Аудитор не обязан заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги.
Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда
плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки
аудитора за оказанные профессиональные услуги.
10. Отношения между аудиторами
Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам,
воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных
сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
11. Отношения сотрудников с аудиторской фирмой
Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской
фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью
способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать
деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками
фирмы, руководителями и персоналом клиентов.
Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на
взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей,
преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации
аудиторских услуг, их профессионального содержания.
12. Публичная информация и реклама
Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут
быть представлены в средствах массовой информации, специальных изданиях
аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и
иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм.
Отсутствуют какие-либо ограничения в отношении места и частоты
обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления.
Реклама аудиторских профессиональных услуг должна быть информативной,
прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе, исключающей всякую
возможность обмана и заблуждения потенциальных клиентов либо возбуждения у
них недоверия к другим аудиторам.
13. Действия аудитора, несовместимые с профессиональной деятельностью.
Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой
заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его
объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов
либо на репутацию профессии в целом и потому несовместима с оказанием
профессиональных аудиторских услуг.
Занятия какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в
соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые
действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг и заданий
одновременно может рассматриваться как несовместимые действия.
14. Аудиторские услуги в других государствах
Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги, в
своем государстве или другом, этические нормы его поведения остаются
неизменными.
V. Практика проведения аудиторской проверки
(на примере "АвтоЗАЗ- DAEWOO", по материалам еженедельника"Галицкие
контракты")
Итоги аудиторской проверки СП "АвтоЗАЗ-Daewoo", которую проводила
компания Price Waterhouse Coopers для корпорации Ford (последняя изучает
финансовое положение Daewoo Motors, в том числе и ее украинского
подразделения), не стали сенсацией.
Напомним, что в июле прошлого года компания Daewoo Motors, вместе с 11
другими подразделениями корпорации Daewoo Group, оказалась на грани
банкротства. Спасли только резервные средства и гарантии пролонгации
долговых обязательств, которые предоставили местные банки-кредиторы. Общие
долги Daewoo Group на сегодняшний день составляют порядка $70 млрд, включая
$5-6 млрд займов от иностранных банков. У Daewoo Motors, который еще в
прошлом году был вторым по величине производителем автомобилей на рынке
Южной Кореи, сейчас тоже накопились немалые долги, превышающие 8,6
триллионов вон ($7,6 млрд).
Желание приобрести практически обанкротившегося корейского
автопроизводителя, имеющего предприятия в других частях мира, проявили
несколько автомобильных гигантов: General Motors, Ford и Daimler-Chrysler.
Однако для Ford покупка Daewoo стала принципиальным вопросом: благодаря ей
"вечно второй" (после General Motors) Ford Motors может стать мировым
лидером среди производителей автомобилей - Daewoo способен выпускать
ежегодно 2 млн машин, пользующихся неплохой репутацией не только в Южной
Корее или Юго-Восточной Азии, но и в Восточной Европе. Эксперты отмечают
наличие у Daewoo такого козыря, как плацдармы на рынках, на которых
присутствие Ford только обозначено. "Там, где позиции Daewoo сильны, наши
позиции довольно слабы", - заявила представитель Ford Мира Кумар.
О том, что американский Ford больше всего заинтересован в покупке
Daewoo Motors среди других мировых автогигантов, говорит хотя бы тот факт,
что он единственный заказал аудиторскую проверку подразделений Daewoo. Для
этого американцы решили воспользоваться услугами всемирно известной
аудиторской компании Price Waterhouse Coopers, причем их особенно
интересовало состояние трех восточноевропейских подразделений Daewoo:
польского, румынского и украинского.
Учитывая успехи зарубежных заводов (польский в прошлом году выпустил и
успешно продал около 220 тыс. машин), украинское СП на их фоне выглядит
скромно. Тем более, что у Ford уже есть негативный опыт производства
автомобилей в странах бывшего СССР - не так давно он остановил в Беларуси
производство "Эскортов" из-за его нерентабельности и ничтожной емкости
тамошнего рынка, поэтому и к Украине относится с предостережением.
О результатах аудита ни представители компании Ford, ни Price
Waterhouse Coopers никаких официальных заявлений не делали, поэтому судить
о них остается разве что исходя из слов руководства "АвтоЗАЗ-Daewoo". По
словам председателя правления СП "АвтоЗАЗ-Daewoo" Олега Папашева, "Ford
изучал СП с двух точек зрения: насколько привлекателен бизнес в Украине и
насколько тягостны обязательства Daewoo за льготы, предоставленные в свое
время СП.
Сегодня по соответствующему закону объем обязательств, по которым
отвечает инвестор, уже составляет 167 млн гривен. Положение дел в СП, где
такой огромный коллектив выпускает так мало продукции, где такие большие
расходы на один автомобиль, компании Ford вряд ли понравилось. Поэтому в
скором времени через административного директора всем руководителям
подразделений будет доведен план использования рабочей силы. Это должно
показать новому инвестору перспективу, жизнеспособность нашего предприятия,
заинтересовать его в нас".
В случае окончательного положительного решения компании Ford о покупке
Daewoo Motors, которое должно быть обнародовано буквально на днях, он
выкупит и все имущество корейской компании (подобным образом было создано
СП "АвтоЗАЗ-Daewoo", когда имущество "АвтоЗАЗа" было передано в уставный
фонд СП, а его долги остались на предприятии). Все заводы компании Daewoo
Motors, как в Корее, так и за ее пределами, перейдут в полную собственность
компании Ford, будет создано новое юридическое лицо. Доля Daewoo Motors в
украинском СП также перейдет в собственность нового инвестора, даже если
запорожский завод компании Ford совершенно не нужен.
По убеждению г-на Папашева, – "Скорее всего, "АвтоЗАЗ-Daewoo" попадет
в сферу влияния того подразделения вышеупомянутой иностранной компании,
которое будет заниматься Восточной Европой, развитием автомобилестроения в
Польше, Румынии и Украине. Заинтересованность не исчезла - использовать эти
три завода для производства однотипных автомобилей, в первую очередь
"Ланоса". Что касается выпуска на мощностях "АвтоЗАЗа" европейских моделей
компании Ford, то это решение еще не принято".
Последнее высказывание стимулировало фантазии наблюдателей и породило
предположения типа "еще не принято, значит может быть принято", хотя кроме
этого "еще" никаких оснований для такого вывода нет. В то же время,
независимо от смены инвестора, на предприятии проводится плановая работа по
обновлению корейского модельного ряда: вскоре в Украине будут собирать
Daewoo Nubira нового поколения, Matiz (он придет на смену Tico), Lanos с
двигателем 1,6 куб. см, новую Leganza. Кроме того, в Запорожье проводятся
работы по подготовке мелкоузловой сборки на главном конвейере модели Daewoo
Lanos, на Мелитопольском моторном заводе для нее разработан новый
отечественный двигатель объемом 1,3 литра. По мнению запорожцев, новый
инвестор не будет прекращать работы по внедрению автомобилей модельного
ряда Daewoo.
По словам директора по маркетингу СП "АвтоЗАЗ-Daewoo" Николая
Евдокименко, "проверка завершена на трех украинских подразделениях компании
- в Запорожье, Мелитополе и Ильичевске. По неофициальной информации,
американцы остались довольны нашей работой. Наше предприятие, по их мнению,
достаточно конкурентоспособно. Последнее звучит приятно, хотя люди сведущие
не советуют принимать вежливые высказывания иностранцев за чистую монету".
Руководство СП "АвтоЗАЗ-Daewoo", похоже, уже немного научилось
работать в условиях жесткой конкуренции. Так, по сравнению с тем же
периодом прошлого года, в полтора раза была увеличена продажа выпускаемых
машин. Конвейеры "АвтоЗАЗа" и сборочного производства в Ильичевске теперь
работают только под реальные планы продаж, что позволяет не затоваривать
склады и в то же время содержать максимально возможный ассортимент
модификаций на торговых площадях. Регулярно проводимые предприятием
рекламные акции позволяют существенно оживлять спрос на залежавшиеся
модели.
Ситуацию на автомобильном рынке Украины, которую также изучала Price
Waterhouse Coopers, эксперты этой компании признали "неоднозначной". С
одной стороны, количество автомобилей на тысячу жителей Украины
незначительно - 72 (тогда как в России - 106, Польше - 300, Германии -
более 500). Ежегодный прирост отечественного автопарка достигает 250 тысяч,
что заметно вдохновляет как производителей, так и импортеров. В то же время
рынок не защищен от "серого" ввоза без уплаты соответствующих налогов, что
делает невыгодным производство внутри страны.
Однако сегодня наблюдается положительная тенденция по решению этих
вопросов, и в случае заинтересованности американцев украинским рынком
эксперты отмечают высокую вероятность того, что вопросы ужесточения
протекционизма в отношении отечественного производителя будут решены
быстро. Понятно, возможности влияния "Форда" на украинских власть имущих с
возможностями Daewoo не сравнить. А это может означать очередное повышение
таможеных ставок на импорт автомобилей, причем не только подержаных, но и
новых, перекрытие любых лазеек в законодательстве в части ввоза легковушек.
В целом выводы аудиторской компании, высказанные после проверки, носят
лишь рекомендательный характер, поэтому окончательное решение по поводу
покупки Daewoo вместе с его украинским предприятием будет решаться по
комплексу факторов, где родной "АвтоЗАЗ", хоть он и кажется нам пупом
Земли, имеет значение третьестепенное.
Главное
Ford заказал аудиторскую проверку дочерних предприятий Daewoo, в числе
которых и украинское совместное предприятие "АвтоЗАЗ-Daewoo".
По неофициальным результатам аудита, на фоне других
восточноевропейских заводов Daewoo украинский выглядит бледно.
Несмотря на приход нового инвестора, модельный ряд Daewoo будет
развиваться и в дальнейшем.
Не исключено, что после передачи собственности корейцев американцам
будут введены средства по защите отечественного авторынка от импорта.
В данной статье показано, как по результатам аудита руководство
компании FORD получило информацию о фактическом состоянии дел в СП
"АвтоЗАЗ-Daewoo", техническом и интеллектуальном потенциале предприятия,
его менеджменте, выявило сильные и слабые стороны рынка автомобилей на
Украине и т.п.
Данные аудиторской проверки будут использоваться руководством FORD
для принятия окончательного решения о целесообразности предполагаемого
шага (покупки акций корейского производителя "Daewoo"), будет просчитан
возможный экономический риск, перспективы будущего производства и
перспективы повышения деловой активности, эффективности хозяйствования и
т. п. (аудит, как отмечают американские специалисты, — это вид
деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся
функционирования и положения экономического объекта, осуществляемой
компетентным независимым лицом, которое исходя из установленных критериев,
выносит заключение о качественной стороне функционирования; под аудитом
иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного
риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные
или неточные сведения для пользователей финансовых отчетов).
P. S. Компания FORD все таки купила Daewoo вместе с его украинским
предприятием.
Выводы
Контроль - это одна из функций управления, т.к. любой вид управления
невозможен без контроля. Просто немыслимо никакое управление без проверки
выполнения принятых решений, установленных требований. И тем более
немыслимо никакое управление капиталом без текущего и последующего контроля
за его состоянием, без профессионального выбора инвестиций и без проверок и
анализов бухгалтерской отчетности.
В чем же состоит общая роль контроля? Можно ли без него управлять чем
бы то ни было?
В современном понимании управления контроль позволяет не только
принимать более или менее верные, правильные решения, но и постоянно
выявлять фактическое состояние дел на управляемых объектах (будь то
автомобиль или телевизор), в том числе в хозяйственных системах различной
степени сложности и структуризации (будь то мелкий магазин или большая,
сложная корпорация, регион или государство).
Любая хозяйственная система - это система динамическая. Она
развивается под воздействием своих внутренних закономерностей и
противоречий, а также в результате взаимодействия с окружающей средой.
Бухгалтер - один из первых профессионалов, который осознал
необходимость системного подхода к описанию процессов и результатов
развития различных хозяйств. Через определенные интервалы времени такая
система как экономический субъект обязана отчитываться перед
собственниками, а также перед некоторыми третьими лицами (налоговыми
органами, банками, инвесторами и др.), находящимися во внешней (по
отношению к системе) среде, причем для снижения уровня информационного шума
целесообразно проверять такие отчеты, подвергать их контролю.
Управление способствует достижению целей экономического субъекта
(хозяйственной системы) путем эффективного использования ее администрацией
и персоналом различных материальных, трудовых и производственных ресурсов.
При этом если управляющая система (администрация экономического субъекта)
выбирает и принимает наиболее удачные решения, то она обеспечивает и
сохранность такого «ядра» (изменяющегося набора элементов), и его
«плавание» по структуре. Тем самым управление обеспечивает исключительно
высокую степень приспосабливаемости системы к внешним условиям, а также
устойчивость в траектории развития, в реализации функции системы.
Таким образом, управление в экономике - это систематическое,
сознательное, целенаправленное воздействие на поведение хозяйственной
системы, т.е. на происходящие в ней производственно-коммерческие процессы.
Специалисты по управлению и контролю (в том числе и аудиторы),
вооруженные знаниями бухгалтерского учета и анализа, экономической
кибернетики и т.п. и занимаются исследованием различных вариантов поведения
хозяйственной системы.
Список литературы
1. Закон Украины "Про Государственную налоговую службу в Украине"//
Дело. - 1994. - № 14.
2. Закон Украины " Про Государственную контрольно-ревизионную службу в
Украине"// Галицкие контракты. - 1993. - № 10.
3. Закон Украины "Об аудиторской деятельности"// Дело.- 1993. - № 47.
4. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего
аудита. - М.: Филин. - 1996.
5. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.:ИНФРА - М. - 1998.
6. Кириленко О.П. Финансы: Учебное пособие. - Тернополь: Т.О.В. ЦМДС. -
1998.
7. Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. - М.:
ТОО Интех. - 1996.
8. Сухарева Л.О. Эволюция функции контроля.// Финансы Украины. - 2000. - №
8.
9. Стельмащук Н., Эстеркин Б., Матусяк С. "Контракты" заинтересовались ре-
зультатами аудита "АвтоЗАЗ - DAEWOO"// Галицкие контракты. - 2000. -
№ 37.
10. Терехов А.А. Аудит. - М.: Финансы и статистика. - 1999.
11. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М. - 1995.