Финансирование научно-технического прогресса в РФ

Все это свидетельствует об освоении механизмов многоканального

финансирования научно-технической деятельности на уровне

непосредственных исполнителей.

Так, базовое бюджетное финансирование направлено на поддержку,

главным образом, академической и вузовской науки. Основными же

инструментами поддержки отраслевой науки является система

Государственных научно-технических программ и Государственных научных

центов.

5.1. Государственные научно-технические программы

В 1992 г. государство объявило о начале селективной поддержки науки

в качестве альтернативы привычному и традиционному отраслевому

распределению денег на исследования и разработки. Подобная селективная

поддержка приобрела форму Государственных научно-технических программ.

По замыслу, нужно было предоставить свободу действий лидерам

перспективных научных направлений при повышении их ответственности за

результаты проектов. В идеале успех такой формы поддержки, хорошо

зарекомендовавшей себя в стабильных условиях Запада, позволил бы

развернуть в России независимые исследовательские лаборатории,

финансируемые напрямую из бюджета.

В 1993 г. было 38 программ, в 1994 г. - 41, в дальнейшем их число

то возрастало, то уменьшалось. Постепенно среди них увеличилась доля

фундаментальных программ, что стало реакцией на сокращение

финансирования: в 1995 г. было получено 162 млрд старых рублей (план -

483 млрд), в 1996 г. - 118 млрд (343 млрд). Сворачивались проекты,

связанные с опытно-конструкторскими работами, разработками и выпуском

опытных партий продукции.

В 1996 г. была заявлена единая федеральная целевая научно-

техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным

направлениям развития науки и техники гражданского назначения на 1996-

2000 годы". В нее вошли 8 приоритетных направлений, опиравшихся на 39

подпрограмм. Выполнялись 3735 научно-технических проектов.

Соисполнителями программы стали 1118 организаций или 27,5% всех научно-

технических организаций страны, представлявших 61 субъект Федерации.

Среди исполнителей 23% составляют организации РАН, 14,3% - университеты

и вузы. Последнее уточнение программы проводилось в 1999 году.

Отметим, что до 1994 года (до принятия Положения о порядке

взаимодействия Минэкономики и Миннауки в процессе формирования

федеральных программ в части исследований и разработок) ГНТП и

федеральные целевые программы формировались независимо и часто

дублировали друг друга. Однако, несмотря на проблемы с финансированием

число ГНТП практически осталось прежним, так как преимущественный

приоритет остается за федеральными программами, а ГНТП, как правило, не

отвечают критериям, установленным для придания программе статуса

федеральной.

Более того, успех программно-целевой поддержки науки был лишь

частичным. Не удалось решить главную задачу - обеспечить научному

руководителю программы (подпрограммы) возможность планировать работу

как своей лаборатории, так и соисполнителей на один-два года вперед.

Одна причина - в нестабильности финансирования. Если научный сотрудник

лишь треть года финансируется по собственной программе, то остальное

время он вынужден искать другие источники, в том числе работать для

ведомства, от опеки которого планировалось его освободить. Другая

причина - в опережающем росте цен на энергоносители и коммунальные

услуги.

Кроме того, с января 1998 г. бюджетные суммы перечисляются по

отдельным статьям (зарплата, налоги и т.д.). Это еще больше сужает поле

для маневра в руководстве исследованиями и их планировании. Поскольку

каждую из подпрограмм возглавляет ученый крупного академического ранга,

федеральная программа по сути выродилась в дополнительное и

малоэффективное финансирование все тех же "вывесок" - российских

академий.

Селективная поддержка науки и технологий в форме долгосрочных

целевых программ требует создания отлаженного экономического механизма,

которого пока нет. Доверие к таким программам со стороны научного

сообщества невелико и потому, что слаба их связь с международными

программами, а характер недостаточно конкурсный.

5.2. Государственные научные центры

1993 год был отмечен появлением Государственных научных центров

(ГНЦ), провозглашенных одним из приоритетных направлений

государственной поддержки. В соответствии с Указом Президента РФ "О

государственных научных центрах Российской Федерации" от 22 июня 1993

г. № 939 статус такого центра может присваиваться предприятиям,

учреждениям и организациям науки, а также вузам, имеющим уникальное

опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры,

результаты научных исследований которых получили международное

признание.

Идея состояла в том, что наиболее приоритетные направления

исследований и наиболее сильные научные коллективы - так называемое

ядро науки - в лице отдельных институтов - должны получить

дополнительное финансирование.

