внебюджетных фондов;
. доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных
ассигнований;
. ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
. организует распределение в установленных размерах доходов между
ФБ и бюджетами субъектов РФ;
. осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными
централизованными ресурсами;
. регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными
внебюджетными фондами;
. организует и осуществляет ведение операций по учету
государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса
исполнения бюджета :
. доведение объема бюджетных ассигнований;
. доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах
которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя
финансовые обязательства;
. объем фактически заключенных соглашений;
. сумма счетов, предъявленных к оплате;
. сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе
исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная
налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет
докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
|Виды расходов |1996 |1997 проект |
| |% |млрд. |% |
| | |руб. | |
|Государственное управление |1,6 | |1,2 |
|Международная деятельность |6,4 | |4,6 |
|Национальная оборона |18,4 | |19,2|
|Правоохранительная деятельность и обеспечение|8,1 | |9,5 |
|безопасности государства | | | |
|Фундаментальные исследования и содействие НТП|2,8 | |2,7 |
|Промышленность, энергетика, строительство |11,4 | |8,1 |
|Сельское хозяйство |3,3 | |2,0 |
|Охрана окружающей среды |0,5 | |0,4 |
|Образование |3,6 | |3,2 |
|Культура и искусство, средства массовой |1,2 | |1,0 |
|информации | | | |
|Здравоохранение и физическая культура |1,7 | |1,6 |
|Социальная политика |3,0 | |3,4 |
|Обслуживание государственного долга |13,4 | |15,5|
|Финансовая помощь субъектам РФ | 12.6 | | |
|В том числе | | | |
|Федеральный фонд финансовой поддержки |9,0 | | |
|регионов | | | |
|Прочие расходы |5,8 | |18,1|
|Расходы целевых бюджетных фондов |6,2 | | |
|(Федерального дорожного фонда, Федерального | | | |
|экологического фонда) | | | |
|Общая сумма расходов |435750 |524337 | |
| |100% | | |
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного
финансирования, основными принципами которого являются:
. целевой характер использования бюджетных средств;
. предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным
порядком осуществления расходов;
. безвозвратность бюджетных ассигнований.
Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных
ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды
выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование
продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на
обеспечение села техникой и т.д.
3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ
|Виды доходов |1996 |Проект 1998 |
| | |млрд|% |
| | |. | |
| | |руб.| |
|Налоговые доходы — всего |81 | |85,1 |
|в том числе: | | | |
|-НДС |37 | |43,5 |
|-Акцизы |13 | |19,4 |
|–Ввозимые таможенные пошлины |4 | | |
|–Вывозимые таможенные пошлины |6 | | |
|–лицензионный сбор за право производства |1 | |0,1 |
|алкогольной продукции | | | |
|–налог на прибыль предприятий и организаций |16 | |8,4 |
|–подоходный налог с физических лиц |1 | | |
|–платежи за пользование природными ресурсами |2 | | |
|–отчисления на воспроизводство |1 | | |
|минерально-сырьевой базы | | | |
|-налог на доходы от капитала | | |2,9 |
|-налог на покупку валюты | | |0,3 |
|Неналоговые доходы |19 | |7,6 |
|в том числе | | | |
|-доходы целевых бюджетных фондов |9 | |7,3 |
|-доходы от федерального имущества, от |10 | | |
|приватизации, от внешнеэкономической | | | |
|деятельности | | | |
|Итого доходов |34720|340,| |
| |0 |1 | |
| |100% | | |
3.9.7. Бюджетный дефицит
Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным
дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г. — 3,85% ВВП, в
1998 по плану- 0,42% (ВВП должен составить 2750 млрд. руб). Причины его.
0. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений
в развитие экономики, отражающих необходимость государственного
регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить
прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
0. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).
0. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-
кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем
финансовую ситуацию в стране.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
помнить:
Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные
периоды ее развития.
Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.
Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии
денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием
различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).
Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной”
экономики.
3.10 Государственный кредит
3.10.1 Государственный кредит
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между
государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и
юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство
выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и
гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную,
регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального
характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали
Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более
равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга
идет в счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта,
размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования
государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние
денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на
производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный
спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то
уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом
рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов
инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом,
развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
0. По субъектам заемных отношений различают:
. займы, размещаемые центральными органами управления;
. займы, размещаемы территориальными органами управления.
2. По месту размещения:
. внутренние;
. внешние.
0. По возможности обращения на рынке:
. рыночные;
. нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных
инвесторов, например, страховых компаний, банков).
0. По сроку:
. краткосрочные (до года) (векселя);
. среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);
. долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).
0. По обеспеченности долговых обязательств:
. закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием
администрации);
. беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного
органа управления.
0. По способу выплаты дохода различают :
. выигрышные облигации;
. процентные;
. с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).
0. В зависимости от метода определения дохода:
. долговые обязательства с твердым доходом:
. с плавающим доходом.
0. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения
различают:
. обязательства с правом досрочного погашения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22