3. насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой
при определении учетной политики организации.
Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления
правильности расчета балансовой и налого-облагаемой прибыли.
Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд других задач:
. помогают в организации бухгалтерского учета;
. оказывают помощь в восстановлении и ведении учета, составлении
бухгалтерской (финансовой) отчетности;
. участвуют в налоговом планировании и расчете налогов;
. консультируют по отдельным вопросам ведения учета и составления
отчетности и др.
4.4. Основные принципы и нормы (стандарты) аудита
Аудит является одним из видов финансового контроля и поэтому основные
принципы у них общие:
. независимость;
. гласность;
. превентивность (предупредительный характер);
. действенность;
. регулярность;
. объективность;
. всеохватывающий характер.
Существуют определенные нормы аудита (стандарты).Аудиторские стандарты
формулируют единые основополагающие предписания, определяющие нормативные
требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенные
гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением
экономических условий аудиторские стандарты должны пересматриваться для
максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой
отчетности.
На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы для
подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде
качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб
проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные
принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.
Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть
готов обосновать причину этого.
Значение стандартов состоит в том, что они:
. обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
. содействуют внедрению в практику научных достижений;
. помогают пользователям понять процесс проверки;
. создают общественный престиж профессии;
. устраняют контроль со стороны государства;
. помогают аудитору вести переговоры с клиентом.
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением
аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость
унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в этой области
практически одинаковы во всем мире. Поэтому профессиональные организации
какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, изучают вариант ее
решения в других организациях, разрабатывающих стандарты.
Создание стандартов аудита становится необходимым и в Украине с учетом
ее специфических особенностей и международного опыта.
Международные стандарты применяются в любых случаях проведения
независимого аудита. Однако Международные стандарты не превалируют над
местными.
Существуют так же этические нормы аудиторской деятельности, которые
можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность;
объективность.
На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы
профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь
предусмотреть все возможные нюансы их поведения.
Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется
высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью
аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении
уважение и доверие к профессии аудитора.
Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют
неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и
материальный ущерб.
Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают
неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до
исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии
на проведение аудиторской деятельности.
Приведем кратко основные этические нормы для аудиторов:
1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов
Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и
нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
Руководствоваться в своих поступках общечеловеческим правилом:
"Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе";
соблюдать правила и нормы общей морали, правдивость и честность в поступках
и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах,
непримиримость к несправедливости, нарушениям морально-нравственных и
правовых норм во всех их проявлениях.
2. Соблюдение общественных интересов
Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех
пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика. Защищая
интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его
взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен
быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых
основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы
клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан
отказаться от их защиты.
3. Объективность аудитора
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора
может быть только достаточный объем требуемой информации.
Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или
предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны
объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не
допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны
могли сказаться на объективности их суждений.
Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от
суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений
с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и
выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления
на аудитора в любой форме.
4. Внимательность аудитора
При выполнении профессиональных услуг следует проявлять максимальное
внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим
обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно
планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
5. Независимость аудитора
Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если
имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и
ее должностных лиц во всех отношениях.
В заключении или в другом документе, составленном в результате
оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-
либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.
6. Профессиональная компетентность аудитора
Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень
аудиторских услуг, необходимых клиенту.
Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги,
аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области,
обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и
профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские
услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том
числе новейших, нормативных актов.
7. Конфиденциальная информация клиентов
Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную информацию в делах
клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения
во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных
отношений с ними.
Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента,
ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей
выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам
клиента.
8. Налоговые отношения
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о
налогообложении во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои
доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое
законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.
При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор
руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое
законодательство и не должен способствовать фальсификациям в целях
уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения
налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор
обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной
комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о
возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан
представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не
обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с
налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что
ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной
налоговой отчетности лежит на самом клиенте.
9. Плата за профессиональные услуги
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам
профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и
качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых
услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени
ответственности аудитора.
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от
достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными
обстоятельствами, кроме этих.
Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги
наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.
Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за
приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг
третьей стороны.
Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить
условия и порядок платы за свои профессиональные услуги.