Международное кредитование в РФ

взаимозаменяющих друг друга международных финансовых комплексов.

Однако ухе в 70-е гг. между финансовыми центрами начала складываться

специализация по видам международной кредитно-финансовой деятельности. Так,

в рамках Западной Европы Лондон известен прежде всего рынками евровалютных

операций, фондовых ценностей, золота, фьючерсных сделок. Цюрих выполняет

роль «убежища» для международных капиталов, рынка золота. Люксембург

выделяется своей фондовой биржей и как центр долгосрочных займов и т.д.

Аналогичная картина сложилась и в других регионах. Сингапур выполняет

роль главного фондоаккумулирующего рынка региона. Гонконг известен как

крупный центр международного синдицированного кредитования. Бахрейн

выступает как основной ближневосточный центр краткосрочных кредитов, а

также как валютный, страховой рынок и рынок золота. Крупными международными

страховыми рынками являются Каймановы и Бермудские острова, ориентирующиеся

на обслуживание потребностей государств Латинской Америки.

Вступление России на путь рыночных преобразований выявило острую

потребность во внешних источниках финансирования. Поступления внешних

финансовых ресурсов в Российской Федерации определяются: размерами

официальной помощи Запада; гарантиями, предоставляемыми западными

правительствами частным инвесторам на основе межправительственных и

многосторонних соглашений; кредитами международных организаций. Ближайшие

потребности и „иностранной валюте будут определяться необходимостью

финансирования дефицита платежного баланса по текущим операциям, (см. табл.

1.).

Приведенные данные показывают различие между согласованным «пакетом

помощи» и реально полученным содействием. В начале 90-х it. определилась

структура «пакета помощи» России, включающая три основных компонента:

официальные кре-диты; кредиты международных экономических организаций;

льготы в отношении пла-тежей в счет внешней задолженности. Двусторонние

официальные кредиты использу-ются для финансирования критического импорта;

долгосрочные кредиты МБРР и МВФ идут на программы структурной перестройки;

кредиты МВФ — на поддержку платежного баланса, а отсрочка платежей отвечает

интересам стабилизации экономики. Наиболее ощутимо финансовое содействие

России проявилось в предоставлении уступок и льгот в отношении платежей в

счет внешней задолженности. Кредиты МБРР, ЕБРР и других организаций

фактически были использованы на 10% в силу неотработанности процедуры и

механизмов в использовании кредитных возможностей.

Таблица 1: Платежный баланс России по текущим операциям (млрд долл.,

без расчета по межреспубликанским экономическим связям)[7]

| |С учётом фин. |Без учёта фин. |

| |воздействия |воздействия |

| |Запада |Запада |

| |1992 |1993 |1992 |1993 |

|Баланс по торговым операциям |-1,5 |-1,0 |-1,0 |-12,0 |

|Баланс по неторговым операциям |-3,2 |-2,0 |-23,0 |-42,0 |

|Продажа золота, включая операции |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 |

|своп | | | | |

|Баланс по текущим операциям |-2,7 |-1,0 |-31,0 |-52,0 |

Опыт предоставления и использования «пакета помощи» России показывает,

что пока страна недостаточно четко вписывается в сложившийся международный

валютно-финансовый и кредитный механизмы. Современная система платежных и

кредитных отношений между странами-заемщиками и странами-кредиторами имеет

сложившуюся и устоявшуюся структуру (получение и погашение кредитов

международным организациям, правительствам, коммерческим банкам, частным

фирмам), в которой все элементы взаимосвязаны. Связующим звеном выступают

стабилизационные программы МВФ и предоставляемые им резервные кредиты.

Структурные кредиты МБРР идут в одной связке с кредитами МВФ, решая

проблемы на отраслевом уровне. Для ЕБРР выполнение страной стабилизационной

программы МВФ принимается во внимание при разработке кредитной политики.

Органы официального кредитования западных стран также увязывают свою

деятельность с выполнением страной-заемщиком своих обязательств перед

фондом. В равной мере процесс переоформления внешней задолженности в рамках

Парижского и Лондонского клубов также зависит от соглашений страны и

МВФ.[8]

Важно подчеркнуть, что какие бы льготы в области погашения внешней

задолженности ни открьшались перед Россией, все они в конечном счете ведут

к увеличению внешнего долга. В нынешних условиях основной задачей является

отработка эффективного механизма использования полученных фондов.

Не менее значительными представляются потребности России в привлечении

иностранных частных инвестиций для достижения макроэкономической

стабильности, проведения структурных преобразований на уровне предприятий и

организаций.

Глава 2: Международный кредит

§1. Сущность международного кредита.

Международный кредит - это предоставление денежно-материальных ресурсов

одних стран другим во временное пользование в сфере Международных

отношений, в т. ч. и во внешнеэкономических связях.[9] Эти отношения

осуществляются путем предоставления валютных и товарных ресурсов

иностранным заемщиков на условиях возвратности и уплаты %, преимущественно

в виде займов.

Средства для международного кредита мобилизуются на Международном рынке

ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за

счет использования ресурсов государственных, региональных и международных

организаций. Размер кредита и условия его представления фиксируются в

кредитном соглашении (договоре) между кредитором и заемщиком.

Международный кредит в современной практике по срокам подразделяются

на:

- краткосрочный (до 1 года),

- среднесрочный (от 1 до 10 лет),

- долгосрочный (свыше 10 лет).

Международный финансовый капитал и международные валютные отношения во

внешнеэкономических связях РФ

С точки зрения обеспечения он делится на обеспеченные кредиты

(товарами, коммерческими документами и другими ценностями) и необеспеченные

(бланковые).

По форме кредиты подразделяются на товарные и валютные. В зависимости

от того, кто является кредитором, различают частные кредиты,

правительственные, кредиты международных и региональных организаций.

С точки зрения объектов кредитования международные делятся на

финансовые и коммерческие.

Рассмотрим их.

а) Частные кредиты - это материально-денежные средства, которые

представляются частными фирмами и банками и подразделяются соответственно

на фирменные и банковские (преобладают).[10]

б) Правительственные кредиты (межправительственные, государственные

займы) представляются правительственными кредитными учреждениями.[11]

Например, экспортно-импортным банком США. Обычно они представляются на

более льготных условиях, чем частные: могут представляться беспроцентными,

на срок в несколько десятков лет с большим льготным периодом перед началом

выплаты кредита, могут быть в виде субсидии (даров), то есть

безвозвратными, они бывают чаще всего целевыми (на приобретение

определенных видов товаров, на осуществление конкретных объектов

экономического развития) или имеют связывающую оговорку, определяющую в

общем виде цели кредита.

в) Кредиты международные и региональных организаций представляются

преимущественно через МВФ, группу МБРР через региональные банки развития

развивающихся стран. Европейский инвестиционный банк и другие кредитно-

финансовые институты ЕС. Причем МВФ и МБРР выступают не только как крупные

кредиторы, но и как координаторы международного кредита развитых стран.

Финансовые кредиты - это предоставление средств в денежно-валютной

форме.[12] Одной из форм финансовых кредитов являются облигационные займы,

размещаемые иностранными заемщиками на международном и национальных рынках

ссудного капитала с помощью банков. Финансовые кредиты могут представляться

в валютах страны-кредитора (Германия - марки) и страны-должника, а также в

третьих валютах или в нескольких валютах, как это бывает на еврорынке,

когда заем размещается одновременно в нескольких странах.

Государство участвует в Международном кредите развитых стран не только

как заемщик и кредитор, но и как гарант. Например, широко практикуется

государственное гарантирование экспортных кредитов. Используются различные

формы государственного и международного регулирования международных

кредитов, в частности – межправительственные и джентльменские соглашения об

условиях экспортных кредитов.

Функции международного кредита. Они выражают особенности движения

ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В их

числе:

1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения

потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует

выравниванию национальной прибыли в среднюю прибьшь, увеличивая ее массу.

2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем

использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.),

развития и ускорения безналичных платежей.

3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря

использованию иностранных кредитов.

4. Регулирование экономики.

Роль кредита. Выполняя эти взаимосвязанные функции международный кредит

играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную.

С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его

расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена,

углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный

кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя

скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие

отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.

Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных

кредиторов в конкурентной борьбе.

Границы международного кредита зависят от источников и потребности

стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок.

Нарушение этой объективной границы порождает проблему урегулирования

внешней задолженности стран-заёмщиц. В их числе — развивающиеся страны,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты