Что касается пользователей информации, то они чаще всего не имеют
специальных навыков для проверки достоверности информации или времени и
материалов для такой проверки. Поэтому инициатива по изысканию таких
возможностей в основном проявляется самим владельцем организации.
В таких условиях для удовлетворения интересов владельца организации и
других пользователей информации о финансовой деятельности организации
возникает необходимость прибегать к получению доказательств о достоверности
показателей учета, баланса и финансовой отчетности. Такие доказательства
могут быть получены при проведении контрольно-ревизионных процедур
учреждениями финансового контроля. Тем самым удовлетворяются потребности в
объективной информации владельца организации и других заинтересованных
сторон.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность
функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и
прогнозировать последствия различных экономических решений.
1.2. Задачи и принципы финансового контроля
Финансовый контроль – это один из элементов управления финансами;
особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения
валового национального продукта, образования и расходования фондов денежных
средств.
Важнейшими принципами финансового контроля являются:
– независимость;
– гласность;
– превентивность (предупредительный характер);
– действенность;
– регулярность;
– объективность;
– всеохватывающий характер.
В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль,
различают следующие его виды:
1. Государственный финансовый контроль проводят государственные органы
власти и управление. Весь государственный контроль делится на
общегосударственный и ведомственный.
. общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его
организации и действенност во многом зависят пути экономического развития
общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы
теневой экономики и экономических преступлений. Проводят
общегосударственный контроль Кабинет Министров, Министерство финансов,
Государственная налоговая администрация и Государственная контрольно-
ревизионная служба, местные государственные администрации,
Государственный таможенный комитет и др.;
. ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к
подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-
ревизионными подразделами министерств и ведомств. В последние годы в
связи с ликвидацией большого количества министерств, появлением
предприятий новых форм собственности масштабы ведомственного финансового
контроля значительно сократились.
2. Общественный финансовый контроль – осуществляют обществен-
ные организации (партии, движения, профсоюзные организации).
3. Аудит – новый вид финансового контроля. Это независимый внешний
финансовый контроль, основанный на коммерческих основах.
II. Организация финансового контроля в Украине
2.1. Органы общегосударственного контроля
Важнейшее место среди органов, которые проводят общегосударственный
контроль, принадлежит Государственной налоговой администрации Украины и
Государственной контрольно-ревизионной службе Украины.
1.Государственная налоговая администрация является центральным
органом исполнительной власти, имеет статус министерства, состоит из
Государственной налоговой администрации Украины, Государственной налоговой
администрации в Автономной Республике Крым, областях, районах, городах и
районах городов.
Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины
являются:
. контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью
начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов,
других обязательных платежей, установленных законодательством;
. принятие решений относительно наложения финансовых санкций и
административных штрафов на нарушителей налогового законодательства и
обеспечения их взыскания;
. защита интересов государства в судебных органах в делах, которые касаются
уплаты налогов, собрания и других обязательных платежей;
. принятие нормативных и методических документов по вопросам
налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности на выполнение
соответствующих законодательных актов.
Права, которыми пользуются государственные налоговые администрации:
1) осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях всех
форм собственности проверки бухгалтерской и финансовой документации,
связанной с начислением и уплатой налогов и сборов; получать от служебных
лиц и граждан объяснения, справки по вопросам налогообложения;
2) получать бесплатно от предприятий, учреждений и организаций
(включая банковские и финансовые), граждан справки про деятельность,
полученные доходы, затраты, счета и другую информацию, в т.ч. такую,
которая необходима для формирования информативного фонда Государственного
реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей;
3) обследовать любые производственные, складские, торговые и прочие
помещения субъектов хозяйствование независимо от форм собственности и
граждан;
4) требовать от руководителей и других служебных лиц, предприятий,
учреждений, организаций, а также от граждан, которые проверяются,
устранения выявленных нарушений законодательства про налоги и другие
платежи, про предпринимательскую деятельность;
5) приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и
граждан по счетам в финансово-кредитных учреждениях;
6) изымать документы, которые свидетельствуют про утаивание
(занижение) объектов налогообложения, неуплату налогов и платежей, а
граждан -предпринимателей, которые нарушают порядок ведения
предпринимательской деятельности – регистрационное свидетельство, патенты с
последующей передачей материалов о нарушениях органам, которые выдали эти
документы;
7) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам
финансовые санкции, которые бывают двух видов:
. при выявлении заниженных сумм налогов и других платежей – в двойном
размере доначисленных сумм, а в случае повторного нарушения на протяжении
года – в пятикратном размере;
. за непредоставление или несвоевременное представление государственным
налоговым администрациям налоговых деклараций, расчетов, аудиторских
выводов и документов, необходимых для вычисления и начисления налогов,
сборов, платежей – в размере 10 % подлежащих к уплате сумм;
8) взымать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленные по
результатам проверок суммы налогов, платежей (суммы недоимки);
9) за несвоевременное выполнение банковскими и другими финансово-
кредитными учреждениями распоряжений государственных налоговых
администраций про неопровержимое взыскание налогов, взносов, собрания, а
также поручений субъектов хозяйствования и граждан на оплату этих платежей
взымать с указанных учреждений пеню за каждый день прострочки, в размерах,
установлених действующим законодательством;
10) накладывать административные штрафы на конкретных должностных лиц,
граждан, виновных в нарушениях действующего финансового законодательства.
Размеры административных штрафов устанавливаются в определенных
количествах необлагаемых налогами минимумов доходов граждан в зависимости
от характера нарушений;
11) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи,
которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям независимо от
форм собственности;
12) в случае выявления злоупотреблений давать поручения органам
государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий;
13) требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций,
которые проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-
материальных ценностей, средств и расчетов; в нужных случаях опечатывать
кассы, составы, архивы;
14) предоставлять информацию из Государственного реестра физических
лиц – налогоплательщиков и других обязательных платежей другим
государственным органам соответственно действующему законодательству.
2. Государственная контрольно-ревизионная служба Украины действует
при Министерстве финансов Украины и ему подчиняется. Расходы на содержание
этой службы финансируются из государственного бюджета.
Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из Главного
контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных
управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе,
контрольно-ревизионных подразделов (отделов, групп) в районах, городах и
районах городов.
Органы Государственной контрольно-ревизионной службы выполняют
следующие функции:
1) организовывают работу контрольно-ревизионных подразделений на
местах по проведению ревизий и проверок, обобщают следствия ревизий и
проверок, в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них
органам законодательной и исполнительной власти;
2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния и
сохранения средств и материальных ценностей, достоверности учета и
отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других
органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах,
бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые
получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;
3) проводят ревизии и проверки правильности расходования
государственных средств на содержание местных органов государственной
исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за
границей и финансируются за счет государственного бюджета;
4) контролируют полноту оприходования, правильность расходования и
сохранение валютных средств;
5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений,
выявленных предшествующими ревизиями и проверками;
6) разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты о проведении
ревизий и проверок;
7) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью