окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской
области и около 29 тыс. местных бюджетов.
Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и
Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и
расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность,
гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную
бюджетную систему.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют
понятие “Консолидированный бюджет” РФ.
Наиболее сложная проблема в БУ- бюджетный федерализм, т.е.
взаимоотношения центра и регионов.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных
бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций
и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы — доходы, полностью поступающие в соответствующие
бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и
налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.
Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена
бюджетной системы нижестоящему бюджету. Например, в 1996 г. 90%
подоходного налога с физических лиц передавалось в бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты; 25% НДС — в бюджеты субъектов РФ; около 63% налога на
прибыль предприятий — в бюджеты субъектов РФ (22+13=25%).
Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме
для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.
Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование
инвестиционной деятельности.
Запросы органов представительной власти предоставляются до 15 августа.
Текущие и инвестиционные субвенции из республиканского бюджета включаются
в бюджеты соответствующих республик, краев, областей, округов и т.д.
Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретному проекту не может
превышать 80% капвложений, направляемых на реализацию этого проекта.
Субвенции г.Москве — предназначены для возмещению дополнительных
расходов и потерь городского бюджета, связанных с выполнением городом
функций столицы.
Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик,
краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий,
катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет
резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из
федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.
Субвенция, не использованная в срок или использованная не по
назначению полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном
порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после
решения органа, выдавшего субвенцию.
Кредитные ресурсы — средства, предоставляемые на кредитной основе,
т.е. на основе платности и возвратности.
В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным
регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.
В 1994 г. этот фонд формировался в размере 22% НДС, в 1995г. — 27%
НДС, в 1996 г. — 15% от общего размера налоговых доходов за исключением
подоходного налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин.
На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у
которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и
подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и
подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95%
от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется <
100 % плановых расходов регионального бюджета.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В 1996г. трансферты
предоставлялись 60 регионам из 89.
В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры
дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились
доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов — это
пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 %
ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года.
Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные
пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска
государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной
классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов
бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных
кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г.
отмечается, что БК включает:
. классификацию доходов бюджетов РФ;
. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ;
. классификацию источников внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета;
. классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и
субъектов РФ;
. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних
активов РФ;
. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
3.9.3. Бюджетный процесс (БП).
Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством
деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и
исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).
Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность,
балансовый метод.
Этапы бюджетного процесса. БП должен начинаться за 1.5 года (реально за
0.5 года).
0. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о
разработке бюджета.
0. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз
экономического и социального развития России. Министерство финансов
рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по
сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке
смет.
0. Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками
по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои
предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.
0. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект
бюджета.
0. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение
Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются
следующие документы:
. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за
истекший период;
. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на
предстоящий год;
. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
. основные направления бюджетной и налоговой политики;
. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального
бюджета с бюджетами субъектов РФ;
. федеральные целевые программы и программы развития регионов,
предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;
. федеральная инвестиционная программа;
. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на
предшествующий год .
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий
год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более
половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был
рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается
согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым,
если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего
числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись
президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование
закона — 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД
принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из
федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
3.9.4. Исполнение бюджета
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления
налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а
также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм
в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,
Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов
и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов
по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки
поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация оперативного исполнения бюджетов возложена на Федеральное
казначейство РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого
(главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми
государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые
казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного
перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет
федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения
ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти
— ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
. организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22