Бюджетное устройство и бюджетный процесс РФ

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные,

полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный,

контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению

представительным органом.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и

своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому

источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки,

утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации

сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х

годов не был исполнен полностью. Например, по данным 1997 года: Исполнение

федерального бюджета в 1997 г. составило по доходам 341,5 трлн., по

расходам 427,9 трлн. неденоминированных руб., или соответственно 77,2 и

79,5 % бюджетных назначений[27]. По данным 1998 г.: За январь-май 1998 г.

доходы федерального бюджета составили 105,6 млрд. руб., что в сопоставимых

ценах больше показателей прошлого года на 5 %. В январе-мае доходы бюджета

превысили текущие расходы, что привело к первичному профициту бюджета на

сумму 13,4 млрд. руб., или 1,4 % от ВВП. Однако дефицит консолидированного

бюджета РФ в январе-апреле составил 33,1 млрд. руб., или 4,3 % от ВВП (при

норме 3-3,4 %). В мае произошло снижение поступлений налоговых доходов (на

16 % меньше, чем в мае 1997 г.).[28] Из-за финансового кризиса, явно

проявившегося с апреля 1998 г. ухудшились макроэкономические показатели.

Прекратился рост производства, перестал выполняться план по доходам

бюджета. Продолжающийся кризис неплатежей и ухудшение конъюнктуры на

мировых товарных и финансовых рынках также оказали свое негативное

воздействие. Крайне негативное влияние имел резкий рост процентных расходов

(уже сейчас они составляют четверть расходов бюджета, а во второй половине

1998 г. их доля могла превысить 35 %). В результате Россия вплотную подошла

к угрозе невыплаты долговых обязательств, вследствие чего девальвация рубля

стала почти необходимостью. С целью исправить положение Правительством РФ

были приняты жесткие решения августа 1998 г. (главное из них -

реструктуризация внутреннего долга). Однако эти решения вкупе с

политическим кризисом спровоцировали обвал валютного курса рубля и новый

виток инфляции. Как следствие реальное исполнение бюджета опять отложено

«до лучших времен» (подробнее о финансовой ситуации в России и российской

бюджетной политике - гл. 4 настоящей работы).

5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной

из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными

(представительными) органами власти (последующий контроль).

Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган -

Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле -

при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на

основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей

бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении

федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в

Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме

федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении

внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

. отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и

Президента РФ;

. отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и

погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных

гарантиях;

. отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

. отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

. сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению

государственных (муниципальных) услуг;

. годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по

главным распорядителям бюджетных средств;

. реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии

внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного

финансового года;

. отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных

взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального

бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в

ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета

в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего

принимает решение об утверждении или отклонении отчета .

4. Бюджетная политика Российской Федерации

и направления ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по

определению основных задач и количественных параметров формирования доходов

и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из

основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная

политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием

Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее

марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор

бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным

дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной

политики может быть оценена по результативности деятельности органов

исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных

финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,

поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может

выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной

политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить

следующие[29]:

. уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

. уровень выполнения бюджетных обязательств;

. величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного

бюджета;

. уровень монетизации бюджетного дефицита;

. величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного

дефицита;

. динамику валового внутреннего продукта;

. уровень безработицы;

. степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,

характеризующие специфику современного этапа в развитии российской

экономики:

. масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

. величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия

бюджетного финансирования;

. величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Для иллюстрации оценки эффективности российской бюджетной политики

приведем конкретные данные в соответствии с перечисленными выше критериями

(Источники: Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за период - 1994 - 1997

г.г.[30]

|Периоды |1 |2 |3 |4 |5 |

|Вице-премьеры, |А. Шохин|А. |В. |В. |А. |

|курировавшие финансовую| |Чубайс |Кадан-ни|Потанин,|Чубайс |

|политику | | |ков |А. | |

| | | | |Лившиц | |

|Министры финансов |С. |В. |В. |А. |А. |

| |Дубинин |Пансков |Пансков |Лившиц |Чубайс |

|Период |февраль-|январь-д|январь-а|сентябрь|апрель-н|

|Показатели |декабрь |екабрь |вгуст |1996 г. |оябрь |

| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |- март |1997 г. |

| | | | |1997 г. | |

|Доходы федерального бюджета (по определению МВФ) |

|с элиминированием сезонной составляющей |

|(в среднем за период, в % к ВВП) |

|Наличными деньгами и | | | | | |

|денежными суррогатами: | | | | | |

|Все доходы |12,0 |12,4 |10,3 |9,0 |10,6 |

|в том числе: | | | | | |

|налоговые доходы |11,9 |10,8 |8,7 |8,0 |8,6 |

|неналоговые доходы |0,1 |1,6 |1,7 |1,0 |2,1 |

|Удельный вес в | | | | | |

|налоговых доходах, в % | | | | | |

|наличных денег |98,9 |89,6 |82,3 |85,3 |91,7 |

|денежных суррогатов |1,1 |10,4 |17,7 |14,7 |8,3 |

|Выполнение бюджетных обязательств |

|Расходы федеральн. | | | | | |

|бюджета (по определению|23,2 |17,4 |18,0 |21,1 |16,0 |

|МВФ) в % к ВВП | | | | | |

|Просроченная зад-ть по | | | | | |

|оплате труда из-за | | | | | |

|отсутствия бюджетн. | | | | | |

|финансир-ния на конец | | | | | |

|периода: | | | | | |

|млрд. руб. |915 |2736 |6107 |11305 |4940 |

|во всей зад-ти по опл. |17,3 |17,3 |17,0 |21,5 |10,1 |

|труда, % |4,4 |6,6 |14,9 |27,7 |9,1 |

|в фонде оплаты труда, %| | | | | |

|Дефицит бюджета и государственный долг |

|Дефицит фед. бюджета | | | | | |

|(по определению МВФ) в |11,1 |5,3 |7,7 |8,0 |5,3 |

|% к ВВП | | | | | |

|Государственный долг, | | | | | |

|оформленный ГКО-ОФЗ, на| | | | | |

|конец периода, в % к |1,0 |3,2 |7,9 |11,3 |12,6 |

|ВВП | | | | | |

|Прирост гос. долга, | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты