Финансовый контроль и аудит

Что касается пользователей информации, то они чаще всего не имеют

специальных навыков для проверки достоверности информации или времени и

материалов для такой проверки. Поэтому инициатива по изысканию таких

возможностей в основном проявляется самим владельцем организации.

В таких условиях для удовлетворения интересов владельца организации и

других пользователей информации о финансовой деятельности организации

возникает необходимость прибегать к получению доказательств о достоверности

показателей учета, баланса и финансовой отчетности. Такие доказательства

могут быть получены при проведении контрольно-ревизионных процедур

учреждениями финансового контроля. Тем самым удовлетворяются потребности в

объективной информации владельца организации и других заинтересованных

сторон.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность

функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и

прогнозировать последствия различных экономических решений.

1.2. Задачи и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – это один из элементов управления финансами;

особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения

валового национального продукта, образования и расходования фондов денежных

средств.

Важнейшими принципами финансового контроля являются:

– независимость;

– гласность;

– превентивность (предупредительный характер);

– действенность;

– регулярность;

– объективность;

– всеохватывающий характер.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль,

различают следующие его виды:

1. Государственный финансовый контроль проводят государственные органы

власти и управление. Весь государственный контроль делится на

общегосударственный и ведомственный.

. общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его

организации и действенност во многом зависят пути экономического развития

общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы

теневой экономики и экономических преступлений. Проводят

общегосударственный контроль Кабинет Министров, Министерство финансов,

Государственная налоговая администрация и Государственная контрольно-

ревизионная служба, местные государственные администрации,

Государственный таможенный комитет и др.;

. ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к

подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-

ревизионными подразделами министерств и ведомств. В последние годы в

связи с ликвидацией большого количества министерств, появлением

предприятий новых форм собственности масштабы ведомственного финансового

контроля значительно сократились.

2. Общественный финансовый контроль – осуществляют обществен-

ные организации (партии, движения, профсоюзные организации).

3. Аудит – новый вид финансового контроля. Это независимый внешний

финансовый контроль, основанный на коммерческих основах.

II. Организация финансового контроля в Украине

2.1. Органы общегосударственного контроля

Важнейшее место среди органов, которые проводят общегосударственный

контроль, принадлежит Государственной налоговой администрации Украины и

Государственной контрольно-ревизионной службе Украины.

1.Государственная налоговая администрация является центральным

органом исполнительной власти, имеет статус министерства, состоит из

Государственной налоговой администрации Украины, Государственной налоговой

администрации в Автономной Республике Крым, областях, районах, городах и

районах городов.

Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины

являются:

. контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью

начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов,

других обязательных платежей, установленных законодательством;

. принятие решений относительно наложения финансовых санкций и

административных штрафов на нарушителей налогового законодательства и

обеспечения их взыскания;

. защита интересов государства в судебных органах в делах, которые касаются

уплаты налогов, собрания и других обязательных платежей;

. принятие нормативных и методических документов по вопросам

налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности на выполнение

соответствующих законодательных актов.

Права, которыми пользуются государственные налоговые администрации:

1) осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях всех

форм собственности проверки бухгалтерской и финансовой документации,

связанной с начислением и уплатой налогов и сборов; получать от служебных

лиц и граждан объяснения, справки по вопросам налогообложения;

2) получать бесплатно от предприятий, учреждений и организаций

(включая банковские и финансовые), граждан справки про деятельность,

полученные доходы, затраты, счета и другую информацию, в т.ч. такую,

которая необходима для формирования информативного фонда Государственного

реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей;

3) обследовать любые производственные, складские, торговые и прочие

помещения субъектов хозяйствование независимо от форм собственности и

граждан;

4) требовать от руководителей и других служебных лиц, предприятий,

учреждений, организаций, а также от граждан, которые проверяются,

устранения выявленных нарушений законодательства про налоги и другие

платежи, про предпринимательскую деятельность;

5) приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и

граждан по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

6) изымать документы, которые свидетельствуют про утаивание

(занижение) объектов налогообложения, неуплату налогов и платежей, а

граждан -предпринимателей, которые нарушают порядок ведения

предпринимательской деятельности – регистрационное свидетельство, патенты с

последующей передачей материалов о нарушениях органам, которые выдали эти

документы;

7) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам

финансовые санкции, которые бывают двух видов:

. при выявлении заниженных сумм налогов и других платежей – в двойном

размере доначисленных сумм, а в случае повторного нарушения на протяжении

года – в пятикратном размере;

. за непредоставление или несвоевременное представление государственным

налоговым администрациям налоговых деклараций, расчетов, аудиторских

выводов и документов, необходимых для вычисления и начисления налогов,

сборов, платежей – в размере 10 % подлежащих к уплате сумм;

8) взымать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленные по

результатам проверок суммы налогов, платежей (суммы недоимки);

9) за несвоевременное выполнение банковскими и другими финансово-

кредитными учреждениями распоряжений государственных налоговых

администраций про неопровержимое взыскание налогов, взносов, собрания, а

также поручений субъектов хозяйствования и граждан на оплату этих платежей

взымать с указанных учреждений пеню за каждый день прострочки, в размерах,

установлених действующим законодательством;

10) накладывать административные штрафы на конкретных должностных лиц,

граждан, виновных в нарушениях действующего финансового законодательства.

Размеры административных штрафов устанавливаются в определенных

количествах необлагаемых налогами минимумов доходов граждан в зависимости

от характера нарушений;

11) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи,

которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям независимо от

форм собственности;

12) в случае выявления злоупотреблений давать поручения органам

государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий;

13) требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций,

которые проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-

материальных ценностей, средств и расчетов; в нужных случаях опечатывать

кассы, составы, архивы;

14) предоставлять информацию из Государственного реестра физических

лиц – налогоплательщиков и других обязательных платежей другим

государственным органам соответственно действующему законодательству.

2. Государственная контрольно-ревизионная служба Украины действует

при Министерстве финансов Украины и ему подчиняется. Расходы на содержание

этой службы финансируются из государственного бюджета.

Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из Главного

контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных

управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе,

контрольно-ревизионных подразделов (отделов, групп) в районах, городах и

районах городов.

Органы Государственной контрольно-ревизионной службы выполняют

следующие функции:

1) организовывают работу контрольно-ревизионных подразделений на

местах по проведению ревизий и проверок, обобщают следствия ревизий и

проверок, в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них

органам законодательной и исполнительной власти;

2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния и

сохранения средств и материальных ценностей, достоверности учета и

отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других

органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах,

бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые

получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;

3) проводят ревизии и проверки правильности расходования

государственных средств на содержание местных органов государственной

исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за

границей и финансируются за счет государственного бюджета;

4) контролируют полноту оприходования, правильность расходования и

сохранение валютных средств;

5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений,

выявленных предшествующими ревизиями и проверками;

6) разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты о проведении

ревизий и проверок;

7) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты