Финансирование научно-технического прогресса в РФ

Финансирование научно-технического прогресса в РФ

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Институт переподготовки и повышения квалификации

кадров по финансово-банковским специальностям

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Финансы»

«ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСЕКОГО ПРОГРЕССА В РОСССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

Выполнил: студент группы

Руководитель:

Москва, 2000

Содержание

1. Введение

2. Состояние российской науки в переходный период

3. Государственная научно-техническая политика

4. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса

4.1.Затраты на науку и получатели бюджета

4.2.Федеральные целевые программы

4.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм

4.4. Дополнительные способы финансирования

5. Новые формы финансирования в научной сфере

5.1. Государственные научно-технические программы

5.2. Государственные научно-технические центры

5.3. Конкурсы, гранты, тендеры

5.4. Частная наука

6. Заключение

Давно известно, что если у страны нет

дееспособной экономики, то у нее нет

настоящего. А если нет науки

дееспособной и перспективно, эффективно

развивающейся и востребованной, то нет

будущего.

(Из выступления В.В.Путина на встрече с

научно-технической общественностью 8

февраля 2000 г. г.Зеленоград)

1. Введение

Научно-технический потенциал любой страны - важнейший национальный

ресурс, одна из основ промышленного развития, обновления общественной и

научной жизни. Эффективная организация научно-исследовательских и

опытно-конструкторских работ и использование научных знаний

обеспечивают успех государств и транснациональных корпораций на рынках

высоких технологий, экономический рост в этих странах.

Уровень развития науки во многом определяет эффективность

экономической деятельности, обороноспособность, защищенность личности и

общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных

факторов.

Однако люди принимают как данное все удобства современной

цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной

работы и основанными на них технологическими достижениями зачастую

превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество, если

оно заботится о будущем, должно обеспечивать не только научные

направления, которые определяются сиюминутными практическими

потребностями.

Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты

государственной научно-технической политики Правительства Российской

Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а

также охарактеризовать новые формы государственного и

негосударственного финансирования научно-технического прогресса.

2. Состояние российской науки в переходный период

В эволюции взаимоотношений государство-наука в СССР, а затем и в

России, большое значение и влияние имели политические установки

государства. Результатом советского периода развития стал уникальный

тип науки, характеризовавшийся широтой фронта исследований, высоким

уровнем милитаризации, монополизма и ведомственности, слабостью связей

с высшим образованием, неспособностью к восприятию рыночных

инновационных механизмов, а также неразвитостью связей с мировым

научным процессом. В отличие от европейской науки, которая существует

самостоятельно и независимо в основном за счет совмещения научной

деятельности с преподавательской, российская наука родилась и выросла

благодаря попечительству государства, на его средства, всецело зависела

от него, им же регулировалась. С таким багажом российская наука

вступила в период реформ.

В переходный период место науки в системе национально-

государственных интересов изменилось в сторону снижения ее престижа и

статуса. Наука была исключена из числа областей, требующих наибольшего

внимания со стороны государства. Причина заключалась в том, что наука

не рассматривалась в качестве инструмента решения тех организационно-

экономических задач, которые находились в центре внимания

правительства: быстрая финансовая стабилизация, предотвращение спада в

базовых отраслях, запуск необратимых реформ. К тому же принципиально

новая ситуация в военно-политической области снизила интерес властных

структур к оборонному комплексу в целом и оборонной науке в частности.

Исключение составляли те области наук или научные организации, которые

представляли собой потенциальную опасность при снижении государственной

поддержки: ядерная физика, исследования в области химического и

бактериологического оружия и прочие. Остальная часть науки стремительно

теряла былой статус.

Экономическая ситуация, на фоне которой происходили изменения в

сфере науки, была весьма неблагоприятной и характеризовалась следующими

основными параметрами:

1. Усилилось падение производства в целом и в отдельных его звеньях;

2. Были нарушены механизмы установления технологического равновесия между

отраслями;

3. Из-за нарастания инфляционных процессов большинство отраслей не имели

реальной потребности в использовании резервов научно-технического

потенциала;

4. Неэффективность системы финансово-бюджетных и кредитно-денежных

рычагов, расстройство бюджетной сферы послужили причиной резкого

ухудшения финансового положения в науке;

5. Процессы акционирования и приватизации в научной сфере протекали

медленно и неоднозначно. Трудности изменения характера собственности в

науке существенно выше, чем в промышленности;

6. Разрыв хозяйственных связей вызвал разрушение инновационного процесса.

Немалую роль здесь сыграл распад СССР, поскольку типичны были случаи,

когда научные исследования осуществлялись в России, опытно-

экспериментальные работы - в Белоруссии, а внедрение - на Украине.

В этих условиях государство продекларировало селективную политику

поддержки науки. Это направление стало стратегическим в регулировании

научной сферы, и с некоторыми корректировками сохраняется и сегодня.

Было признано необходимым задействование широкого спектра мер,

стимулирующих предприятия финансировать научные исследования, а также

снижающих налоговое бремя на исследовательские институты. Однако эти

косвенные меры стимулирования удалось реализовать далеко не в полной

мере из-за кризисного состояния экономики, когда резко упал

платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. Это дополнялось

неразработанностью эффективных методов контроля, без которых тонкие

инструменты регулирования рыночной экономики становятся неэффективными,

а также отсутствием надежной информационной и законодательной базы.

Главный недостаток преобразований состоял в том, что они

проводились непоследовательно и медлительно. Правительство

критиковалось не столько за декларацию непопулярной политики, сколько

за отсутствие конкретных шагов по ее реализации. Фактически в жизнь

воплощался вариант нерегулируемого самоспасения науки, ведший к ее

быстрой деградации.

3. Государственная научно-техническая политика

Государственная научно-техническая политика - система целей,

направлений, способов и форм вмешательства государства в создание

технических и нетехнических нововведений и их передачи в различные

сферы.

В условиях рыночной экономики государство может реализовать свои

цели в научно-технической области тремя способами:

- финансировать за счет бюджета те исследования, разработки и

направления, которые наиболее соответствуют целям государства;

- принимать законы и нормативные акты, непосредственно управлять

структурами, находящимися в государственной собственности, вводить

льготы и стимулы для частных компаний и негосударственных

некоммерческих учреждений;

- формировать общественное мнение относительно науки, ученых и

нововведений.

Описанная выше тревожная ситуация заставила заговорить о

необходимости реформирования науки. В 1990 г. была одобрена "Концепция

совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях

радикальной экономической реформы", в 1992 г. - "Основные положения

концепции развития науки и техники РФ", в 1996 г. - "Доктрина развития

российской науки", в 1998 г. - "Концепция реформирования российской

науки на период 1998-2000 годов".

Согласно Доктрине развития российской науки, поддержанной

Правительственной комиссией по научно-технической политике, ключевым

элементом реформирования системы управления сферой науки становится

совершенствование механизмов финансирования, организации научных

исследований и налоговой политики, а именно:

- выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского

назначения в размере не менее 3 процентов его расходной части с

ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации

экономики;

- обеспечение устойчивого государственного финансирования

Российской академии наук, Российской академии медицинских наук,

Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской

академии образования, Российской академии архитектуры и

строительных наук, Российской академии художеств,

государственных научных центров и организаций, работающих по

приоритетным направлениям науки и техники, государственных

университетов и других ведущих высших учебных учреждений,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты