путем:
- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;
- стимулирования роста производства товаров или сдерживания их,
стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии,
выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого
бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через
систему материальных и финансовых санкций.
4. Контрольная функция. При помощи налогов контролируется
своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и
физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения,
основными из которых являются:
1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и
физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не
допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате
налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство
в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на
основе сравнения экономических потенциалов.
2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое
лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных
подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок
налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства
физических лиц или места происхождения капитала.
3. Экономическая обоснованность налогов. Налоги и сборы должны иметь
экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
4. Однократность налогообложения - один и тот же объект
налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида
только один раз за определенный законом период налогообложения.
5. Определенность налогообложения. При установлении налогов должны
быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о
налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый
точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен
платить.
6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности
предприятий и жизнедеятельности граждан.
Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения
физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода,
связанного с размером прожиточного минимума.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.
7. Простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболее простыми
с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой
практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов,
поступающих от налоговой системы.
8. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты
налогов. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет
налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в
пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения
объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и
отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли).
Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой
политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых
Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об
избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией
этих соглашений.
1.1. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе
Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание
государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов)
для финансирования государственных расходов на здравоохранение,
образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из
виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным
влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.
Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов
всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным
данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами
социального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран,
сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако если
исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с повсеместным
завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на
российскую экономику, по оценкам исследователей, составит 40-45% ВВП.[1]
Изменение соотношения налоговых доходов и ВВП, а также структуры
налоговых поступлений объясняется многочисленными новшествами, вносимыми в
законодательство и нормативные акты, регламентирующие технику
налогообложения. Неустойчивость законодательной и нормативной базы
налогообложения препятствует созданию благоприятного инвестиционного
климата в стране.
На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства
(реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки
по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны также
техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской
налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые
исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от
налогов.
Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается
на поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных
условиях) к увеличению сбора налогов в результате расширения
налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает
налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается
из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и
амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки
уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом
цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических
лиц.
В целом в условиях высокой инфляции номинальные объемы налоговых
поступлений в бюджет растут, но возникает задача сохранить их реальную
величину. Со снижением инфляции уменьшается инфляционное завышение базы
налогов (особенно налога на прибыль и НДС).
Хронический недобор налогов стал одной из главных причин
разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса - налоговых
поступлений становилось все меньше и меньше. Это привело к росту
государственного долга (внутреннего и внешнего) и к невозможности
дальнейшего его обслуживания.
Поступление многих налогов существенно зависит от платежно-расчетных
отношений в народном хозяйстве. Рост дебиторской задолженности (взаимных
неплатежей предприятий) приводит к сокращению реализации и прибыли и,
следовательно, к падению реальных налоговых поступлений. Сокращение
дебиторской задолженности ведет к обратному процессу.
Однако сама дебиторская задолженность обесценивается под влиянием
инфляции. Чем выше эта задолженность, тем больше ее абсолютное обесценение
и соответственно меньше реальные налоговые поступления (при том же уровне
инфляции). От размера просроченной дебиторской задолженности существенно
зависят неплатежи предприятий бюджету, поскольку их неплатежеспособность
непосредственно сказывается на платежеспособности кредиторов и
взаимоотношениях последних с бюджетом.
Особенно противоречиво влияние обменного курса рубля. С одной стороны,
до конца 1994 г. налоговые поступления с ростом курса доллара
увеличивались, поскольку тогда взимался налог на прибыль с суммы курсовых
разниц. Кроме того, к изменениям курса доллара предприятия привязывали цены
не только на импортные товары, но и на отечественные. С другой стороны, в
условиях высокой инфляции сокращаются налоговые поступления, так как
экспортеры стараются задерживать зачисления валютной выручки на счета,
чтобы проводить обязательную продажу валюты по более высокому курсу. К тем
же результатам приводит стремление участников рынка проводить взаиморасчеты
в наличной иностранной валюте.
В ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна
имеет развитую правовую систему, мощную, с солидным опытом налоговую
службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В
России, где всего этого нет, масштаб уклонения от налогов оценить
достоверно невозможно. Приблизительную оценку можно сделать, сравнивая
теоретическое налоговое бремя (при добросовестной уплате всех налогов
среднее предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной
стоимости) с фактическими поступлениями налогов в бюджет (в федеральный -
9,1% официально учтенного ВВП, в консолидированный - 17-20%). Разница в
несколько раз между этими величинами образуется из-за тяжелого
экономического положения предприятий, использования льгот и повсеместного
уклонения от налогов.
Теоретически по мере снижения уровня инфляции спрос экономических
агентов на наиболее ликвидную часть денежной массы - наличные деньги -
должен уменьшаться, что снижает их долю в агрегате М2. Однако анализ, к
примеру, периода 1992-1996 гг. показывает что, несмотря на постепенное
снижение инфляции, доля наличности в агрегате М2 росла. Аналитики объясняют
это тем, что спрос на наличные деньги увеличивается в связи с обслуживанием
ими хозяйственных операций в теневой экономике. Доля неучтенного наличного
оборота в общих платежах в промышленности, по оценкам, составляет не менее
30%, соответственно сокращаются налоговые поступления в бюджет.
1.2. Пределы налоговой нагрузки
Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная
характеристика объекта налогообложения. Эта база и порядок ее определения
(исчисления) устанавливаются по каждому налогу (сбору). Например,
налогооблагаемая база может рассчитываться на основе стоимостных
характеристик (доход, прибыль, цена реализации, прирост стоимости акций)
или на нестоимостных (объем автомобильного двигателя, площадь земельного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12