Международное кредитование в РФ

не чисто финансовый характер, и в гарантировании этой операции принимают

участие правительственные институты заинтересованных стран.

§2. Международный долгосрочный кредит

Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного

капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы

различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве

должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные

предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые

учреждения. Кредиторами по внешним займам могут быть: частные капиталисты и

банки, приобретающие облигации займов; государства, представляющие займы

другим странам; международные валютно-кредитные организации.

В соответствии с этим международный долгосрочный кредит подразделяется

на частный, государственный и частно-государственный.

Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ

международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда почти все

развитые страны ввели полную обратимость валют. Они и раньше практиковали

международные финансовые кредиты, но в большинстве случаев

эпизодически.[20]

Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный

период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран

Западной Европы и Японии. Необходимость восстановления разрушенного войной

хозяйства требовала крупных материальных затрат. Единственным

платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-

заемщики получили кредиты в США с условием покупки там же товаров.

Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в

других странах, что привело к оседанию долларов на счетах

западноевропейских банков и других стран. Так возник рынок евродолларов, а

на его основе — институт частных финансовых кредитов и займов.

Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов

являются межбанковские депозиты и вклады под евродолларовые депозитные

сертификаты. Большинство депозитов и вкладов носит краткосрочный характер,

поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.

Долгосрочные ссуды обычно осуществляются в форме выпуска облигаций и

подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные

займы. Последние получили большое развитие в 60-е гг. и заняли лидирующее

положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на

базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными, причем

прослеживается тенденция к их росту. Так, по данным Института мировой

экономики и международных отношений, если в 1985 г. объем облигационных

займов составил 167,8 млрд. долл., то в 1989 г. он возрос до 254 млрд.

долл., или на 51,4%.[21]

Межправительственные займы получили широкое развитие в годы Первой

мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу.

Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период

11 млрд долл.

Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Германия,

Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В

связи с этим во время Второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли

поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в

аренду).

После Второй мировой войны до середины 50-х гг. США были монопольным

кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г.

объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2

млрд. долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной

Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании

в сумме 3 750 млн. долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа

сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена

валютных ограничений и других преград для проникновения американского

капитала в стерлинговую зону.

В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере

650 млн долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы

на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во

Франции.

Однако межгосударственные кредиты представляются за счет средств

государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены

крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в

послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г.

общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд

долл.[22]

Количество государственных займов как составной части программ помощи

постепенно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В

70—80-е гг. межправительственные займы предоставлялись в основном

промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением

межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной

интервенции.

После Второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по

линии международных валютно-кредитных организаций.

§3. Международные вашютно-кредитные организации

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации

- это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью

регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и

финансовых отношений.[23] К таким организациям относятся:

Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный

банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк,

который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк

центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии,

Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во

главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам

Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных

банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных

банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет

центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР

производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной

системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и

стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней

стран.[24]

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-

продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи

заподноевропейским международным банком, БМР осуществляет

межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная

организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был

создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе

(США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ

находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из

пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и

Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной

торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования

валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы

платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам —

членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных

балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968—1969 гг. была внесена первая серия

поправок, вызванная введением СДР, и в 1976—1978 гг. — вторая серия

поправок, которая отражала замену Бретгон-Вудской валютной системы новой,

Ямайской валютной системой.[25]

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в

соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой

зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой

капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ

входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня

1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181

страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из

этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США —

1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из

размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах

МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые

100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% —

развивающимся.[26]

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается

раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным

органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых

странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому

признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета

управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В устав

МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были

ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в

капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем

количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето

при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и

квот развивающихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов.[27]

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ.

Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в

Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до

трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством

покупки через определенный срок национальной валюты на свободно

конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без

ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте,

предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после

предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и

выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты