Финансирование научно-технического прогресса в РФ

исследований по фундаментальным проблемам математики, механики и

информатики, физики, астрономии, химии, биологии, медицинской

науки, наук о Земле и наук о человеке и обществе. Таким образом,

спектр исследований,

поддерживаемых РФФИ, охватывает все направления фундаментальной

науки - от абстрактных

математических задач и вихревых движений до стрессовых состояний

человека и компьютерной расшифровки древнерусских песнопений.

- Издательских проектов.

- Проектов создания и развития информационных, вычислительных и

телекоммуникационных ресурсов для проведения фундаментальных

исследований.

- Организации и проведения всероссийских и международных научных

мероприятий на территории России.

- Участия российских ученых в международных научных мероприятиях

за рубежом.

- Проектов организации экспедиционных работ.

РФФИ финансирует научную деятельность по принципиально новой форме.

Тематика научной работы заранее не задается. Средства РФФИ образуются

за счет фиксированного процента отчислений от общей суммы

государственных расходов на науку, указанной в бюджете (первоначально

3%, с 1994 г. - 4%).

В федеральном бюджете на 2000 г. предусмотрены отчисления в размере

6% от общих расходов на науку. В соответствии с принятым бюджетом РФФИ

должен получить в 2000 году 955,6 млн. рублей. При этом выделение

средств на различные виды конкурсов приведено в Таблице 2, а

финансовые квоты научных направлений и основные итоги конкурса

инициативных научных проектов 2000 года - в Таблице 3 [14].

Таблица 2

|Виды конкурсов |Квота (тыс. |

| |руб.) |

|Инициативные научные проекты и прочие конкурсы |785 600 |

|РФФИ | |

|Информационно-вычислительные и |47 000 |

|телекоммуникационные ресурсы | |

|Программное обеспечение суперЭВМ и |15 000 |

|суперкомпьютерных центров | |

|Поддержка научных библиотек |70 000 |

|Экстренные конкурсы и программы |10 000 |

Таблица 3

|Научная область |Квота, тыс. руб.|Инициативные| | |

| |(на все виды |проекты | | |

| |конкурсов) | | | |

| | |Число заявок|Число |Число |

| | |на конкурс |новых |продолж. |

| | |2000 г. |грантов |грантов |

| | | |2000 г. | |

|Математика, |98200 |929 |379 |1001 |

|механика, | | | | |

|информатика | | | | |

|Физика и |204200 |2031 |639 |1070 |

|астрономия | | | | |

|Химия |129600 |1219 |368 |781 |

|Биология и |170500 |1613 |594 |1217 |

|медицинская наука| | | | |

Помимо РФФИ существует еще несколько отечественных фондов. Во-

первых, в конце 1994 года от РФФИ отделился Российский Гуманитарный

Научный Фонд (РГНФ), бюджет которого составил 0.5% государственных

расходов на науку. Во-вторых, был сформирован Фонд содействия развитию

малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Его средства

были также сформированы за счет отчисления 0.5% от общей суммы расходов

на науку, указанной в федеральном бюджете (в бюджете на 2000 г.

предусмотрено выделение средств указанным фондам по 1% расходов на

науку).

Специфика Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства

в научно-технической сфере состоит в использовании им таких форм

поддержки проектов, как долевое финансирование, консультирование и

информационные услуги по патентованию, лицензированию и другим видам

правовой защиты интеллектуальной собственности, маркетинг, выдача

гарантий для получения кредитов в коммерческих банках и т.д. Базовым

правилом является возвратное финансирование с индексацией величины

кредита до 1/2 процентной ставки Центрального банка на момент

заключения договора. Считается, что проекты для финансирования на

возвратной основе, которые проводят фонды поддержки инновационной

деятельности, отбираются более эффективно. Поскольку речь идет о

возврате крупных сумм, эксперты работают с заявителем напрямую,

тщательно изучая бизнес-план и другие документы. В результате 70%

средств возвращается в эти фонды, что является хорошим показателем.

Однако, удельный вес всех фондов, распределяющих ассигнования на

конкурсных началах, не превышает 5% общего бюджета науки, то есть

конкурировать с РФФИ они пока не могут. Задача правительства -

используя налоговые льготы, стимулировать коммерческие организации к

созданию и развитию разветвленной системы фондов-конкурентов.

До 1996 года российские организации выступали, как правило, только

в роли заказчика, например, на покупки компьютерной техники и

программного обеспечения у зарубежных фирм по кредитам Всемирного

банка. В 1996 г. Министерство науки и технической политики объявило о

начале государственных торгов (тендеров) в области перспективных

разработок. Впервые на федеральном уровне в научно-технической сфере

внедряется контрактный механизм, где российские организации выступают в

качестве потенциальных поставщиков. Особенность тендера в том, что

исполнители выбираются на конкурсной основе для выполнения конкретных,

наиболее важных для государства проектов. При этом поддерживаются

лучшие исполнители, а не проекты. В этом смысле тендеры противоположны

грантам, где конкурсная комиссия не задает тематику заранее, инициатива

принадлежит автору проекта.

Следует отметить, что на ведомственных конкурсах и тендерах может

негативно отразиться закрытость конкурсных комиссий и традиционный

произвол при принятии решений. Эксперты уже делят тендеры на

"зарубежные", проводимые Всемирным банком или Международным банком

реконструкции и развития, и чисто "российские". Если первые довольно

открытые, по ним можно получить необходимую информацию, то среди

российских попадаются чрезвычайно закрытые, когда неизвестны ни

предполагаемая стоимость, ни критерии, ни даже проблема, которую надо

решить. Устроители тендера порой заранее знают, кто его выиграет.

Мировой опыт показал, что массовая плодотворная научно-

технологическая среда может функционировать только при условиях честной

конкуренции. Протекционизм на любом уровне (от институтского до

государственного) рано или поздно приводит к застою и деградации

научной мысли и потере конкурентоспособности на мировом научном рынке.

Система грантов, финансируемых государством или частными фондами, по-

видимому, является наиболее совершенной системой поддержки и управления

фундаментальными исследованиями. Успех такой системы зависит от наличия

критической массы исследователей, участвующих как в получении грантов,

так и в их анонимном рецензировании. Другим важным условием

функционирования грантовой системы является обеспечение честной

анонимной процедуры рецензирования, исключающей допуск некомпетентных и

находящихся в конфликте интересов ученых. Россия может избрать один из

двух путей построения такой системы.

Успешный опыт бывших социалистических стран был основан на

включении ученых этих стран в единый европейский рынок конкуренции за

научные гранты. Сродни шоковой терапии, такой подход сначала привел к

значительным финансовым потерям и без того слабого научного бюджета.

Поэтому он был встречен с изрядной долей критицизма. Эти страны платили

свою долю в фонды, но получали значительно меньше в виде грантов из-за

низкой конкурентоспособности их исследований и слабого знакомства с

грантовой системой как таковой. Однако по прошествии нескольких лет

научные обмены и вовлеченность в единое научное пространство привели к

выравниванию научных уровней и повышению конкурентоспособности.

С другой стороны, Россия может попытаться создать свое рецензионное

сообщество без включения зарубежных исследователей, в силу того, что

научный потенциал России несомненно был и остается более значительным,

чем потенциал любой из бывших социалистических стран. Однако, принимая

во внимание повальную утечку мозгов, участие по крайней мере российской

научной диаспоры за рубежом является необходимым структурообразующим

элементом такого подхода.

На сегодняшний день серьезную финансовую поддержку российской науке

оказывают зарубежные фонды и международные программы - ежегодно 150-200

млн долларов. Начало положено Международным научным фондом, созданным

американским финансистом Дж. Соросом (бюджет фонда 100 млн долларов) –

с 1995 г. фонд прекратил поддержку естественнонаучных исследований. В

1992 г. в Москве были открыты представительства фонда МакАртуров,

программы Фулбрайт. Среди зарубежных фондов наиболее широко

представлены американские, среди европейских научных программ известны

ИНТАС, Коперникус.

В 1996-1997 гг. зарубежные фонды перешли от программ, связанных с

поддержкой собственно исследований, к программам развития научной

инфраструктуры - телекоммуникационных проектов, поддержки журналов и

библиотек, конкурсам на разработку учебников. В финансировании самих

исследований усилилась селективная поддержка отдельных направлений,

категорий научных работников и преподавателей. Наиболее активно

поддерживаются гуманитарные науки и экология (институт "Открытое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты