Лекции по финансам предприятия (УГНТУ)

и приносить ему прибыль. Размер выручки от реализации, равный совокупным

затратам, называется «критическим объемом реализации».

Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают

критический объем реализации. Вычислив средние переменные затраты (Пер),

постоянные расходы (Пос) и цену продукции (Ц), можно рассчитать критический

объем реализации (Ко) по формуле:

Пос

Ко = Ц – Пер

Формирование и использование выручки на различных типах предприятий

имеет свои особенности. Поэтому различают несколько направлений

использования выручки.

На МП формирование выручки связано с ограниченностью финансовых и

других ресурсов и сравнительно быстрого получения выручки в денежной форме.

Основная цель такого предприятия - поддержание уровня безубыточности и

изыскание вариантов минимизации издержек; как правило, значительная часть

прибыли такого предприятия используется на нужды самого собственника.

На средних и крупных предприятиях значение выручки несколько снижено,

т.к. имеется ряд возможностей альтернативного её использования, т.е. минуя

процесс получения средств на расчётный или валютный счёт.

Основная часть выручки, в части прибыли, направляется на развитие

производства и на уменьшение доли уплаты налогов, платежей и сборов.

На крупных предприятиях и корпорациях формирование и использование

выручки полностью зависит от степени экономии, производственной грамотности

собственника и руководителя.

22. Финансовый результат от реализации продукции.

В условиях рыночных отношений прибыль от реализации имеет большое

значение, так как стремление к максимизации прибыли стимулирует

товаропроизводителя к увеличению объема производства и реализации

конкурентоспособной продукции.

Особенности трактовки прибыли, как экономической категории:

1) основной источник поступлений в бюджеты различных уровней;

2) показатель, на который оказывает влияние факторы, зависящие от

деятельности предприятия, факторы не зависящие от предприятия

(уровень цен на сырье и др.);

3) прибыль участвует в оценке эффективности предприятия, и

одновременно является составной частью финансовых ресурсов

предприятия.

23 Сущность прибыли и функции прибыли.

Прибыль представляет собой форму прибавочной стоимости, сформированной

в процессе воспроизводства, для удовлетворения различных потребностей.

Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в

результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания

услуг.

Превращённая форма стоимости – цены, по которым реализуются товары,

продукция и т.п. не всегда соответствуют затратам т.к.

- рынок влияет на величину цены и прибыли;

- прибыль не всегда отражается величиной реализованных товаров и услуг, а в

неё ещё включается прибыль от реализации имущества и внереализационные

операции, что влияет на совокупный доход.

Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является

основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль

представляет собой весьма сложную экономическую категорию, поэтому возможны

различные ее определения, интерпретации, представления.

В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из

них – с условными названиями: экономический и бухгалтерский – можно

рассматривать как базовые.

Экономический подход.

Прибыль – это прирост капитала собственников, имевший место в отчетном

периоде.

Бухгалтерский подход.

Прибыль – положительная разница между доходами коммерческой

организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее

активов, и ее расходами, понимаемыми как снижение стоимостной оценки

активов.

Можно выделить 2 основных различия между экономическим и бухгалтерским

подходами.

1. В отличии от экономического в бухгалтерском подходе четко

идентифицируются элементы прибыли, т.е. виды доходов и

расходов, ведется их обособленный учет.

2. В неодинаковой трактовке так называемых реализованных и

нереализованных доходов. (Например, цена здания значительно

выросла, с экономической точки зрения у собственника

увеличилась прибыль, однако с бухгалтерской точки зрения

прибыль будет получена только при реализации здания).

Таким образом, экономический подход не делает различия между

реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход,

руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому

«расходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже,

и лучше позже признать доходы, чем раньше».

В России существуют понятия:

- валовая прибыль =выручка-с/с-ть

- балансовая прибыль – финансовый результат производственно -

хозяйственной деятельности предприятия;

- налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению;

- чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или

собственников предприятия.

