Финансы, денежное обращение и кредит

окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской

области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и

Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и

расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность,

гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную

бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют

понятие “Консолидированный бюджет” РФ.

Наиболее сложная проблема в БУ- бюджетный федерализм, т.е.

взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных

бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций

и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы — доходы, полностью поступающие в соответствующие

бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и

налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена

бюджетной системы нижестоящему бюджету. Например, в 1996 г. 90%

подоходного налога с физических лиц передавалось в бюджеты субъектов РФ и

местные бюджеты; 25% НДС — в бюджеты субъектов РФ; около 63% налога на

прибыль предприятий — в бюджеты субъектов РФ (22+13=25%).

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме

для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование

инвестиционной деятельности.

Запросы органов представительной власти предоставляются до 15 августа.

Текущие и инвестиционные субвенции из республиканского бюджета включаются

в бюджеты соответствующих республик, краев, областей, округов и т.д.

Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретному проекту не может

превышать 80% капвложений, направляемых на реализацию этого проекта.

Субвенции г.Москве — предназначены для возмещению дополнительных

расходов и потерь городского бюджета, связанных с выполнением городом

функций столицы.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик,

краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий,

катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет

резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из

федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция, не использованная в срок или использованная не по

назначению полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном

порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после

решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы — средства, предоставляемые на кредитной основе,

т.е. на основе платности и возвратности.

В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным

регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

В 1994 г. этот фонд формировался в размере 22% НДС, в 1995г. — 27%

НДС, в 1996 г. — 15% от общего размера налоговых доходов за исключением

подоходного налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин.

На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у

которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и

подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и

подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95%

от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется <

100 % плановых расходов регионального бюджета.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В 1996г. трансферты

предоставлялись 60 регионам из 89.

В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры

дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились

доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов — это

пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 %

ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года.

Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные

пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска

государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной

классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов

бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных

кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г.

отмечается, что БК включает:

. классификацию доходов бюджетов РФ;

. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов

бюджетов РФ;

. классификацию источников внешнего финансирования дефицита

федерального бюджета;

. классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и

субъектов РФ;

. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних

активов РФ;

. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

3.9.3. Бюджетный процесс (БП).

Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством

деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и

исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об

основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность,

балансовый метод.

Этапы бюджетного процесса. БП должен начинаться за 1.5 года (реально за

0.5 года).

0. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о

разработке бюджета.

0. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз

экономического и социального развития России. Министерство финансов

рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по

сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке

смет.

0. Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками

по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои

предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.

0. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект

бюджета.

0. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение

Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются

следующие документы:

. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за

истекший период;

. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на

предстоящий год;

. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

. основные направления бюджетной и налоговой политики;

. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального

бюджета с бюджетами субъектов РФ;

. федеральные целевые программы и программы развития регионов,

предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;

. федеральная инвестиционная программа;

. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;

. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на

предшествующий год .

Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в

Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий

год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет

Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более

половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был

рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается

согласительная комиссия.

В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым,

если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего

числа членов Думы.

Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись

президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование

закона — 7 дней.

Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД

принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из

федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

3.9.4. Исполнение бюджета

Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления

налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а

также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм

в течение финансового года.

Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,

Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов

и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов

по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки

поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация оперативного исполнения бюджетов возложена на Федеральное

казначейство РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого

(главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми

государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые

казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного

перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет

федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения

ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти

— ежемесячно.

Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

. организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты