прибыль.
При нарушении порядка ведения учета объекта налогообложения (прибыли)
имеются в виду:
отсутствие установленных нормативными документами по ведению учета
регистров, книг, журналов и т.п.;
отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, не связанных с
её производством и реализацией, а также расходов, не связанных с
извлечением внереализационных доходов;
другие нарушения порядка ведения учета объекта налогообложения (прибыли),
установленного действующими нормативными актами, повлекшие искажение
отчетности и финансовых результатов деятельности налогоплательщика.
В случае отсутствия учета прибыли (дохода) или ведения его с нарушением
установленного порядка налогоплательщик по предложению контрольного органа
обязан незамедлительно привести учет и отчетность в требуемое состояние, в
противном случае к нему применяются указанные санкции;
3) непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган
документов, необходимых для исчисления и уплаты налога (отчетов, балансов,
деклараций и др.) штрафуются 10 % причитающихся к уплате сумм налога по
очередному сроку платежа.
Эта санкция применяется в отношении тех платежей, по которым в
соответствии с законодательством должны представляться требуемые документы
по каждому в отдельности виду налога или другому обязательному платежу в
бюджет.
Уважительные причины несвоевременного представления в налоговый орган
документов могут быть признаны руководителем налогового органа основанием
для освобождения плательщика от применения к нему санкций. Такое решение
оформляется соответствующим документом, в котором отражаются оправдательные
мотивы задержки представления отчетов и расчетов;
4) задержка уплаты налога независимо от причин влечет начисление пени в
размере 0,3 % неуплаченной суммы за каждый день просрочки, начиная с
установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов
ответственности.
Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также
сумм штрафов и других санкций производится:
с юридических лиц - в бесспорном порядке в течение 6 лет с момента
образования недоимки;
с физических лиц - в судебном порядке путем обращения взыскания на
полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих
лиц с соблюдением общего срока исковой давности (3 года).
Помимо применения финансовых санкций налоговый орган вправе
приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках и иных
кредитных учреждениях в случае непредставления документов, связанных с
исчислением или уплатой налогов.
Исполнение налогоплательщиком своих обязанностей обеспечивается не
только финансовыми санкциями, но и мерами административной и уголовной
ответственности, а также залогом денежных и товарно-материальных ценностей,
поручительством или гарантией кредиторов плательщика.
При невозможности хозяйствующего юридического лица уплатить
установленные налоги и другие платежи в бюджет налоговый орган
предпринимает меры к признанию предприятия в судебном порядке банкротом.
Одним из существенных пробелов российского налогового законодательства
является то обстоятельство, что в нем приводятся лишь названия налоговых
правонарушений и не определяется их содержание.
Из анализа соответствующих статей Закона “Об основах налоговой системы в
РФ” следует, что финансовые санкции не должны применяться:
по платежам, не имеющим объектов налогообложения, например при внесении
сумм выручки от реализации конфискованного и перешедшего по праву
наследования к государству имущества;
по экономическим (штрафным) санкциям и государственной пошлине, взимаемым
по решениям органов Госстандарта РФ, судебных и других органов;
по платежам, обращаемым в государственные внебюджетные фонды, по которым
порядок применения санкций установлен отдельными законодательными актами о
таких фондах, а также, когда порядок образования государственных
внебюджетных фондов не предусматривает штрафных санкций за неуплату
платежей (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды).
В соответствии со статьей 13 этого закона должностные лица и граждане,
виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в
установленном законом порядке к дисциплинарной, административной и
уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность происходит в порядке подчиненности в
особом комментарии не нуждается.
Административная ответственность (штрафы) применяется тогда, когда
налоговый орган при проверке выявляет (устанавливает) виновные нарушения
налогового законодательства должностными и физическими лицами,
заключающиеся в:
а) сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или сокрытии (неучтении) иных
объектов налогообложения (штраф в размере от 2 до 5 минимальных размеров
оплаты труда, при повторном нарушении - от 5 до 10 мрот);
б) отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением
установленного порядка, а также искажении бухгалтерских отчетов, балансов и
других документов ( аналогично п. “а”);
в) непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по
неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов и других документов
(аналогично пп. “а” и “б”);
г) нарушении гражданами законодательства о предпринимательской
деятельности или занятии такой деятельностью, в отношении которой имеется
специальное запрещение (аналогично пп. “а”, “б” и “в”, но повторность не
предусмотрена);
д) непредставлении или несвоевременном представлении декларации о
доходах, а также в представлении её с искаженными данными (аналогично п.
“г”).
Руководители банков и кредитных учреждений несут административную
ответственность за:
а) открытие расчетного или иного счета налогоплательщику без
предъявления им документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом
органе, а также за несоблюдение и запоздалое сообщение налоговому органу об
открытии этих счетов;
б) сокрытие, занижение доходов банка;
в) ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка;
г) задержку исполнения поручения налогоплательщика по перечислению
налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и использование неперечисленных
сумм налогов в качестве кредитных ресурсов.
Уголовная ответственность должностных лиц предпринимательских структур,
в том числе и за нарушение налогового законодательства, может наступать
лишь в том случае, если соответствующее деяние предусмотрено в уголовном
законе в качестве преступления.
Уголовная ответственность в виде штрафа в сумме до 350 минимальных
размеров оплаты труда согласно ст. 162-2 УК РСФСР наступает за сокрытие
полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных
размерах. При особо крупных размерах сокрытия доходов, а также учиненное
лицом, ранее совершившим аналогичное преступление, - наказывается лишением
свободы на срок до 5 лет с конфискацией имущества или без таковой либо
штрафом в сумме от 300 до 500 мрот. Размеры сокрытия считаются крупными,
если неуплаченный вследствие этого налог превышает 50, а особо крупный -
100 мрот.
К налоговым преступлениям относятся также противодействие налоговой
службе или неисполнение её требований в целях сокрытия доходов (прибыли)
или неуплаты налогов. Ответственность в виде штрафа в сумме от 100 до 150
мрот установлена за уклонение от явки в налоговый орган для дачи пояснений
или отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом
их объеме, а равно непредставление документов или иной информации о
деятельности хозяйствующего субъекта по требованию Государственной
налоговой службы.
Обжалование действий должностных лиц налоговых органов
налогоплательщиком возможно путем подачи жалобы (заявления) в вышестоящий
налоговый орган либо в народный суд, если заявителем является гражданин,
или в арбитражный суд, если заявителем являются юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель.
Принятое по жалобе налогоплательщика решение налоговым органом
обжалуется в течение одного месяца опять же в вышестоящий налоговый орган
или в суд.
В случае причинения ущерба налогоплательщику надлежащим исполнением
обязанностей сотрудниками налоговых органов он (включая упущенную выгоду)
подлежит возмещению виновной стороной в установленном законом порядке.[5]
2.4 Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия.
Все субъекты хозяйственной деятельности, функционирующие в сфере
производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять
внешнеэкономические операции.
К внешнеэкономической относятся все виды коммерческой деятельности
фирм, связанные с взаимоотношениями с юридическими лицами - нерезидентами.
При осуществлении таких видов деятельности фирма обязана руководствоваться
требованиями, устанавливаемыми уполномоченными органами правительства
(Министерство экономики, Министерство внешнеэкономических связей), строго
соблюдать таможенное законодательство и правила осуществления
внешнеэкономической деятельности, устанавливаемые Государственным
таможенным комитетом.
В составе внешнеэкономической деятельности выделяют торговые и
неторговые операции. К первым относят операции, связанные с экспортом и
импортом товаров и услуг, а ко вторым - операции с капиталом и другими
специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой деятельностью.
Как правило, коммерческие фирмы осуществляют внешнеэкономическую
деятельность по экспорту (вывозу товаров и услуг с территории страны на
территорию других стран) и импорту (ввозу товаров и услуг на территорию
своей страны с территории зарубежных стран). Кроме этих двух основных
видов внешнеторговых операций на практике выделяют и реэкспорт (ввоз товара
на территорию данной страны для последующего его экспорта в другие страны
без переработки). При анализе внешнеэкономической деятельности фирм надо
всегда иметь в виду, что при существенных различиях в уровнях цен на один и
тот же товар на отдельных рынках (например, внутреннем, ближнего и дальнего
зарубежья) реэкспортные операции могут быть весьма выгодными для этих фирм.
Во внешнеэкономических операциях необходимо учитывать, что понятие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13