В зарубежной литературе:

- бухгалтерская прибыль – прибыль, которая определяется как разница

между выручкой предприятия и внешними издержками (те затраты, которые

предприятие несёт в пользу других предприятий);

- экономическая прибыль – общая величина выручки предприятия за вычетом

внешних и внутренних издержек;

- чистая прибыль – разница между выручкой и экономическими издержками;

- нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остаётся у

предприятия и которая необходима для поддержания его стремлений

использовать свой капитал на данном предприятии;

- экстремальная прибыль - в основном разовая прибыль, полученная по

рисковым операциям.

Формирование прибыли включает различные виды деятельности:

1) учет изменений объема производства

2) –//– ассортимента

3) учет издержек

4) учет цен на материалы, сырье, топливо и готовую продукцию.

На каждом предприятии, в зависимости от сфер деятельности, влияние

этих двух факторов связано ещё с некоторыми факторами, влияющими на внешние

и внутренние факторы.

Функции прибыли.

1.оценочная; 2.стимулирующая; 3.основной доходный источник

бюджетных средств государства.

Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе

хозяйственной деятельности, но т.к. прибыль не является универсальным

показателем, при планировании используется система показателей

(относительных и абсолютных ), которые влияют на прибыль, как на эффект.

Значение прибыли проявляется в том, что это конечный финансовый результат.

А на её динамику влияют как зависящие от деятельности предприятия, так и не

зависящие факторы. Кроме того, часть факторов влияет прямо, а часть

косвенно.

Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным

элементом финансовых ресурсов предприятия, реально обеспечивает принцип

самофинансирования (из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и

реальное планирование). Только чистая прибыль показывает реальный источник

финансирования, который может быть направлен на определённые цели.

Доходный источник бюджетов: 7,5%-Федеральный Бюджет, до 14,5%-

региональный бюджет, 2%- в местные бюджеты.

Т.к. функции прибыли проявляются в реальной экономической

деятельности, планируя её, необходимо учесть не только прибыль или РП, но и

всю ВП, налогооблагаемую, чистую.

24 Основные методы планирования прибыли

Поэтому планирование прибыли делится на: планирование самой величины

прибыли и планирование её использования.

В планировании могут применяться различные коэффициенты:

- прогноз рентабельности вложенного капитала, где капитал определяется

как оборотный капитал + инвестиции в основной капитал;

- коэффициент прибыльности;

- коэффициент рентабельности – прибыль / оборотный капитал.

Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.

На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от

сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.

В России существуют 5 методов планирования прибыли, которые можно

использовать только с учётом специфики деятельности предприятия.

1)Метод прямого счёта.

2)Аналитический метод, который делится на два:

- посредством издержек на рубль произведённой (или реализованной)

продукции;

- по уровню базовой рентабельности.

3)Совмещённый метод – 1) + 2);

4) Нормативный метод – когда предприятие выпускает 1 – 2 вида продукции;

5) Экономико-математический метод – на уровне крупных и крупнейших

предприятий.

25 Аналитический метод планирования прибыли и метод прямого счета

1. Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она

увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной

продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно

прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому

используют расчёты предыдущего периода.

1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется исходя из

фактических отчётных данных, скорректированных на определённые изменения в

текущем году.

2 этап: определяет процент базовой рентабельности продукции,

выпущенной в текущем году с учётом корректировок.

3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной продукции.

4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой рентабельности.

5 этап: корректировка на несравнимую продукцию, влияние фактора цен и

т.п.

2. Метод прямого счёта: расчёт прибыли осуществляется по каждому виду

реализованных изделий, по всему ассортименту.

Принцип расчёта: по каждому виду реализованной продукции в расчёт

принимаем объём реализации, в ценах реализации (количество * цену), полную

с/с (единица продукции * *затраты на единицу продукции ) – разница между

ними и даёт прибыль. Т.е. по каждому виду продукции берём: цена – полная

с/с * количество выпущенной продукции = прибыль.

П = В-З или П = П1+Пт-П2

Где В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам;

З – полная себестоимость реализуемой продукции с коммерческими и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты