Международное кредитование в РФ

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних

кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов

экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами

страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на

крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-

кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед

Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е.

регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте

или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты

валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций

отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на

базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим

операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных

ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими

странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами —

членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву

основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к

сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были

отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих»

валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной

системой, введенной с апреля 1978 г.

Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных

золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного

баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные

используются частными банками для определения платежеспособности стран-

заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным

условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а

также для получения льготных кредитов в его дочерней организации —

Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное

учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный

одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-

финансовой конференции в Бретгон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР,

являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945

г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР —

Вашингтон.[28]

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам

в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и

кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван

с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и

привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в

странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время

Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы

стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала

ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью

противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования

развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как

исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило,

представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из

министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в

год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса

также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя

членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке:

США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются

размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и

средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения

производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под

гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным

кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления

информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и

содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30%

стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли

инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР

увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в

здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%

кредитов банка.[29]

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего

долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого

совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для

регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:

Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация,

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав

членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования

банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245

млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с

целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50

лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд

долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в

1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность

развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным

предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты

выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким

образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов,

создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет

страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации,

войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и

президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является

ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом

МВФ и Всемирного банка.

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно:

в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27

участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран;

в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран

региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский

банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и

14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы

финансирования, а объектами кредитова-ния — отрасли инфраструктуры:

строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и

т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

Основная цель региональных банков развития — совершенствование

экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление

внешней зависимости.

Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных

организациях «Европейского союза».

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью

предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых

районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой

структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в

рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный

институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного

баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации

экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного

обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в

соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания

содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с

переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.

Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а

также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,

Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации —

Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка

принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская

Федерация.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70

млрд франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии

европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским

странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала,

Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему

СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%.[30]

Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения

капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.

Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на

необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать

скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности

и введению конвертируемости своих валют.

Глава 4: Международный рынок ссудных капиталов

§1. Иностранные банки в России

В последнее время проблема более активного участия иностранного

банковского капитала в России интенсивно обсуждается в различных

аудиториях. Безусловно, это связано с кризисом банковской системы,

разразившимся в нашей стране летом 1998 г. и непреодоленным до настоящего

времени. Больше того, сегодня никто из сторонних наблюдателей не знает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты