Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних
кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов
экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами
страны-заемщика.
Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на
крупные кредиты в частных банках.
МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-
кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед
Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е.
регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте
или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты
валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций
отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).
В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на
базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим
операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных
ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими
странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами —
членами МВФ.
Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву
основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к
сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были
отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих»
валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной
системой, введенной с апреля 1978 г.
Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных
золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного
баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные
используются частными банками для определения платежеспособности стран-
заемщиков.
Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным
условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а
также для получения льготных кредитов в его дочерней организации —
Международной ассоциации развития.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное
учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный
одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-
финансовой конференции в Бретгон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР,
являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945
г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР —
Вашингтон.[28]
Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам
в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и
кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван
с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и
привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в
странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время
Второй мировой войны.
С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы
стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала
ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью
противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования
развития их экономики.
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как
исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило,
представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из
министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в
год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса
также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя
членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке:
США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются
размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и
средства, полученные от продажи облигаций.
МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения
производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под
гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным
кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления
информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и
содержании миссии банка, обследующей эти объекты.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30%
стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли
инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР
увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в
здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%
кредитов банка.[29]
В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего
долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого
совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для
регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.
В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:
Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация,
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав
членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования
банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245
млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с
целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50
лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд
долл.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в
1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность
развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным
предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты
выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким
образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов,
создаваемых частным сектором.
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет
страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации,
войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.
Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и
президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является
ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом
МВФ и Всемирного банка.
Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно:
в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27
участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран;
в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран
региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский
банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и
14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы
финансирования, а объектами кредитова-ния — отрасли инфраструктуры:
строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и
т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.
Основная цель региональных банков развития — совершенствование
экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление
внешней зависимости.
Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных
организациях «Европейского союза».
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью
предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых
районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой
структуры производства.
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в
рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный
институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации
экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного
обслуживания стран-членов.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в
соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания
содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с
переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.
Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а
также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,
Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации —
Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка
принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская
Федерация.
ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70
млрд франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии
европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским
странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала,
Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему
СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%.[30]
Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения
капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.
Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на
необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать
скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности
и введению конвертируемости своих валют.
Глава 4: Международный рынок ссудных капиталов
§1. Иностранные банки в России
В последнее время проблема более активного участия иностранного
банковского капитала в России интенсивно обсуждается в различных
аудиториях. Безусловно, это связано с кризисом банковской системы,
разразившимся в нашей стране летом 1998 г. и непреодоленным до настоящего
времени. Больше того, сегодня никто из сторонних наблюдателей не знает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10