противовес установлению их балансовой стоимости, которая не может учесть
подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.
Еще один показатель активности —оборот общих активов фирмы, который
является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов
фирмы.
Оборот общих Чистые продажи
активов (ООА) = —————————— [29, с. 5]
Общие активы
Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являются
причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблагополучия, глубинные
причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а
также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы.
Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить
отправной точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в первую
очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.
Показатели доходности (рентабельности) — наиболее распространенный
способ измерения успеха фирмы. Показатели рентабельности являются
относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности
деятельности предприятия. Основные показатели доходности:
- коэффициент чистой прибыли;
- оборот на вложенный капитал;
- чистый доход на акционерный (собственный капитал).
Коэффициент Чистая прибыль
чистой прибыли = ——————————
Чистые продажи
Чистая прибыль
Оборот на вложенный капитал = ——————————
Общие активы
Чистый доход Чистая прибыль
на
акционерный (соб- = ———————————
ственный) капитал Активы « - « пассивы
Финансовый рычаг — это способ увеличения доходности (рентабельности)
собственного капитала за счет использования кредита. Чем больше величина
заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного
капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы,
связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования
финансового рычага — это в первую очередь измерители финансового риска.
Существует два способа измерения рычага в финансовом анализе.
1. Определение меры использования долгов для финансирования активов.
2. Расчёт показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои
долги.
Показатель (ПД) = Общие пассивы [7, с.155]
Общие активы
Более точные представления о финансовом положении фирмы дает
сочетание нескольких значительных финансовых показателей.
По окончании анализа финансовых показателей необходимо приступать к
составлению финансовых планов — долгосрочного и краткосрочного (бюджетов) в
рамках стратегического планирования.
Целью долгосрочного планирования является составление прогноза
баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых
документах, организация разрабатывает оперативные бюджеты. Качество
финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и
финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие
ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность,
использование активов, инновации. Основой краткосрочного финансового
планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов
экономической организации.
Оценка финансового положения предприятия - это совокупность
методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате
анализа его деятельности на конечном интервале времени.
В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен
дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а
лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но
заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для
беспристрастного суждения, например, о рациональности использования
вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п., что в свою
очередь влияет на формирование стратегии.
1.3. Процесс разработки стратегии во взаимосвязи с финансовым
состоянием предприятия.
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных
ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии,
которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления
развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником
информации для формирования стратегических целей является информация о
внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность
поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее
эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что
если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие
шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные
возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к
изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить
конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается
прогнозировать будущее то велика вероятность того, что она скорее будет
держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь
реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа
является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов
стратегического успеха.
Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной
заботой менеджеров.[27, с. 52]
В 90-х-начало-2000 г.г. считается, что кризисное финансовое состояние
предприятий обусловлено, с одной стороны, общеэкономической и политической
ситуацией, а с другой, неэффективным менеджментом, разрозненное применение
методов повышения финансовой устойчивости не приведёт к реальному
восстановлению платежеспособности и финансовому благополучию. Предприятие
может достичь этих результатов посредством формирования и реализации
стратегии финансового оздоровления. Для сохранения в современных условиях
максимальной эластичности предприятия стратегия рассматривается как
инструмент формирования общей идеи будущего, детали которой уточняются в
соответствии с необходимыми изменениями. Данную точку зрения высказывают Е.
Торкановский и Л. Владимирова. Под стратегией финансового оздоровления мы
понимаем целевую установку, базовые принципы, а также совокупность
направлений и критериев повышения финансовой устойчивости предприятия.
Иными словами, стратегия есть концепция финансового оздоровления
предприятия, для реализации которой разрабатываются программа и план.[17 с.
30-33]
В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятия,
ответственности за результаты своей деятельности возникает объективная
необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в
финансовых возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других
хозяйствующих субъектов. Решению этих вопросов служит финансовая стратегия
предприятия.
Финансовая стратегия- это генеральный план действий по обеспечению
предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия
охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию
основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчёты,
налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Особое
внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления
денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению
себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли,
определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию
капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска
неплатежей, скачков инфляции и других форс – мажорных обстоятельств.
Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку
поступления доходов, экономное и рациональное их использование. Важной
частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов.
Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ финансового
состояния предприятия. Различают генеральную финансовую стратегию,
оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных
стратегических задач. Главной стратегической целью финансов является
обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.
Одними из главными задачами финансовой стратегии являются: обеспечение
предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно –
хозяйственной деятельности; обеспечение эффективного вложения временно
свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;
определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями,
бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами.[15, с.
324-327]
Попробуем сгруппировать вопросы и методы стратегии для нашего
анализируемого предприятия:
. разработка новых видов продукции;
. расширение ассортимента;
. смена технологий;
. обновление основных фондов;
. реструктуризация собственности;
. повышения качества продукции;
. расширение рынка сбыта;
. использование внутренних резервов;
. переподготовка, повышение квалификации кадров;
. какую продукцию производить, в каком ассортименте и по каким
ценам;
. на какого потребителя она рассчитана и каких потенциальных
потребителей можно привлечь дальше;
. какие условия необходимы для продажи продукции на
запланированном уровне;
. через какие каналы распределения и в каких объёмах будет
организована рыночная поставка,;
. какими средствами лучше всего воздействовать на спрос и
стимулировать продажу,;
. каким должно быть послепродажное обслуживание и кем оно будет
осуществляться;
. каких результатов ожидают участники рынка, и какие для этого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12