Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

вытеснения» частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические

данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при

ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных

ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения»

может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.

Государственный долг

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических

проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным

государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный

долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на

внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и

продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги

подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком по-

гашения до 1 года),среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации

(свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются

правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки,

другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных

бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых

ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают

компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также

международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и

развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего

долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для

получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при

этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет

темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает

определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим

основные последствия накопления государственного долга. Во-первых, госдолг

приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей

государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее

имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в

обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников

погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению

государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на

хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового бремени

на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее

потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от

которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и

процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению

потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам

всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты

процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета,

новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга

способствует усилению зависимости страны от других государств, что

ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью

обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий

внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают

необходимость управления им. Управление государственным долгом – это

совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением

займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и

консолидации государственных займов.

Конверсия и консолидация государственного долга являются важнейшими

приемами, используемыми в процессе управления государственным долгом

Конверсия государственных займов предполагает изменение их

первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило,

правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату

задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению

краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют

несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная.

При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может

выбирать: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить бумагу. При

принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями

займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо

отказаться от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке

ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга производится путем продления срока

действия кратко- и среднесрочных займов или путем унификации ранее

выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так

формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной

задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к

тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой

государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется

рефинансированием.

Стратегия в области управления государственным долгом в 2002 году и на

среднесрочную перспективу остается важнейшим направлением бюджетной

политики. Она нацелена на смягчение "пиков" платежей, улучшение структуры

долга и снижение стоимости его обслуживания.

Основной целью управления государственным долгом является сокращение объема

государственного долга и процентных платежей по его обслуживанию.

Учитывая значительное влияние долгового бремени на федеральный бюджет и

экономику в целом, управление долгом будет осуществляться в рамках единой

системы. Для повышения эффективности управления государственным долгом

создается единая система управления долгом, предусматривающая не только

наличие системы учета всех обязательств, но и реализацию единой стратегии

управления государственным долгом как внутренним, так и внешним.

Система управления государственным долгом, учитывающая вопросы учета,

методологии, анализа рисков, планирования и подходов к регулированию долга

позволит обеспечить осуществление заимствований и выплат на максимально

выгодных для государства условиях.

Сохранение профицита федерального бюджета в предстоящем году и направление

части доходов на погашение государственного долга создает механизм

регулирования денежного предложения и стерилизации, приводит к сокращению

долгового бремени государства и соответственно повышению его рейтинга как

страны принимающей инвестиции и как страны-заемщика.

Формирование долговой политики на 2002 год осуществлялось с учетом

преодоления последствий кризиса августа 1998 года. На рынке внутреннего

долга восстановлено доверие инвесторов к рынку государственных ценных

бумаг, значительно снизилась доходность всех торгуемых на рынке ценных

бумаг. Государственные заимствования размещаются на внутреннем финансовом

рынке исходя из доходности, приближенной к уровню инфляции.

Политика Правительства Российской Федерации в 2002 году в сфере

внутреннего долга будет направлена на реализацию следующих целей:

- осуществление заимствований исходя из потребностей бюджета, при

одновременном соблюдении основных параметров денежно-кредитной политики;

- размещение на рынке средне- и долгосрочных государственных облигаций;

- внедрение новых финансовых инструментов и технологий, направленных на

оптимизацию сроков и доходности заимствований, а также защиту интересов

различных групп инвесторов.

Политика в области внутренних заимствований сформирована таким образом,

чтобы не изымать ликвидность с рынка для финансирования непроцентных

расходов. Чистый объем внутренних заимствований составит в следующем году

9.8 млрд.руб. при уплате платежей по обслуживанию внутреннего долга - 57.9

млрд.рублей. Такая политика будет оказывать положительное влияние на

уровень банковских процентных ставок и стоимость кредитных ресурсов.

С целью сокращения государственного внешнего долга и, следуя

консервативной политике государственных заимствований в период 2002-2003

годов, общая сумма займов на внешних финансовых рынках будет ограничена 1

млрд. долларов США в год. При этом платежи по государственному внешнему

долгу в предстоящем году предусмотрены в соответствии с оригинальными

графиками без учета реструктуризации. Заимствования от Международного

валютного фонда в 2002 году не предусматриваются. Такой подход, в отличие

от предыдущих лет, позволяет реалистично прогнозировать объемы внешних

заимствований, вне зависимости от результатов переговоров с кредиторами. В

предстоящем году не предусматривается также осуществлять новые

заимствования по связанным иностранным кредитам.

Реализация намеченной бюджетной политики будет способствовать снижению

государственного долга. Начавшееся в 2000 году сокращение государственного

долга продолжится и в 2002 году. На конец 2002 года общий объем

государственного долга составит 158.5 млрд.долларов США, или 48.2% ВВП. В

предстоящие три года доля государственного долга в ВВП будет снижаться и

составит к концу 2004 года около 40% ВВП.

На величину государственного долга в 2002 году и в последующие годы влияние

будет оказывать как профицитная политика бюджета, так и укрепление курса

рубля, и реальный рост ВВП.

Таким образом, основные направления бюджетной и налоговой политики на

2002 год и среднесрочную перспективу подготовлены с учетом целей

экономической политики и направлены на создание условий для продолжения

роста экономики и повышения реальных доходов населения.

Бюджетный дефицит в России

В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй

мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в

состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативная

политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты