Бюджетное устройство и бюджетный процесс РФ

политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая

низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая

поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению

финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению

устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а

следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,

главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической

власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает

государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны,

бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной

ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию

- фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике

является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта

развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству

финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый

климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования

средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям,

является конкретным выражением экономической политики государства. Через

бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего

валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и

стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения

эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная

политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории

(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим

звеном финансовой системы любого государства и играет как важную

экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ

17.07.98.

2. ФЗ от 26.03.98 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 1998 год»

3. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской

Федерации».

4. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса в РСФСР»

5. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской

Федерации»

6. Договор РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном

делегировании полномочий между органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти Республики

Татарстан» от 15.02.94

7. Соглашение между Правительствами РФ и РТ «О бюджетных взаимоотношениях

между Российской Федерацией и Республики Татарстан» от 15.02.94.

8. Закон РТ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике

Татарстан» от 26.12.91 № 1366-XII

9. Закон РТ от 27.12.97 № 1445 «О бюджетной системе Республики Татарстан на

1998 год»

10. Постановление КМ РТ от 26.11.97 № 850 «О формировании департамента по

управлению целевыми (внебюджетными) фондами при Министерстве финансов

Республики Татарстан»

11. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на

1997-2000 г.г. // Вопросы экономики, 1997, № 1.

12. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и

финансов. // Вопросы экономики, 1998, № 7.

13. Заявление Правительства Российской Федерации о немедленных мерах по

стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 1998

году // Финансы, 1998, № 6.

14. Об итогах исполнения федерального бюджета за 1997 г. и задачах органов

финансовой системы Российской Федерации на 1998 г. (решение расширенной

коллегии МФ РФ от 20.02.98 г.) // Финансы, 1998, № 4.

15. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 1997 г.

и задачи Правительства на 1998 г. в свете послания Президента Республики

Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан/ Материалы к

докладу Премьер-министра Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина на

расширенном заседании Кабинета Министров Республики Татарстан (3 марта

1998 г.) - Казань, 1998.

16. О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюджетов

муниципальных образований в 1998 году (Решение Совета по местному

самоуправлению РФ) // Финансы, 1997, № 11.

17. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11

18. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г.

// Вопросы экономики, 1998, № 2.

19. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. //

Вопросы экономики, 1998, № 3.

20. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н.

Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.

21. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, №

5.

22. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской

Федерации // Финансы, 1998, № 6.

23. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //

Финансы, 1997, № 11.

24. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.

25. Петров В.А. Бюджет-98: приоритеты и финансовые механизмы экономического

роста // Финансы, 1997, № 11.

26. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года //

Финансы, 1998, № 5.

27. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса //

Финансы, 1998, № 6.

28. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории //

Финансы, 1998, № 6.

29. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы

экономики, 1998, № 3.

30. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /

Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.

Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

31. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова,

В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и

статистика, 1997.

32. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в

России // Финансы, 1998, №№ 5,6.

33. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 1998, № 71 - М.,

ДиалогБанк.

34. Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 1998, № 9 - М., ДиалогБанк.

35. Экономическое развитие России в 1997 году // Вопросы экономики, 1998, №

3.

-----------------------

[1] Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы, 1998,

№ 5. - С. 7-8.

[2] Там же, С. 8.

[3] См. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/

Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.

Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.;

Финансы: Учебное пособие/ А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и

др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.;

Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса в РСФСР»

[4] Здесь необходимо отметить, что до принятия БК РФ часть из названных

принципов была определена как «принципы бюджетного устройства», что, на

мой взгляд, более соответствует природе понятий «система» как совокупность

элементов и «устройство» как взаимосвязь элементов, принципы построения

системы (см. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР»). Однако, в силу того, что в настоящее время бюджетные

отношения регулируются БК РФ, примем за основу первую точку зрения.

[5] Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской

Федерации»

[6] ФЗ от 26.03.98 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 1998 год», ст. 1.

[7] Там же, ст. 2.

[8] Там же, ст. 20.

[9] Там же, ст. 26.

[10] Необходимо отметить, что за последние несколько лет государственный

долг вырос в несколько раз - еще в 1995 г. расходы по его обслуживанию

составляли 8 % всех расходов бюджета против 25 % в 1998 г. Стремительный

рост государственного долга не мог остаться без последствий - кризис лета

1998 г. во многом обусловлен именно недальновидной бюджетной политикой,

когда страна жила в долг, а Правительство строило «финансовую пирамиду» в

общегосударственном масштабе.

[11] Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 15.

[12] Закон РТ от 27.12.97 № 1445 «О бюджетной системе Республики Татарстан

на 1998 год», ст. 1.

[13] Там же, ст. 14.

[14] Там же, ст. .21

[15] Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11.

- С. 10.

[16] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /

Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.

Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - С. 203.

[17] Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //

Финансы, 1997, № 11. - С. 11.

[18] Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской

Федерации // Финансы, 1998, № 6. - С. 20.

[19] Итоги социально-экономического развития РТ в 1997 г. и задачи

Правительства на 1998 г. в свете послания Президента РТ Государственному

Совету РТ/ Материалы к докладу Премьер-министра РТ Ф.Х. Мухаметшина на

расширенном заседании Кабинета Министров РТ (3.03.98 г.) - Казань, 1998. -

С.23.

[20] См. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и

реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3.- С. 20.

[21] Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие. // Вопросы

экономики, 1998, № 3.- С. 10.

[22] Подробнее см.: Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений

в Российской Федерации. // Финансы, 1998, № 6.- С. 5-6., Улюкаев А.

Государственные финансы и региональное развитие. // Вопросы экономики,

1998, № 3.- С. 10-14.

[23] Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие. - С. 13.

[24] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /

Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.

Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - С. 208.

[25] Например, ФЗ «О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального

закона «О федеральном бюджете на 1999 год» и о порядке внесения изменений

и дополнений в федеральный бюджет» от 23.07.98 № 121-ФЗ;

Закон РТ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике

Татарстан » от 26.12.91 № 1366-XII

[26] Закон Республики Татарстан «О бюджетном устройстве и бюджетном

процессе в Республике Татарстан » от 26.12.91 № 1366-XII, ст. 20

[27] Об итогах исполнения федерального бюджета за 1997 г. и задачах органов

финансовой системы Российской Федерации на 1998 г. (решение расширенной

коллегии Минфина РФ от 20 февраля 1998 г.) // Финансы, 1998, № 4. - С. 3.

[28] Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 1998, № 9 - М., ДиалогБанк.

- С. 3.

[29] Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г.

// Вопросы экономики, 1998, № 2.- С. 22-23.

[30] Там же, С. 26-35.

[31] Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики

и финансов. // Вопросы экономики, 1998, № 7. - С. 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты