).
Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего
долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для
получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при
этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет
темпы экономического роста и снижает уровень жизни.
Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает
определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим
основные последствия накопления государственного долга. Во-первых, госдолг
приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей
государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее
имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в
обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников
погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению
государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на
хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового бремени
на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее
потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от
которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и
процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению
потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам
всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты
процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета,
новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга
способствует усилению зависимости страны от других государств, что
ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью
обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий
внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.
Возникновение и рост государственного долга обусловливают
необходимость управления им. Управление государственным долгом – это
совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением
займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и
консолидации государственных займов.
Конверсия и консолидация государственного долга являются важнейшими
приемами, используемыми в процессе управления государственным долгом
Конверсия государственных займов предполагает изменение их
первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило,
правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату
задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению
краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют
несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная.
При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может
выбирать: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить бумагу. При
принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями
займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо
отказаться от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке
ссудного капитала и снижении процентной ставки.
Консолидация государственного долга производится путем продления срока
действия кратко- и среднесрочных займов или путем унификации ранее
выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так
формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной
задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к
тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой
государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется
рефинансированием.
Стратегия в области управления государственным долгом в 2002 году и на
среднесрочную перспективу остается важнейшим направлением бюджетной
политики. Она нацелена на смягчение "пиков" платежей, улучшение структуры
долга и снижение стоимости его обслуживания.
Основной целью управления государственным долгом является сокращение объема
государственного долга и процентных платежей по его обслуживанию.
Учитывая значительное влияние долгового бремени на федеральный бюджет и
экономику в целом, управление долгом будет осуществляться в рамках единой
системы. Для повышения эффективности управления государственным долгом
создается единая система управления долгом, предусматривающая не только
наличие системы учета всех обязательств, но и реализацию единой стратегии
управления государственным долгом как внутренним, так и внешним.
Система управления государственным долгом, учитывающая вопросы учета,
методологии, анализа рисков, планирования и подходов к регулированию долга
позволит обеспечить осуществление заимствований и выплат на максимально
выгодных для государства условиях.
Сохранение профицита федерального бюджета в предстоящем году и направление
части доходов на погашение государственного долга создает механизм
регулирования денежного предложения и стерилизации, приводит к сокращению
долгового бремени государства и соответственно повышению его рейтинга как
страны принимающей инвестиции и как страны-заемщика.
Формирование долговой политики на 2002 год осуществлялось с учетом
преодоления последствий кризиса августа 1998 года. На рынке внутреннего
долга восстановлено доверие инвесторов к рынку государственных ценных
бумаг, значительно снизилась доходность всех торгуемых на рынке ценных
бумаг. Государственные заимствования размещаются на внутреннем финансовом
рынке исходя из доходности, приближенной к уровню инфляции.
Политика Правительства Российской Федерации в 2002 году в сфере
внутреннего долга будет направлена на реализацию следующих целей:
- осуществление заимствований исходя из потребностей бюджета, при
одновременном соблюдении основных параметров денежно-кредитной политики;
- размещение на рынке средне- и долгосрочных государственных облигаций;
- внедрение новых финансовых инструментов и технологий, направленных на
оптимизацию сроков и доходности заимствований, а также защиту интересов
различных групп инвесторов.
Политика в области внутренних заимствований сформирована таким образом,
чтобы не изымать ликвидность с рынка для финансирования непроцентных
расходов. Чистый объем внутренних заимствований составит в следующем году
9.8 млрд.руб. при уплате платежей по обслуживанию внутреннего долга - 57.9
млрд.рублей. Такая политика будет оказывать положительное влияние на
уровень банковских процентных ставок и стоимость кредитных ресурсов.
С целью сокращения государственного внешнего долга и, следуя
консервативной политике государственных заимствований в период 2002-2003
годов, общая сумма займов на внешних финансовых рынках будет ограничена 1
млрд. долларов США в год. При этом платежи по государственному внешнему
долгу в предстоящем году предусмотрены в соответствии с оригинальными
графиками без учета реструктуризации. Заимствования от Международного
валютного фонда в 2002 году не предусматриваются. Такой подход, в отличие
от предыдущих лет, позволяет реалистично прогнозировать объемы внешних
заимствований, вне зависимости от результатов переговоров с кредиторами. В
предстоящем году не предусматривается также осуществлять новые
заимствования по связанным иностранным кредитам.
Реализация намеченной бюджетной политики будет способствовать снижению
государственного долга. Начавшееся в 2000 году сокращение государственного
долга продолжится и в 2002 году. На конец 2002 года общий объем
государственного долга составит 158.5 млрд.долларов США, или 48.2% ВВП. В
предстоящие три года доля государственного долга в ВВП будет снижаться и
составит к концу 2004 года около 40% ВВП.
На величину государственного долга в 2002 году и в последующие годы влияние
будет оказывать как профицитная политика бюджета, так и укрепление курса
рубля, и реальный рост ВВП.
Таким образом, основные направления бюджетной и налоговой политики на
2002 год и среднесрочную перспективу подготовлены с учетом целей
экономической политики и направлены на создание условий для продолжения
роста экономики и повышения реальных доходов населения.
Бюджетный дефицит в России
В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй
мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в
состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативная
политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15