Финансовый контроль и аудит

– соответствующий опыт и репутацию в области определенных знаний,

подтвержденную, как правило, отзывами, рекомендациями, публикациями и

т.п.

Опрос. Следует отметить, что контролирующим органам предоставлены

права получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, а также

необходимую информацию от третьих лиц (по письменному запросу).

Следовательно, к получению подобных объяснений и справок от

должностных лиц прибегают в тех случаях, когда необходимо установить

достоверность фактов в процессе проверки, реальность хозяйственной

операции, достоверность данных, отраженных в документах. Опрос можно делать

устно или письменно. Объяснения справочного характера не фиксируют, однако,

для выяснения достоверности факта можно предложить работникам предприятия

дать объяснения в письменной форме.

Проверка объемов выполненных работ. С помощью обмера проверяют:

– соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ

тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а также в проектах и

смете;

– соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренных

сметными нормами, на основании которых составлены применяемые при

расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены;

– законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов

работ или их частей. Такую проверку проводят различными способами, что

зависит от характера работ и их результатов.

К основным способам проверки относятся:

– контрольный обмер фактически выполненных работ;

– сопоставление объема работ, указанных в актах приемки и в актах

инвентаризации незавершенного строительства, с объемом работ, указанных в

оплаченных рабочих нарядах;

– встречная проверка операций по расчетам с другими организациями;

– проверка сопутствующих операций по расчетам за выполненные и

сданные работы.

Наиболее распространен контрольный обмер фактически выполненных работ,

применяемый для проверки выполнения работ по строительству, капитальному и

текущему ремонту зданий и сооружений.

3.1.2. Методы документальной проверки

Другую группу методов – методы документальной проверки – можно

разделить на две группы: методы формальной проверки и методы проверки

реальности отраженных в документах обстоятельств.

К методам формальной проверки документов относятся:

– проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и

подлинности оформления документов;

– сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными

нормативами (нормативная проверка);

– проверка соответствия отраженных в документах операций

установленным правилам; счетный контроль.

Общие правила оформления документов для всех предприятий и организаций

установлены Положениями о документах и документообороте в бухгалтерском

учете. Этими Положениями предусмотрено, что первичные документы должны

содержать для придания им юридической силы обязательные реквизиты. Таковыми

являются: наименование документа (формы), код формы; дата составления;

содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в

количественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц,

ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее

оформления, личные подписи и их расшифровки. Кроме того, наименование

организации, от имени которой составлен документ. В необходимых случаях

могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и

адрес предприятия, основание для совершения хозяйственной операции,

зафиксированной документом. Другие реквизиты определяются характером

документируемых хозяйственных операций.

Сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными

нормативами (нормативная проверка) позволяет выявить завышение (занижение)

себестоимости продукции (работ, услуг), занижение размера удержаний из

заработной платы, в том числе подоходного налога, занижение размеров

отчислений во внебюджетные фонды, ошибки в применении норм естественной

убыли товаров, в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и

других налогов.

Проверка соответствия отраженных в документах операций установленным

правилам дает возможность выяснить правомерность разнообразных

хозяйственных операций. С ее помощью можно выяснить, например, выплату

заработной платы другому лицу без предъявления доверенности и т.п.

Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в

документах, в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений

(правильность таксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах

материально-ответственных лиц, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому

методу прибегают для проверки правильности подсчета итогов в горизонтальных

и вертикальных графах расчетно-платежных ведомостей. Счетный контроль

обычно сопровождается применением других методов документальной проверки.

К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств

относятся:

- сопоставление данных документов, отражающих операции с данными

документов, которые явились основанием для этих операций;

- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;

- сканирование;

- встречная проверка;

- взаимная проверка;

- контрольное сличение;

- восстановление натурально-стоимостного учета и др.

Рассмотрим методы проверки реальности отраженных в документах

обстоятельств.

Одним из методов, входящих в эту группу, является сопоставление данных

документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились

основанием для этих операций. Например, можно выявить несоответствие суммы

начисленной заработной платы сотруднику, указанной в расчетно-платежной

ведомости, данным табеля выхода на работу. Для использования этого метода

надо знать, в каких производных документах отражают данные, фиксируемые в

первичных документах.

Проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и в формах

отчетности позволяет определить достоверность и точность отчетных данных —

первостепенное требование к бухгалтерской отчетности. Система отчетных

показателей должна соответствовать записям в бухгалтерские регистры,

которые в свою очередь обосновываются документами. Проверка может вскрыть

бездокументальные записи, т.е. записи без ссылки и приложения

оправдательных документов, необоснованную запись в регистре. Иногда путем

сопоставления данных в регистрах аналитического и синтетического учета к

одному и тому же счету удается выявить несоответствие занесенных в них

сумм, хотя и оформленных одним документом. Возможно сокрытие недостач

увеличением количества и суммы расхода товаров и тары в регистрах

бухгалтерского учета.

Внимательного рассмотрения с точки зрения документальной

обоснованности требуют также дополнительные и сторнировочные проводки.

Бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами отчетности проверяют

путем взаимоконтролируемых показателей, содержащихся в них, затем с

соответствующими данными регистров синтетического, аналитического учета, а

затем первичных документов. При этом широко используется метод

сканирования.

Сканирование — непрерывный просмотр операций для выявления нетипичных.

Встречная проверка особенно эффективна при изучении операций,

связанных с получением товаров, денежных и других средств в одной

организации и отпуском их другой. Этот метод состоит в сопоставлении

различных экземпляров одного и того же документа. Экземпляры

соответствующих документов могут находиться в бухгалтериях разных

организаций.

Цель такого сопоставления – установить тождество всех экземпляров

одного и того же документа. Например, известны случаи, когда подлинная

накладная (или ее копия) заменялась подложной, причем по дате, номерам и

даже итоговой сумме она не отличалась от подлинной. Это обстоятельство

затрудняйте обнаружение злоупотребления при сверке расчетов. Однако два

экземпляра одной накладной содержали расхождения в наименованиях ценностей,

их количестве и ценах, хотя другие реквизиты совпадали.

Взаимная проверка является разновидностью встречной. Она проводится по

взаимосвязанным операциям в одной организации.

Пользуясь контрольным сличением, можно выяснить, не было ли приписок в

инвентаризационных ведомостях, не было ли завоза товаров и других ценностей

без документов. Часто этот метод применяют при проверке складских товарных

операций.

Для этого сопоставляют данные последней инвентаризации с предыдущей у

одного и того же лица на определенную дату в течение межинвентаризационного

периода. Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным

изучением ежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец

каждого дня позволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни,

превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положение может

быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения

остатков ценностей на начало проверяемого периода, реализации

неоприходованных ценностей, наличия бестоварных расходных документов.

Другой метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств

– восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает

возможность конкретно анализировать движение ценностей по каждому его виду

в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичных

документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью

восстанавливается натурально-стоимостный их учет. Этот прием может

применяться в тех подразделениях, по которым натурально-стоимостный учет

ценностей не ведется (например, в производствах), хотя все операции по их

движению оформляются выпиской соответствующих документов. По данным этих

документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведением

остатков.

С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии

недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в

подразделениях имеются недостача одного вида ценностей и излишки других,

которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались.

3.1.3. Ревизии и проверки в финансовом контроле

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты