Финансирование научно-технического прогресса в РФ
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
Институт переподготовки и повышения квалификации
кадров по финансово-банковским специальностям
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Финансы»
«ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСЕКОГО ПРОГРЕССА В РОСССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
Выполнил: студент группы
Руководитель:
Москва, 2000
Содержание
1. Введение
2. Состояние российской науки в переходный период
3. Государственная научно-техническая политика
4. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
4.1.Затраты на науку и получатели бюджета
4.2.Федеральные целевые программы
4.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
4.4. Дополнительные способы финансирования
5. Новые формы финансирования в научной сфере
5.1. Государственные научно-технические программы
5.2. Государственные научно-технические центры
5.3. Конкурсы, гранты, тендеры
5.4. Частная наука
6. Заключение
Давно известно, что если у страны нет
дееспособной экономики, то у нее нет
настоящего. А если нет науки
дееспособной и перспективно, эффективно
развивающейся и востребованной, то нет
будущего.
(Из выступления В.В.Путина на встрече с
научно-технической общественностью 8
февраля 2000 г. г.Зеленоград)
1. Введение
Научно-технический потенциал любой страны - важнейший национальный
ресурс, одна из основ промышленного развития, обновления общественной и
научной жизни. Эффективная организация научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ и использование научных знаний
обеспечивают успех государств и транснациональных корпораций на рынках
высоких технологий, экономический рост в этих странах.
Уровень развития науки во многом определяет эффективность
экономической деятельности, обороноспособность, защищенность личности и
общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных
факторов.
Однако люди принимают как данное все удобства современной
цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной
работы и основанными на них технологическими достижениями зачастую
превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество, если
оно заботится о будущем, должно обеспечивать не только научные
направления, которые определяются сиюминутными практическими
потребностями.
Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты
государственной научно-технической политики Правительства Российской
Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а
также охарактеризовать новые формы государственного и
негосударственного финансирования научно-технического прогресса.
2. Состояние российской науки в переходный период
В эволюции взаимоотношений государство-наука в СССР, а затем и в
России, большое значение и влияние имели политические установки
государства. Результатом советского периода развития стал уникальный
тип науки, характеризовавшийся широтой фронта исследований, высоким
уровнем милитаризации, монополизма и ведомственности, слабостью связей
с высшим образованием, неспособностью к восприятию рыночных
инновационных механизмов, а также неразвитостью связей с мировым
научным процессом. В отличие от европейской науки, которая существует
самостоятельно и независимо в основном за счет совмещения научной
деятельности с преподавательской, российская наука родилась и выросла
благодаря попечительству государства, на его средства, всецело зависела
от него, им же регулировалась. С таким багажом российская наука
вступила в период реформ.
В переходный период место науки в системе национально-
государственных интересов изменилось в сторону снижения ее престижа и
статуса. Наука была исключена из числа областей, требующих наибольшего
внимания со стороны государства. Причина заключалась в том, что наука
не рассматривалась в качестве инструмента решения тех организационно-
экономических задач, которые находились в центре внимания
правительства: быстрая финансовая стабилизация, предотвращение спада в
базовых отраслях, запуск необратимых реформ. К тому же принципиально
новая ситуация в военно-политической области снизила интерес властных
структур к оборонному комплексу в целом и оборонной науке в частности.
Исключение составляли те области наук или научные организации, которые
представляли собой потенциальную опасность при снижении государственной
поддержки: ядерная физика, исследования в области химического и
бактериологического оружия и прочие. Остальная часть науки стремительно
теряла былой статус.
Экономическая ситуация, на фоне которой происходили изменения в
сфере науки, была весьма неблагоприятной и характеризовалась следующими
основными параметрами:
1. Усилилось падение производства в целом и в отдельных его звеньях;
2. Были нарушены механизмы установления технологического равновесия между
отраслями;
3. Из-за нарастания инфляционных процессов большинство отраслей не имели
реальной потребности в использовании резервов научно-технического
потенциала;
4. Неэффективность системы финансово-бюджетных и кредитно-денежных
рычагов, расстройство бюджетной сферы послужили причиной резкого
ухудшения финансового положения в науке;
5. Процессы акционирования и приватизации в научной сфере протекали
медленно и неоднозначно. Трудности изменения характера собственности в
науке существенно выше, чем в промышленности;
6. Разрыв хозяйственных связей вызвал разрушение инновационного процесса.
Немалую роль здесь сыграл распад СССР, поскольку типичны были случаи,
когда научные исследования осуществлялись в России, опытно-
экспериментальные работы - в Белоруссии, а внедрение - на Украине.
В этих условиях государство продекларировало селективную политику
поддержки науки. Это направление стало стратегическим в регулировании
научной сферы, и с некоторыми корректировками сохраняется и сегодня.
Было признано необходимым задействование широкого спектра мер,
стимулирующих предприятия финансировать научные исследования, а также
снижающих налоговое бремя на исследовательские институты. Однако эти
косвенные меры стимулирования удалось реализовать далеко не в полной
мере из-за кризисного состояния экономики, когда резко упал
платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. Это дополнялось
неразработанностью эффективных методов контроля, без которых тонкие
инструменты регулирования рыночной экономики становятся неэффективными,
а также отсутствием надежной информационной и законодательной базы.
Главный недостаток преобразований состоял в том, что они
проводились непоследовательно и медлительно. Правительство
критиковалось не столько за декларацию непопулярной политики, сколько
за отсутствие конкретных шагов по ее реализации. Фактически в жизнь
воплощался вариант нерегулируемого самоспасения науки, ведший к ее
быстрой деградации.
3. Государственная научно-техническая политика
Государственная научно-техническая политика - система целей,
направлений, способов и форм вмешательства государства в создание
технических и нетехнических нововведений и их передачи в различные
сферы.
В условиях рыночной экономики государство может реализовать свои
цели в научно-технической области тремя способами:
- финансировать за счет бюджета те исследования, разработки и
направления, которые наиболее соответствуют целям государства;
- принимать законы и нормативные акты, непосредственно управлять
структурами, находящимися в государственной собственности, вводить
льготы и стимулы для частных компаний и негосударственных
некоммерческих учреждений;
- формировать общественное мнение относительно науки, ученых и
нововведений.
Описанная выше тревожная ситуация заставила заговорить о
необходимости реформирования науки. В 1990 г. была одобрена "Концепция
совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях
радикальной экономической реформы", в 1992 г. - "Основные положения
концепции развития науки и техники РФ", в 1996 г. - "Доктрина развития
российской науки", в 1998 г. - "Концепция реформирования российской
науки на период 1998-2000 годов".
Согласно Доктрине развития российской науки, поддержанной
Правительственной комиссией по научно-технической политике, ключевым
элементом реформирования системы управления сферой науки становится
совершенствование механизмов финансирования, организации научных
исследований и налоговой политики, а именно:
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского
назначения в размере не менее 3 процентов его расходной части с
ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации
экономики;
- обеспечение устойчивого государственного финансирования
Российской академии наук, Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской
академии образования, Российской академии архитектуры и
строительных наук, Российской академии художеств,
государственных научных центров и организаций, работающих по
приоритетным направлениям науки и техники, государственных
университетов и других ведущих высших учебных учреждений,