– соответствующий опыт и репутацию в области определенных знаний,
подтвержденную, как правило, отзывами, рекомендациями, публикациями и
т.п.
Опрос. Следует отметить, что контролирующим органам предоставлены
права получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, а также
необходимую информацию от третьих лиц (по письменному запросу).
Следовательно, к получению подобных объяснений и справок от
должностных лиц прибегают в тех случаях, когда необходимо установить
достоверность фактов в процессе проверки, реальность хозяйственной
операции, достоверность данных, отраженных в документах. Опрос можно делать
устно или письменно. Объяснения справочного характера не фиксируют, однако,
для выяснения достоверности факта можно предложить работникам предприятия
дать объяснения в письменной форме.
Проверка объемов выполненных работ. С помощью обмера проверяют:
– соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ
тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а также в проектах и
смете;
– соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренных
сметными нормами, на основании которых составлены применяемые при
расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены;
– законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов
работ или их частей. Такую проверку проводят различными способами, что
зависит от характера работ и их результатов.
К основным способам проверки относятся:
– контрольный обмер фактически выполненных работ;
– сопоставление объема работ, указанных в актах приемки и в актах
инвентаризации незавершенного строительства, с объемом работ, указанных в
оплаченных рабочих нарядах;
– встречная проверка операций по расчетам с другими организациями;
– проверка сопутствующих операций по расчетам за выполненные и
сданные работы.
Наиболее распространен контрольный обмер фактически выполненных работ,
применяемый для проверки выполнения работ по строительству, капитальному и
текущему ремонту зданий и сооружений.
3.1.2. Методы документальной проверки
Другую группу методов – методы документальной проверки – можно
разделить на две группы: методы формальной проверки и методы проверки
реальности отраженных в документах обстоятельств.
К методам формальной проверки документов относятся:
– проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и
подлинности оформления документов;
– сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными
нормативами (нормативная проверка);
– проверка соответствия отраженных в документах операций
установленным правилам; счетный контроль.
Общие правила оформления документов для всех предприятий и организаций
установлены Положениями о документах и документообороте в бухгалтерском
учете. Этими Положениями предусмотрено, что первичные документы должны
содержать для придания им юридической силы обязательные реквизиты. Таковыми
являются: наименование документа (формы), код формы; дата составления;
содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в
количественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления, личные подписи и их расшифровки. Кроме того, наименование
организации, от имени которой составлен документ. В необходимых случаях
могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и
адрес предприятия, основание для совершения хозяйственной операции,
зафиксированной документом. Другие реквизиты определяются характером
документируемых хозяйственных операций.
Сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными
нормативами (нормативная проверка) позволяет выявить завышение (занижение)
себестоимости продукции (работ, услуг), занижение размера удержаний из
заработной платы, в том числе подоходного налога, занижение размеров
отчислений во внебюджетные фонды, ошибки в применении норм естественной
убыли товаров, в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и
других налогов.
Проверка соответствия отраженных в документах операций установленным
правилам дает возможность выяснить правомерность разнообразных
хозяйственных операций. С ее помощью можно выяснить, например, выплату
заработной платы другому лицу без предъявления доверенности и т.п.
Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в
документах, в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений
(правильность таксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах
материально-ответственных лиц, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому
методу прибегают для проверки правильности подсчета итогов в горизонтальных
и вертикальных графах расчетно-платежных ведомостей. Счетный контроль
обычно сопровождается применением других методов документальной проверки.
К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств
относятся:
- сопоставление данных документов, отражающих операции с данными
документов, которые явились основанием для этих операций;
- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;
- сканирование;
- встречная проверка;
- взаимная проверка;
- контрольное сличение;
- восстановление натурально-стоимостного учета и др.
Рассмотрим методы проверки реальности отраженных в документах
обстоятельств.
Одним из методов, входящих в эту группу, является сопоставление данных
документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились
основанием для этих операций. Например, можно выявить несоответствие суммы
начисленной заработной платы сотруднику, указанной в расчетно-платежной
ведомости, данным табеля выхода на работу. Для использования этого метода
надо знать, в каких производных документах отражают данные, фиксируемые в
первичных документах.
Проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и в формах
отчетности позволяет определить достоверность и точность отчетных данных —
первостепенное требование к бухгалтерской отчетности. Система отчетных
показателей должна соответствовать записям в бухгалтерские регистры,
которые в свою очередь обосновываются документами. Проверка может вскрыть
бездокументальные записи, т.е. записи без ссылки и приложения
оправдательных документов, необоснованную запись в регистре. Иногда путем
сопоставления данных в регистрах аналитического и синтетического учета к
одному и тому же счету удается выявить несоответствие занесенных в них
сумм, хотя и оформленных одним документом. Возможно сокрытие недостач
увеличением количества и суммы расхода товаров и тары в регистрах
бухгалтерского учета.
Внимательного рассмотрения с точки зрения документальной
обоснованности требуют также дополнительные и сторнировочные проводки.
Бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами отчетности проверяют
путем взаимоконтролируемых показателей, содержащихся в них, затем с
соответствующими данными регистров синтетического, аналитического учета, а
затем первичных документов. При этом широко используется метод
сканирования.
Сканирование — непрерывный просмотр операций для выявления нетипичных.
Встречная проверка особенно эффективна при изучении операций,
связанных с получением товаров, денежных и других средств в одной
организации и отпуском их другой. Этот метод состоит в сопоставлении
различных экземпляров одного и того же документа. Экземпляры
соответствующих документов могут находиться в бухгалтериях разных
организаций.
Цель такого сопоставления – установить тождество всех экземпляров
одного и того же документа. Например, известны случаи, когда подлинная
накладная (или ее копия) заменялась подложной, причем по дате, номерам и
даже итоговой сумме она не отличалась от подлинной. Это обстоятельство
затрудняйте обнаружение злоупотребления при сверке расчетов. Однако два
экземпляра одной накладной содержали расхождения в наименованиях ценностей,
их количестве и ценах, хотя другие реквизиты совпадали.
Взаимная проверка является разновидностью встречной. Она проводится по
взаимосвязанным операциям в одной организации.
Пользуясь контрольным сличением, можно выяснить, не было ли приписок в
инвентаризационных ведомостях, не было ли завоза товаров и других ценностей
без документов. Часто этот метод применяют при проверке складских товарных
операций.
Для этого сопоставляют данные последней инвентаризации с предыдущей у
одного и того же лица на определенную дату в течение межинвентаризационного
периода. Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным
изучением ежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец
каждого дня позволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни,
превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положение может
быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения
остатков ценностей на начало проверяемого периода, реализации
неоприходованных ценностей, наличия бестоварных расходных документов.
Другой метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств
– восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает
возможность конкретно анализировать движение ценностей по каждому его виду
в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичных
документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью
восстанавливается натурально-стоимостный их учет. Этот прием может
применяться в тех подразделениях, по которым натурально-стоимостный учет
ценностей не ведется (например, в производствах), хотя все операции по их
движению оформляются выпиской соответствующих документов. По данным этих
документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведением
остатков.
С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии
недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в
подразделениях имеются недостача одного вида ценностей и излишки других,
которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались.
3.1.3. Ревизии и проверки в финансовом контроле