Финансовая стратегия

Основными формами финансовой отчётности российских предприятий

являются:

. «Бухгалтерский баланс»;

. «Отчёт о прибылях и убытках»;

. «Отчёт о движении денежных средств»;

. «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Баланс – главная форма бухгалтерской отчётности. Он показывает

состояние активов предприятия и источники их формирования на определённую

дату.

«Отчёт о прибылях и убытках» содержит информацию о процессе

формирования и использования прибыли за определённый период времени.

«Отчёт о движении денежных средств» отражает остаток денежных средств

на начало года, поступления и расход в течение года, остаток на конец года.

«Приложение к бухгалтерскому балансу» включает девять разделов,

отражающих движение собственного и заёмного капиталов, дебиторской и

кредиторской задолженности.

Для ОАО существует ещё один важный источник информации о финансовом

состоянии – котировка ценных бумаг на биржевом или внебиржевом рынках.[25,

с. 537]

По мнению большинства авторов, анализ финансового состояния

предприятия включает следующие блоки:

1. Оценка имущественного положения и структуры капитала;

1. Анализ размещения капитала;

2. Анализ источников формирования капитала.

1. Оценка эффективности и интенсивности использования капитала:

1. Анализ рентабельности (доходности) капитала;

2. Анализ оборачиваемости капитала.

3. Оценка финансовой устойчивости и платёжеспособности:

3.1. Анализ финансовой устойчивости;

3.2. Анализ ликвидности и платёжеспособности.

2. Оценка кредитоспособности и риска банкротства.[22, с. 243]

Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в

деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия,

направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех

основных шагов:

1. выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем;

2. расчёт этих показателей;

3. сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной

фирмы за предыдущие годы, среднеотраслевыми, конкурентными

величинами;

4. использование показателей при составлении финансовых планов для

определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют

особо важное значение для определения позиции фирмы и могут использоваться

для анализа любых стратегических проблем.

Можно выделить четыре типа наиболее значимых финансовых показателей.

Это показатели:

. ликвидности (краткосрочной платежеспособности);

. хозяйственной активности (оборачиваемости);

. доходности (прибыльности, рентабельности);

. рыночной активности

Ликвидность — это способность организации ответить по своим

краткосрочным обязательствам. Если платежеспособность фирмы низка, это

говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать

большинство вопросов своей деятельности, в частности такого, как

привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано.

Иначе ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов

фирмы, их способность покрывать долги фирмы.

Если фирма хочет составить обоснованный стратегический план, то

проблема ликвидности должна быть решена еще до начала процесса

долгосрочного планирования.

Выделяют два основных вида показателей ликвидности:

- общий коэффициент покрытия,

- коэффициент абсолютной ликвидности.

Общий коэффициент покрытия выражает соотношение между текущими

(оборотными) активами фирмы и ее текущими (краткосрочными) обязательствами.

Общий коэффициент Текущие активы

покрытия (ОКП) =

Текущие пассивы

Минимально необходимая величина ОКП должна быть не менее 1 — иначе

фирма будет признана неплатежеспособной. Оптимальный показатель ОКП по

оценкам экспертов колеблется в диапазоне от 2 до 2,5.

Однако приемлемая величина ОКП в большой степени зависит от специфики

отрасли, размеров фирмы, степени доверия к ней кредиторов. ОКП может быть

ниже для отраслей с быстрой оборачиваемостью текущих активов (около 1,5),

для фирм с небольшими товарно-материальными запасами и хорошей репутацией.

Значение общего коэффициента покрытия, как и в целом показателей

ликвидности для планирования определяется его способностью ответить на

следующие вопросы.

1. Могут ли прогнозы ликвидности обеспечить выплаты фирмы по

значительным обязательствам?

2. В состоянии ли подготовленные прогнозы ликвидности объяснить

причины падения платежеспособности (если такое существует) и связать эти

процессы с изменениями в доходах?

3. Какие усилия должна предпринять организация (а точнее, ее

менеджмент) для улучшения позиций платежеспособности?

4. Могут ли быть изменены условия, лежащие в основе ухудшившейся

ситуации?[26, с. 121]

Существует ряд практических советов по повышению платежеспособности

фирмы.

Один из них — увеличение краткосрочных долгов предприятия, а за счет

их — и величины текущих активов. Если предприятие путем эффективной

деятельности сумеет вложить денежные средства так, чтобы они принесли

дополнительную прибыль, то полученная прибыль позволит увеличить оборотные

средства, а значит, улучшить соотношение между текущими активами и

пассивами.

Другой способ — не увеличивать оборотные средства, а часть их,

напротив, направить на погашение долгов. Но в этом случае снижается

величина, как текущих пассивов, так и текущих активов, что может привести

не только к повышению, но и к понижению показателей ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между

наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее

ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые» активы,

определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных

средств) и всеми товарно-материальными запасами.

Коэффициент абсолютной ликвидности = Текущие активы

Текущие пассивы

По оценкам экспертов теоретически приемлемой величиной считается АЛК

не ниже 0,2. Показатель АЛК менее консервативен, чем общий коэффициент

покрытия, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов —

денег в кассе, на банковском счете, ценных бумаг — оплатить долги

предприятия. Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хорошо

фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активности выражают

соотношение между величиной продаж и различными элементами активов, то есть

выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы.

Одними из наиболее употребляемых показателей активности являются:

- оборот счетов к оплате (оборот дебиторской задолженности);

- оборот запасов;

- оборот основных средств (фиксированных активов).

Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины продаж в

кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).

Оборот счетов Чистые продажи в кредит

к оплате (ОСО) = ———————————————————

Счета к оплате (дебиторская задолженность)

Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажей и получением

денег. Величина ОСО, таким образом, показывает, насколько хорошо фирма

управляет дебиторской задолженностью.

Если показатель ОСО фирмы низок по сравнению с предыдущими периодами,

или среднеотраслевыми цифрами, или показателями фирм-конкурентов, это может

означать:

- разнообразие разновидностей потребительских кредитов, применяемых

фирмой;

- чрезмерно мягкую кредитную политику;

- неумение фирмы справляться со сбором платежей в назначенные

сроки.

Если при планировании своей деятельности фирма не обратит внимание на

тревожные показатели ОСО, в будущем это приведет к следующим негативным

последствиям:

- убыткам в сфере кредитных продаж;

- увеличению издержек по получению платежей;

- снижению ликвидности за счет увеличения доли активов, выраженных

в дебиторской задолженности.

Оборот товарно – материальных запасов.

Этот показатель определяет насколько сбалансирована величина запасов

фирмы. Рассчитывается как соотношение между стоимостью проданных товаров

(издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товарно-материальных

запасов.

Оборот товарно - Стоимость проданных товаров

материальных запасов (03)

= ————————————————

Запасы

Данный показатель измеряет скорость прохождения товаров от покупки

ресурсов до продажи готовых товаров. Расчет 03 применим только в тех

случаях, когда продажи возрастают равномерно.

Высокий показатель 03 показывает очень хорошую ликвидность фирмы или

превосходное торговое искусство. Или наоборот — количество запасов, не

достаточное для торговли. Низкий показатель 03 означает неважную

ликвидность, излишек запасов или их устарелость. Иногда причиной низкого 03

являются сезонность продаж (и накопление несезонных товаров), проведение

политики придерживания запасов или запланированное повышение запасов в

ожидании некоторых других событий (например, создание запасов угля в

ожидании забастовки шахтеров).

Другим способом определения оборота запасов является деление величины

чистых продаж на объем запасов:

0,3 = Чистые продажи

Запасы

Оборот основных средств (фиксированных активов) определяется в

результате деления чистых продаж фирмы на величину основных средств.

Оборот основных Чистые продажи

средств (ОСС) = _________________________________________

Основные средства (чистая величина

основных

средств за вычетом нематериальных

активов)

ООС определяет ежегодный доход, приносимый каждым рублем основных средств

Подсчет ООС — хороший способ реальной оценки основных средств в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты