Бюджетное устройство и бюджетный процесс РФ

экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,

регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов

субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных

внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать

организацию бюджетной системы и принципы ее построения.[3]

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

. первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

. второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский

бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных

округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

фондов;

. третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,

поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным

устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня -

государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в

федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих

государственных и административно-территориальных единиц) не входят в

бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК

РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы

(общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный

бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей

территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют

бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории

муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный

бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты

позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона

или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и

статистических целей.

2. Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие

принципы бюджетной системы Российской Федерации:

. единства бюджетной системы Российской Федерации;

. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

. самостоятельности бюджетов;

. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

. сбалансированности бюджета;

. эффективности и экономности использования бюджетных средств;

. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

. гласности;

. достоверности бюджета;

. адресности и целевого характера бюджетных средств.[4]

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,

денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов

бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а

также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок

финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения

бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ ,

местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами

государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных органов государственной власти и органов местного

самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно

осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий

по формированию доходов соответствующих бюджетов;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления

самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления

расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования

дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении

законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов

и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в

доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов

(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы

бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные

поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в

обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные

расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств

внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской

Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных

бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета

и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,

утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из

необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или

достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом

объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все

расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и

поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления

не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением

целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из

бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой

печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации

о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную

открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри

представительного органа или между исполнительным и представительным

органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза

социально-экономического развития соответствующей территории; и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей

с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости

показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации

используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная

классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех

уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих

бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического

анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения

финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

. классификацию доходов бюджетов РФ;

. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

. экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

РФ;

. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,

муниципальных образований;

. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных

внешних активов РФ;

. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов

Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов

Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов

Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита

бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной

системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов

всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов

Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими

нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной

классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной

классификации Российской Федерации.

Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации

утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации

Российской Федерации» (действие ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной

классификации Российской Федерации» в основном, приостановлено). Бюджетная

классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы,

статьи и подстатьи.

Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы[5]:

|Код |Наименование групп |

|1000000 |Налоговые доходы |

|2000000 |Неналоговые доходы |

|3000000 |Безвозмездные перечисления |

|4000000 |Доходы целевых бюджетных фондов |

|Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы: |

|Код |Наименование подгрупп |

|3010000 |От нерезидентов |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты