взаимозаменяющих друг друга международных финансовых комплексов.
Однако ухе в 70-е гг. между финансовыми центрами начала складываться
специализация по видам международной кредитно-финансовой деятельности. Так,
в рамках Западной Европы Лондон известен прежде всего рынками евровалютных
операций, фондовых ценностей, золота, фьючерсных сделок. Цюрих выполняет
роль «убежища» для международных капиталов, рынка золота. Люксембург
выделяется своей фондовой биржей и как центр долгосрочных займов и т.д.
Аналогичная картина сложилась и в других регионах. Сингапур выполняет
роль главного фондоаккумулирующего рынка региона. Гонконг известен как
крупный центр международного синдицированного кредитования. Бахрейн
выступает как основной ближневосточный центр краткосрочных кредитов, а
также как валютный, страховой рынок и рынок золота. Крупными международными
страховыми рынками являются Каймановы и Бермудские острова, ориентирующиеся
на обслуживание потребностей государств Латинской Америки.
Вступление России на путь рыночных преобразований выявило острую
потребность во внешних источниках финансирования. Поступления внешних
финансовых ресурсов в Российской Федерации определяются: размерами
официальной помощи Запада; гарантиями, предоставляемыми западными
правительствами частным инвесторам на основе межправительственных и
многосторонних соглашений; кредитами международных организаций. Ближайшие
потребности и „иностранной валюте будут определяться необходимостью
финансирования дефицита платежного баланса по текущим операциям, (см. табл.
1.).
Приведенные данные показывают различие между согласованным «пакетом
помощи» и реально полученным содействием. В начале 90-х it. определилась
структура «пакета помощи» России, включающая три основных компонента:
официальные кре-диты; кредиты международных экономических организаций;
льготы в отношении пла-тежей в счет внешней задолженности. Двусторонние
официальные кредиты использу-ются для финансирования критического импорта;
долгосрочные кредиты МБРР и МВФ идут на программы структурной перестройки;
кредиты МВФ — на поддержку платежного баланса, а отсрочка платежей отвечает
интересам стабилизации экономики. Наиболее ощутимо финансовое содействие
России проявилось в предоставлении уступок и льгот в отношении платежей в
счет внешней задолженности. Кредиты МБРР, ЕБРР и других организаций
фактически были использованы на 10% в силу неотработанности процедуры и
механизмов в использовании кредитных возможностей.
Таблица 1: Платежный баланс России по текущим операциям (млрд долл.,
без расчета по межреспубликанским экономическим связям)[7]
| |С учётом фин. |Без учёта фин. |
| |воздействия |воздействия |
| |Запада |Запада |
| |1992 |1993 |1992 |1993 |
|Баланс по торговым операциям |-1,5 |-1,0 |-1,0 |-12,0 |
|Баланс по неторговым операциям |-3,2 |-2,0 |-23,0 |-42,0 |
|Продажа золота, включая операции |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 |
|своп | | | | |
|Баланс по текущим операциям |-2,7 |-1,0 |-31,0 |-52,0 |
Опыт предоставления и использования «пакета помощи» России показывает,
что пока страна недостаточно четко вписывается в сложившийся международный
валютно-финансовый и кредитный механизмы. Современная система платежных и
кредитных отношений между странами-заемщиками и странами-кредиторами имеет
сложившуюся и устоявшуюся структуру (получение и погашение кредитов
международным организациям, правительствам, коммерческим банкам, частным
фирмам), в которой все элементы взаимосвязаны. Связующим звеном выступают
стабилизационные программы МВФ и предоставляемые им резервные кредиты.
Структурные кредиты МБРР идут в одной связке с кредитами МВФ, решая
проблемы на отраслевом уровне. Для ЕБРР выполнение страной стабилизационной
программы МВФ принимается во внимание при разработке кредитной политики.
Органы официального кредитования западных стран также увязывают свою
деятельность с выполнением страной-заемщиком своих обязательств перед
фондом. В равной мере процесс переоформления внешней задолженности в рамках
Парижского и Лондонского клубов также зависит от соглашений страны и
МВФ.[8]
Важно подчеркнуть, что какие бы льготы в области погашения внешней
задолженности ни открьшались перед Россией, все они в конечном счете ведут
к увеличению внешнего долга. В нынешних условиях основной задачей является
отработка эффективного механизма использования полученных фондов.
Не менее значительными представляются потребности России в привлечении
иностранных частных инвестиций для достижения макроэкономической
стабильности, проведения структурных преобразований на уровне предприятий и
организаций.
Глава 2: Международный кредит
§1. Сущность международного кредита.
Международный кредит - это предоставление денежно-материальных ресурсов
одних стран другим во временное пользование в сфере Международных
отношений, в т. ч. и во внешнеэкономических связях.[9] Эти отношения
осуществляются путем предоставления валютных и товарных ресурсов
иностранным заемщиков на условиях возвратности и уплаты %, преимущественно
в виде займов.
Средства для международного кредита мобилизуются на Международном рынке
ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за
счет использования ресурсов государственных, региональных и международных
организаций. Размер кредита и условия его представления фиксируются в
кредитном соглашении (договоре) между кредитором и заемщиком.
Международный кредит в современной практике по срокам подразделяются
на:
- краткосрочный (до 1 года),
- среднесрочный (от 1 до 10 лет),
- долгосрочный (свыше 10 лет).
Международный финансовый капитал и международные валютные отношения во
внешнеэкономических связях РФ
С точки зрения обеспечения он делится на обеспеченные кредиты
(товарами, коммерческими документами и другими ценностями) и необеспеченные
(бланковые).
По форме кредиты подразделяются на товарные и валютные. В зависимости
от того, кто является кредитором, различают частные кредиты,
правительственные, кредиты международных и региональных организаций.
С точки зрения объектов кредитования международные делятся на
финансовые и коммерческие.
Рассмотрим их.
а) Частные кредиты - это материально-денежные средства, которые
представляются частными фирмами и банками и подразделяются соответственно
на фирменные и банковские (преобладают).[10]
б) Правительственные кредиты (межправительственные, государственные
займы) представляются правительственными кредитными учреждениями.[11]
Например, экспортно-импортным банком США. Обычно они представляются на
более льготных условиях, чем частные: могут представляться беспроцентными,
на срок в несколько десятков лет с большим льготным периодом перед началом
выплаты кредита, могут быть в виде субсидии (даров), то есть
безвозвратными, они бывают чаще всего целевыми (на приобретение
определенных видов товаров, на осуществление конкретных объектов
экономического развития) или имеют связывающую оговорку, определяющую в
общем виде цели кредита.
в) Кредиты международные и региональных организаций представляются
преимущественно через МВФ, группу МБРР через региональные банки развития
развивающихся стран. Европейский инвестиционный банк и другие кредитно-
финансовые институты ЕС. Причем МВФ и МБРР выступают не только как крупные
кредиторы, но и как координаторы международного кредита развитых стран.
Финансовые кредиты - это предоставление средств в денежно-валютной
форме.[12] Одной из форм финансовых кредитов являются облигационные займы,
размещаемые иностранными заемщиками на международном и национальных рынках
ссудного капитала с помощью банков. Финансовые кредиты могут представляться
в валютах страны-кредитора (Германия - марки) и страны-должника, а также в
третьих валютах или в нескольких валютах, как это бывает на еврорынке,
когда заем размещается одновременно в нескольких странах.
Государство участвует в Международном кредите развитых стран не только
как заемщик и кредитор, но и как гарант. Например, широко практикуется
государственное гарантирование экспортных кредитов. Используются различные
формы государственного и международного регулирования международных
кредитов, в частности – межправительственные и джентльменские соглашения об
условиях экспортных кредитов.
Функции международного кредита. Они выражают особенности движения
ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В их
числе:
1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения
потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует
выравниванию национальной прибыли в среднюю прибьшь, увеличивая ее массу.
2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем
использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.),
развития и ускорения безналичных платежей.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря
использованию иностранных кредитов.
4. Регулирование экономики.
Роль кредита. Выполняя эти взаимосвязанные функции международный кредит
играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную.
С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его
расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена,
углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный
кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя
скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие
отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.
Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных
кредиторов в конкурентной борьбе.
Границы международного кредита зависят от источников и потребности
стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок.
Нарушение этой объективной границы порождает проблему урегулирования
внешней задолженности стран-заёмщиц. В их числе — развивающиеся страны,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10