Способ организации работ в форме научных центров хорошо известен в

западной практике. Деятельность таких организационных форм наиболее

оправдана и эффективна в сфере сочетания фундаментальных исследований с

прикладными. Отчасти эта идея уже была использована в отечественной

практике, когда в конце 80-х годов создавались МНТК (межотраслевые

научно-технические комплексы). Высокий уровень концентрации ресурсов,

присущий этой организационной форме, имеет и ряд недостатков, которые

всегда были типичны для подобных организационных форм: инерционность,

бюрократическая процедура выделения ресурсов, усложненная отчетность,

монополизм. В 90% случаев национальные лаборатории за рубежом получают

финансирование с запозданием, мелкими партиями и в неопределенные

сроки. Совмещение всех этих особенностей научных Центров с

существовавшей экономической ситуацией ставило под сомнение

продуктивность идеи ГНЦ.

Практика подтвердила это предположение. Планировалось, что

институты, получающие статус ГНЦ, будут иметь дополнительно 30-40%

финансирования. В 1993 году сразу 33 института получили статус ГНЦ, а

концу 1994 года их было уже 57. В 1995 г. статус ГНЦ присвоен 61

научной организации из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга,

Новосибирска и др. регионов России. В декабре 1999 г. Правительственная

комиссия по научно-инновационной политике одобрила проект постановления

Правительства РФ о подтверждении 57 ГНЦ статуса государственного

научного центра Российской федерации.

Происходит размывание средств, и развитие ГНЦ фактически идет по

тому же пути, что и ГНТП: снижение финансирования при растущем числе

структур, требующих поддержки. В результате, в условиях сокращения

бюджетного финансирования науки ГНЦ оказались в том же положении, что и

остальные институты.

Одна из самых болезненных проблем, с которой столкнулись ГНЦ,

состоит в том, что большая часть из них является весьма энерго- и

теплоемкой, обладает огромными помещениями, которыми они не имеют право

распорядиться и не могут поддерживать. Решения в части обеспечения ГНЦ

или предоставления им льготных условий потребления электроэнергии

наталкиваются на решительное сопротивление региональных энергетических

комиссий, Госкомимущества, а в некоторых регионах и местной

администрации. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда

организации, получившие статус Государственных центров, становились

банкротами и подлежали санации в соответствии с общими правилами

Госкомимущества, нескоординированными с учетом специфики научной

деятельности.

Отметим, что помимо ГНЦ развивается и сеть инновационно-

технологических центров (ИТЦ), положительно зарекомендовавшей себя в

мировой практике формы организации малого наукоемкого бизнеса. Они

создаются пр иобъединении вкладов федерального бюджета, средств

регионов и частных инвестиций. В 1999 г. состоялось открытие трех таких

центров – в МЭИ, в МГУ, в КНИАТ (г.Казань). Сегодня в России 37 ИТЦ,

при чем 18 из них сформированы преимущественно за счет средств

регионов.

5.3. Конкурсы, гранты, тендеры

Помимо ГНЦ и ГНТП - специфических форм государственной адресной

поддержки – возникли и новые формы конкурсного финансирования

исследований и разработок. Они осуществлялись через Российский фонд

фундаментальных исследований, Российский фонд технологического

развития, внебюджетные отраслевые фонды, а также альтернативные

источники финансирования в форме различных программ зарубежных

организаций и фондов.

В 1992 г. для конкурсного финансирования работ в области

фундаментальной науки был учрежден вневедомственный Российский фонд

фундаментальных исследований (РФФИ). Правительство и Российская

Академия наук опирались на опыт зарубежных стран, где различные

государственные и частные фонды успешно работают на протяжении

десятилетий. Основной моделью послужил Национальный научный фонд (ННФ)

США, действующий с 1950 г.

Российский фонд фундаментальных исследований - самоуправляемая

государственная организация, целью которой является поддержка научно-

исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки,

содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных

контактов, в том числе поддержка международного научного сотрудничества

в области фундаментальных исследований. Средства Фонда формируются за

счет государственных ассигнований, составляющих 6% от средств,

выделяемых на науку в бюджете Российской Федерации. Все виды грантов

присуждаются Фондом на конкурсной основе, независимо от ученого звания,

ученой степени, места работы, должности и возраста ученого.

Фонд ежегодно организует следующие конкурсы:

- Инициативных научных проектов, т.е. проектов научных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты