и приносить ему прибыль. Размер выручки от реализации, равный совокупным
затратам, называется «критическим объемом реализации».
Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают
критический объем реализации. Вычислив средние переменные затраты (Пер),
постоянные расходы (Пос) и цену продукции (Ц), можно рассчитать критический
объем реализации (Ко) по формуле:
Пос
Ко = Ц – Пер
Формирование и использование выручки на различных типах предприятий
имеет свои особенности. Поэтому различают несколько направлений
использования выручки.
На МП формирование выручки связано с ограниченностью финансовых и
других ресурсов и сравнительно быстрого получения выручки в денежной форме.
Основная цель такого предприятия - поддержание уровня безубыточности и
изыскание вариантов минимизации издержек; как правило, значительная часть
прибыли такого предприятия используется на нужды самого собственника.
На средних и крупных предприятиях значение выручки несколько снижено,
т.к. имеется ряд возможностей альтернативного её использования, т.е. минуя
процесс получения средств на расчётный или валютный счёт.
Основная часть выручки, в части прибыли, направляется на развитие
производства и на уменьшение доли уплаты налогов, платежей и сборов.
На крупных предприятиях и корпорациях формирование и использование
выручки полностью зависит от степени экономии, производственной грамотности
собственника и руководителя.
22. Финансовый результат от реализации продукции.
В условиях рыночных отношений прибыль от реализации имеет большое
значение, так как стремление к максимизации прибыли стимулирует
товаропроизводителя к увеличению объема производства и реализации
конкурентоспособной продукции.
Особенности трактовки прибыли, как экономической категории:
1) основной источник поступлений в бюджеты различных уровней;
2) показатель, на который оказывает влияние факторы, зависящие от
деятельности предприятия, факторы не зависящие от предприятия
(уровень цен на сырье и др.);
3) прибыль участвует в оценке эффективности предприятия, и
одновременно является составной частью финансовых ресурсов
предприятия.
23 Сущность прибыли и функции прибыли.
Прибыль представляет собой форму прибавочной стоимости, сформированной
в процессе воспроизводства, для удовлетворения различных потребностей.
Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в
результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания
услуг.
Превращённая форма стоимости – цены, по которым реализуются товары,
продукция и т.п. не всегда соответствуют затратам т.к.
- рынок влияет на величину цены и прибыли;
- прибыль не всегда отражается величиной реализованных товаров и услуг, а в
неё ещё включается прибыль от реализации имущества и внереализационные
операции, что влияет на совокупный доход.
Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является
основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль
представляет собой весьма сложную экономическую категорию, поэтому возможны
различные ее определения, интерпретации, представления.
В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из
них – с условными названиями: экономический и бухгалтерский – можно
рассматривать как базовые.
Экономический подход.
Прибыль – это прирост капитала собственников, имевший место в отчетном
периоде.
Бухгалтерский подход.
Прибыль – положительная разница между доходами коммерческой
организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее
активов, и ее расходами, понимаемыми как снижение стоимостной оценки
активов.
Можно выделить 2 основных различия между экономическим и бухгалтерским
подходами.
1. В отличии от экономического в бухгалтерском подходе четко
идентифицируются элементы прибыли, т.е. виды доходов и
расходов, ведется их обособленный учет.
2. В неодинаковой трактовке так называемых реализованных и
нереализованных доходов. (Например, цена здания значительно
выросла, с экономической точки зрения у собственника
увеличилась прибыль, однако с бухгалтерской точки зрения
прибыль будет получена только при реализации здания).
Таким образом, экономический подход не делает различия между
реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход,
руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому
«расходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже,
и лучше позже признать доходы, чем раньше».
В России существуют понятия:
- валовая прибыль =выручка-с/с-ть
- балансовая прибыль – финансовый результат производственно -
хозяйственной деятельности предприятия;
- налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению;
- чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или
собственников предприятия.
В зарубежной литературе:
- бухгалтерская прибыль – прибыль, которая определяется как разница
между выручкой предприятия и внешними издержками (те затраты, которые
предприятие несёт в пользу других предприятий);
- экономическая прибыль – общая величина выручки предприятия за вычетом
внешних и внутренних издержек;
- чистая прибыль – разница между выручкой и экономическими издержками;
- нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остаётся у
предприятия и которая необходима для поддержания его стремлений
использовать свой капитал на данном предприятии;
- экстремальная прибыль - в основном разовая прибыль, полученная по
рисковым операциям.
Формирование прибыли включает различные виды деятельности:
1) учет изменений объема производства
2) –//– ассортимента
3) учет издержек
4) учет цен на материалы, сырье, топливо и готовую продукцию.
На каждом предприятии, в зависимости от сфер деятельности, влияние
этих двух факторов связано ещё с некоторыми факторами, влияющими на внешние
и внутренние факторы.
Функции прибыли.
1.оценочная; 2.стимулирующая; 3.основной доходный источник
бюджетных средств государства.
Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе
хозяйственной деятельности, но т.к. прибыль не является универсальным
показателем, при планировании используется система показателей
(относительных и абсолютных ), которые влияют на прибыль, как на эффект.
Значение прибыли проявляется в том, что это конечный финансовый результат.
А на её динамику влияют как зависящие от деятельности предприятия, так и не
зависящие факторы. Кроме того, часть факторов влияет прямо, а часть
косвенно.
Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным
элементом финансовых ресурсов предприятия, реально обеспечивает принцип
самофинансирования (из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и
реальное планирование). Только чистая прибыль показывает реальный источник
финансирования, который может быть направлен на определённые цели.
Доходный источник бюджетов: 7,5%-Федеральный Бюджет, до 14,5%-
региональный бюджет, 2%- в местные бюджеты.
Т.к. функции прибыли проявляются в реальной экономической
деятельности, планируя её, необходимо учесть не только прибыль или РП, но и
всю ВП, налогооблагаемую, чистую.
24 Основные методы планирования прибыли
Поэтому планирование прибыли делится на: планирование самой величины
прибыли и планирование её использования.
В планировании могут применяться различные коэффициенты:
- прогноз рентабельности вложенного капитала, где капитал определяется
как оборотный капитал + инвестиции в основной капитал;
- коэффициент прибыльности;
- коэффициент рентабельности – прибыль / оборотный капитал.
Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.
На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от
сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.
В России существуют 5 методов планирования прибыли, которые можно
использовать только с учётом специфики деятельности предприятия.
1)Метод прямого счёта.
2)Аналитический метод, который делится на два:
- посредством издержек на рубль произведённой (или реализованной)
продукции;
- по уровню базовой рентабельности.
3)Совмещённый метод – 1) + 2);
4) Нормативный метод – когда предприятие выпускает 1 – 2 вида продукции;
5) Экономико-математический метод – на уровне крупных и крупнейших
предприятий.
25 Аналитический метод планирования прибыли и метод прямого счета
1. Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она
увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной
продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно
прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому
используют расчёты предыдущего периода.
1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется исходя из
фактических отчётных данных, скорректированных на определённые изменения в
текущем году.
2 этап: определяет процент базовой рентабельности продукции,
выпущенной в текущем году с учётом корректировок.
3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной продукции.
4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой рентабельности.
5 этап: корректировка на несравнимую продукцию, влияние фактора цен и
т.п.
2. Метод прямого счёта: расчёт прибыли осуществляется по каждому виду
реализованных изделий, по всему ассортименту.
Принцип расчёта: по каждому виду реализованной продукции в расчёт
принимаем объём реализации, в ценах реализации (количество * цену), полную
с/с (единица продукции * *затраты на единицу продукции ) – разница между
ними и даёт прибыль. Т.е. по каждому виду продукции берём: цена – полная
с/с * количество выпущенной продукции = прибыль.
П = В-З или П = П1+Пт-П2
Где В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам;
З – полная себестоимость реализуемой продукции с коммерческими и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10