Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны -

снизить долговое бремя государства.

Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной

оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта.

При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных

доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким

образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской

Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и

полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры,

будут направляться на погашение государственного долга.

Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер по консолидации

федеральном бюджете государственных ресурсов за счет включения части

поступлений от единого социального налога в сумме 257.5 млрд.руб. или 2.43%

ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией пенсионной реформы в бюджет

Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии.

В соответствии с таким подходом проект федерального бюджета на 2002 год

сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам

- в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб

или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета

определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.

В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на

снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного

правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства

бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень

непроцентных расходов в 2002 году несколько снизится в результате

сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время,

указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет

средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.

Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются

снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого

налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из

теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой

политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического

развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее

воздействие на рост экономики.

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:

- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и

прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы,

сокращения нелегального оборота;

- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на

законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены

отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение

налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов

стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития,

снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения

налоговой политики:

1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с

одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой

нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и

инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие

ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных

с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и

имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др.

Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение

природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на

воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у

предприятий.

Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит

снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей

или 1.9 процента к ВВП.

2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой

действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на

воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Это позволит

упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием

в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на

1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости от уровня мировых цен.

Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового

бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы.

3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость

связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов,

производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что

такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных

средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме

жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем

подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в

2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации

сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические

ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за

пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на

12%).

В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматриваются

продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет

упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если

в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым

годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год

ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6

процента.

В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой

задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно

сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.

Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно

утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих

платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в

сумме 7.9 млрд.рублей.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002

год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост

доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения

этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными

активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости,

находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и

учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут

учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и

организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым

имуществом.

В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики в

2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы

Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль

сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской

Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в

доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с

физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом,

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы

зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а

также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах,

установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса

Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов

по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.

Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня

непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере 12.46%,

что ниже ожидаемой оценки текущего года.

В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в

следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в

расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных расходов

консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых условиях будет

снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой оценке в т.г. и

24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы бюджетов регионов.

Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году

расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости

достижения важнейших социальных и экономических задач.

В 2002 году определены следующие приоритетные направления бюджетной

политики:

Реализация судебной реформы:

В рамках реформирования судебной системы предусматриваются

дополнительные ассигнования в сумме 860 млн. руб. на увеличение штатной

численности судей (250 ед.), работников аппаратов арбитражных судов в

количестве 1000 ед. работников аппаратов судов; увеличение численности

помощников судей в судах общей юрисдикции в количестве 2785 ед.; увеличение

численности мировых судей в количестве 2097 ед.; введение суда присяжных

заседателей в 83 субъектах Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено

направить дополнительные средства на текущий и капитальный ремонт зданий

арбитражных судов и судов общей юрисдикции, индексацию заработной платы

судей, пожизненное содержание судей и другие мероприятия.

Реализация военной реформы.

В расходах федерального бюджета на 2002 год учтены средства на

проведение первого этапа реформы денежного довольствия по условиям и срокам

приравнивания денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним

отдельных категорий к денежному содержанию государственных служащих,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты