общество", АЙРЕКС, АСПРЯЛ, программа Фулбрайт), социально-
ориентированные исследования (Московский научный фонд, Фонд Форда, Фонд
МакАртуров), исследования прикладной направленности в области
естественных и технических наук (Коперникус, Фонд гражданских
исследований и разработок). Существуют программы помощи молодым
исследователям, преподавателям вузов, аспирантам и студентам
(Международная Соросовская программа образования в области точных
наук), а также научным школам (институт "Открытое общество").
За эту помощь приходится платить высокую цену. В начале 90-х годов
действительно нужны были экстренные меры, но затянувшийся
благотворительный процесс поставил наших ученых в унизительное
положение "вечных нищих". На Западе появились резкие критические
статьи, и рассчитывать на бесконечное финансирование со стороны
зарубежных фондов становится аморальным. Да и российская научная
общественность неодинаково оценивает роль фондов. Негативно настроенные
ученые считают, что они созданы не столько для поддержки российской
науки, сколько для заимствования наиболее перспективных направлений,
вербовки наших ученых для работы на себя.
В последние годы сотрудничество по проектам зарубежных фондов стало
более равноправным, так как российская сторона вносит средства для
совместных исследований. Были объявлены конкурсы РФФИ-ИНТАС и РГНФ-
ИНТАС. Их бюджет составил около 900 тыс. экю. Началась совместная
программа РФФИ и Немецкого научного общества, в которой каждая сторона
оплачивает расходы на своей территории. Этот путь более перспективен.
России потребуются долевые финансовые средства для перехода к
стабильному сотрудничеству в специализированных международных
программах.
Российские организации работают и по прямым договорам и контрактам,
участвуют в комплексных международных программах. По оценкам, в бюджете
типичной научной организации поступления от зарубежных контрактов
составляют 10% (столько же наука имеет от наших предприятий). От
безысходности наши ученые часто идут на безусловную передачу ноу-хау
зарубежному партнеру.
5.4. Частная наука
В рыночных условиях приватизация части организаций научно-
технической сферы стала неизбежной, так как больше нет возможности
содержать за счет бюджета всю науку. Есть и более глубокая причина -
реорганизация государственных научных учреждений нужна для создания
частного, независимого сектора науки. Приватизация - начало такой
реорганизации. Узаконил приватизацию Указ Президента РФ "Об
организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,
добровольных объединений государственных предприятий в акционерные
общества" от 1 июля 1992 г.
Однако сначала идея акционирования, не подкрепленная правовой
базой, многим показалась спорной. На дивиденды (основной стимул
акционерной деятельности) рассчитывать не приходилось. Зарубежные
аналоги наших НИИ и НПО - прикладные институты, выполняющие
исследования по договорам с государственными структурами и частными
фирмами, имеют статус некоммерческих. Заниматься даже прикладными
исследованиями невыгодно, потому что эта сфера имеет низкую
рентабельность.
Первым результатом приватизации стало перепрофилирование многих
научных учреждений и предприятий. Еще одной реакцией на акционирование
стало дробление организаций. Подразделения, способные производить
конечную научно-техническую продукцию и услуги, стали выделяться и
выживать поодиночке. Началось образование малых предприятий и обществ с
ограниченной ответственностью. Вначале эти структуры давали прибыль,
потому что использовали обширные научные заделы 5-10-летней давности.
Первой волной приватизации были затронуты малые и средние
предприятия. К середине 1994 г. были приватизированы 25% всех
российских научно-технических объектов. Затем процесс замедлился.
Постановление правительства "О реформе предприятий и иных коммерческих
организаций" от 30 октября 1997 г. № 1373 потребовало ускорения
приватизации. Затронуты крупные НИИ и КБ. Однако, опыт показывает, что
даже 51% участия государства в акциях предприятия или учреждения не
гарантирует сохранения научного профиля деятельности. Способы
вытеснения государства (скажем, используя долги по энергоносителям и
коммунальным услугам) хорошо известны.
В соответствии с действующим законодательством приватизированные
организации научно-технической сферы и субъекты малого научно-
технического предпринимательства должны быть коммерческими
организациями. На них не должны распространяться никакие льготы и меры
государственной финансовой поддержки. Они, скорее всего, смогут
заниматься прикладными научными исследованиями, техническими и
технологическими разработками, инновационной и вспомогательной
обслуживающей деятельностью (информационное, материально-техническое
обеспечение и т.п.).
Фундаментальные и поисковые исследования возможны лишь на
некоммерческой основе - в учреждениях или автономных некоммерческих
организациях. Для научных организаций, которые способны существовать за
счет выполнения исследований по договорам, наиболее перспективен второй
вариант.
Автономная некоммерческая организация - новая организационно-
правовая форма, когда учредитель создает организацию, утверждает ее
устав, наделяет ее имуществом, но сам теряет права на это имущество. Он
контролирует деятельность организации, но не несет ответственности по
ее обязательствам. Имущество и средства находятся в собственности
организации, пополняются регулярными или единовременными поступлениями
от учредителя, добровольными имущественными взносами и пожертвованиями,
выручкой от реализации произведенных товаров, работ и услуг, а также (в
отличие от учреждения) дивидендами и процентами, получаемыми по ценным
бумагам и вкладам, доходами от собственности и другими не запрещенными
поступлениями.
В соответствии с законом "О некоммерческих организациях"
государство вправе предоставлять таким организациям льготы по уплате
налогов, таможенных сборов, иных платежей, освобождать от платы за
пользование государственным или муниципальным имуществом, а также
предоставлять спонсорам льготы по уплате налогов.
Добровольное преобразование заинтересованных научно-технических
организаций из государственных учреждений в автономные некоммерческие
организации положительно повлияло бы на структуру науки. Однако
препятствием является формулировка в законе, предусматривающая
преобразование в некоммерческую организацию только через ликвидацию.
Поэтому в России до сих пор нет примеров успешно работающих институтов
такой формы. С принятием поправки к закону можно ожидать успешного
развития и в нашей стране негосударственной науки.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные способы финансирования
научно-технического прогресса в России и возникающие в ходе их
реализации проблемы.
Милитаризация науки, разрыв между фундаментальными и прикладными
исследованиями привели к тому, что затраты огромных интеллектуальных
ресурсов не дают должной отдачи. Финансирование науки, за исключением
военных и самых престижных проектов, осуществляется по остаточному
принципу. Необходимо не только по максимуму использовать все источники
– бюджетные и внебюджетные, федеральные и региональные, частные и
государственные, но и комплексная реформа научно-технической сферы.
Итогом должна стать развитая многоканальная система финансирования
научных исследований. При этом адресатами средств могут быть как
сложившиеся исследовательские центры, так и инициативные творческие
коллективы и ученые.
Российская наука по окончании реформы должна иметь следующие
основные источники финансирования:
1. базовое бюджетное финансирование (только для научных учреждений
государственного сектора);
2. конкурсное (контрактное) бюджетное финансирование (его могут иметь
группы ученых, соответственно научные учреждения, как государственного,
так и коммерческого секторов науки);
3. бюджетное финансирование по федеральным целевым программам - по
приоритетным направлениям развития науки (для научных учреждений как
государственного, так и коммерческого секторов);
4. грантовое бюджетное финансирование (по линии бюджетных - федеральных -
фондов; его могут иметь группы ученых, работающих в научных учреждениях
как государственного, так и коммерческого секторов);
5. грантовое внебюджетное финансирование (финансирование по линии
внебюджетных фондов - для любых научных учреждений);
6. средства, получаемые учреждениями на договорной основе за выполнение
заказов (хоздоговорные средства), которые могут иметь учреждения и
государственного и коммерческого секторов.
Исходя даже из общих соображений, ясно, что государственные
учреждения федерального уровня, проводящие фундаментальные исследования
(и прежде всего учреждения государственных академий), должны получать
не менее 50% бюджетного финансирования. Финансирование государственных
научных учреждений местного уровня (из местных бюджетов) должны
определять местные власти; однако эти объемы не должны быть ниже 25% от
реальных потребностей учреждений.
Ясно также , что любые научные учреждения (равно как и работающие в
них группы научных сотрудников) имеют право получать финансирование по
международным проектам и грантам, а также из любых других источников,
когда это не противоречит закону.
В связи с тем, что в последние годы финансирование по линии
государственных целевых программ по существу оказалось
дискредитированным (как правило, предусмотренные в этих программах
объемы финансирования выполняются всего на 15-30%), то число этих
программ должно быть резко сокращено. Вместо финансирования по
федеральным целевым программам основное значение должно приобрести
конкурсное (контрактное) финансирование.
Список литературы
1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической
политике» №127 от 23.08.96
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» №36 от 22.02.99
3. Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и о
государственной инновационной политике» (одобрен Советом Федерации
23.12.99)
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 год» №227 от 31.12.99
5. Указ Президента РФ «О доктрине развития российской науки» №884 от
13.06.96
6. Указ Президента РФ «О Государственных Научных Центрах Российской
Федерации» №939 от 22.06.93
7. Постановление Правительства РФ «О Концепции реформирования российской
науки на период 1998-2000 г.» №453 от 18.05.98
8. Постановление Правительства РФ «О формировании федеральных центров
науки и высоких технологий» №651 от 18.06.99
9. Постановление Правительства РФ «Об использовании результатов научно-
технической деятельности» №982 от 2.09.99
10. Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 25.02.99 г.№7
II. "Об основных направлениях государственной научно-технической
политики на 1999 год»
11. Выступление Заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации Булгака В. на расширенном совещании в Правительстве
Российской Федерации по вопросам реформирования научно-технической
сферы (журнал «Поиск», №45 от 1-7 ноября 1997 г.)
12. Выступление Министра науки и технологий Российской Федерации
М.П.Кирпичникова
на итоговой коллегии Миннауки России 29.02.2000
13. Справочник "Социально-экономические проблемы России"
© ФИПЭР Изд-во "Норма", Санкт-Петербург, 1999 г.
14. «Вестник РФФИ», №8 (1999 г.)
15. «Последний шанс» Андрей Ваганов ("Независимая газета", 25.08.1999 )
16. «Как спасти науку?» Рецепты ученого Сергей Лопатников (Журнал
«Открытая политика» №39, сентябрь-октябрь 1999 г., сетевая версия)
17. «Сейчас мы создаем технологическую культуру» Андрей Ваганов
(«Независимая газета», 8.02.2000)
18. «Финансирование науки в 2000 году» Владимир Бабкин («Независимая
газета», 16.02.2000)