следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного
фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с
преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда
развития Федеральной пограничной службы, Фонда Министерства по атомной
энергии, Фонда развития таможенной системы, Федерального фонда
Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета РФ на 1998 г.[9] (выдержка)
|Виды расходов |Сумма, тыс. |
| |руб. |
|ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |12 085 733,7 |
|СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |4 453 949,8 |
|МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |14 496 983,9 |
|НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |81 765 000,0 |
|ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ |41 616 615,1 |
|БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА | |
|ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ |11 157 881,0 |
|НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ | |
|ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |27 438 327,2 |
|СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |12 017 785,6 |
|ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, |2 929 835,8 |
|ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ | |
|ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |1 521 357,0 |
|РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ |100 000,0 |
|ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ |8 474 217,5 |
|ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | |
|ОБРАЗОВАНИЕ |17 253 152,7 |
|КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ |3 567 818,2 |
|СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |2 011 997,9 |
|ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |9 424 731,8 |
|СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |35 066 011,2 |
|ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА |124 135 443,0 |
|ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ |6 732 765,0 |
|ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ |51 703 792,0 |
|УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ |1 921 700,0 |
|МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ |771 538,0 |
|ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА |3 670 357,0 |
|ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |6 450 741,8 |
|ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |32 078 999,9 |
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все
большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга,
возникающего при использовании государственного кредита для покрытия
дефицита бюджета, - почти 25 % всех расходов.[10]
Об особенностях исполнения федерального бюджета подробнее будет сказано
в гл. 3 настоящей работы.
2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень
бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта
РФ[11]. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований,
находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта
РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень
регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено что в
бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих
федеральных налогов:
. налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным
ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);
. НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые)
на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на
драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25
процентов доходов;
. акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные
изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской
Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
. акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за
исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на
услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и
легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
. лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим
законодательством;
. подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
. налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
. платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам,
установленным действующим законодательством;
. платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами - в размере 60 процентов доходов;
. лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
. платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;
. налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
. прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в
бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской
Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако
существуют определенные отличия, связанные с различным правовым
регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации
имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
Например, в Республике Татарстан основным правовым актом, регламентирующим
бюджетный процесс, является Закон Республики Татарстан «О бюджетном
устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан» от 26.12.91 № 1366-
XII. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и
соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения. Так, например,
15.02.94 был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан
«О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Татарстан» и ряд конкретизирующих
положения Договора соглашений, в том числе Соглашение между Правительствами
Российской Федерации и Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях
между Российской Федерацией и Республики Татарстан. Соглашение, в
частности, устанавливает, что Республики Татарстан производит взносы
платежей в федеральный бюджет, исходя из следующих нормативов и соглашений:
. налога на прибыль по нормативу 13 процентов;
. подоходного налога с физических лиц по нормативу 1 процент;
. налога на добавленную стоимость по нормативу, определяемому в ежегодных
соглашениях между министерствами финансов РФ и РТ.
Данное соглашение давало возможность оставлять в бюджете РТ акцизы на
спирт, водку и ликероводочные изделия, акцизы на нефть и газ, плату за
землю, доходы от приватизации, специальный налог для финансовой поддержки
важнейших отраслей народного хозяйства.
Однако следует отметить, что Договор и соглашения к нему явились
результатом политического торга между Федерацией и ее субъектом, своего
рода «платой» за лояльность центральному Правительству. В настоящее время
политическая ситуация изменилась и условия подписания нового соглашения
вряд ли сохранят особый статус Республики Татарстан (срок действия
вышеназванного соглашения истекает 15.02.99 - оно было заключено на 5 лет -
однако по ряду соглашений, срок действия которых уже истек, до сих пор не
принято какого-либо решения).
Республиканский бюджет Республики Татарстан на 1998 год по расходам
утвержден в сумме 13 048 568 тыс. рублей и по доходам в сумме
12 081 681 тыс. рублей, предельный размер дефицита Республиканского бюджета
- 966 887 тыс. рублей[12].
В Республиканском бюджете на 1998 год консолидированы средства целевых
бюджетных фондов:
. Фонда занятости Республики Татарстан;
. Фонда "Пожарная безопасность";
. Фонда безопасности дорожного движения УГАИ МВД РТ;
. Дорожного фонда в Республике Татарстан;
. Экологического фонда Республики Татарстан;
. Фонда приватизации Республики Татарстан;
. Республиканского фонда НИОКР;
. Фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения
эффективности добычи полезных ископаемых РТ;
. Республиканской больничной кассы;
. Фонда по газификации районов, городов и сельских поселений.
Доходы бюджета РТ на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[13]:
|Виды доходов |Сумма |
|Налоговые доходы, всего |5 349 483 |
|в том числе: | |
|НДС |1 690 221 |
|акцизы |1 150 000 |
|Неналоговые доходы, всего |1 004 228 |
|Доходы целевых бюджетных фондов, всего |5 727 970 |
|в том числе: | |
|Дорожный фонд в Республике Татарстан |2 500 000 |
|Фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов и | |
|повышения эффективности добычи полезных ископаемых |1 130 230 |
|Республики Татарстан | |
Основные расходы бюджета РТ на 1998 г.(в тыс. руб.)(выдержка)[14]:
|Виды расходов |Сумма |
|Государственное управление |218 882 |
|Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |628 720 |
|Сельское хозяйство |1 153 900 |
|Расходы на формирование госзаказа по продовольственным |250 000 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11