последние годы прошлого века под названием подоходного налога с физических
лиц. Эти изменения обусловлены вступлением в силу с 1 января 2001 г. части
второй Налогового кодекса и одновременным прекращением действия Закона РФ
от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Существенные
различия между этими нормативными актами порождают для налогоплательщика
образца 2001 г. ряд непростых вопросов.
С некоторыми из них гражданам предстоит столкнуться в ближайшем
будущем, - по каким правилам в 2001 г. подавать налоговую декларацию и как
исчислять налоги по доходам, полученным в 2000 г. Если говорить о позиции
налоговых органов по этим вопросам, то пока складывается представление, что
они предполагают применять в 2001 г. правила уже не действующего Закона о
подоходном налоге. Такое представление создается, в частности, в связи с
изданием Министерством РФ по налогам и сборам Приказа от 1 ноября 2000 г. N
БГ-3-08/378 об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических
лиц и инструкции по ее заполнению. Согласно п. 3 Приказа он вступил в силу
с 1 января 2001 г.
Собственно говоря, издание в ноябре 2000 г., то есть в преддверии
введения в действие части второй Налогового кодекса РФ (НК), вполне
естественно, и подобную предусмотрительность можно было бы только
приветствовать, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что Приказом
утверждены формы деклараций и инструкция по их заполнению по налогу на
доходы физических лиц за 2001 г. Вопрос о заполнении этих форм встанет лишь
в 2002 г. А вот по доходам за 2000 г. МНС новых форм не утвердило. Эти
обстоятельства дают основания для некоторых сомнений в законности позиции
налоговых органов по вопросу декларирования доходов 2000 г. и взимания
налога по ним в 2001 г. Впрочем, пока эта позиция явно не проявилась.
Рассмотрим, какая позиция по этим вопросам должна следовать из действующего
законодательства. Обратимся сначала к вопросу о представлении налоговой
декларации.
Напомним, как регулировался порядок представления декларации о доходах
и перерасчета налога в утратившем силу Законе о подоходном налоге. Согласно
ст. 18 этого Закона декларация о фактически полученных доходах и
произведенных расходах представлялась гражданами налоговому органу по месту
постоянного жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Датой получения дохода в отчетном календарном году являлась дата
фактической выплаты дохода гражданину наличными деньгами или в безналичном
порядке, либо дата передачи гражданину дохода в натуральной форме.
От представления декларации освобождались граждане, получавшие в
отчетном периоде доходы только по основному месту работы, граждане, не
имеющие постоянного жительства на территории РФ, а также те граждане, чей
совокупный облагаемый доход за отчетный год не превышал сумму дохода,
исчисление налога, с которого производилось по минимальной ставке, то есть
не превышал 50000 руб. Остальные граждане обязаны были подавать декларации,
указывая все полученные ими доходы за год, источники их получения и суммы
начисленного и уплаченного налога.
Порядок перерасчета налога определялся в ст. 19 Закона. Сама
необходимость перерасчета была обусловлена установлением в Законе
дифференцированных ставок налога в зависимости от размера дохода, который в
полном объеме мог быть определен лишь по истечении отчетного года. В связи
с этим уплате подлежала разница между исчисленной на основании декларации
суммой налога и суммами налога, удержанными с налогоплательщика или
уплаченными им самостоятельно в течение года. Эта разница подлежала уплате
не позднее 15 июля года, следующего за отчетным. Обратим внимание, что в
самом отчетном году обязанность уплаты разницы, естественно, не
существовала - она возникала лишь в следующем году.
Перейдем к действующему сегодня порядку уплаты налога на доходы,
установленному в НК. Налоговым периодом в отношении этого налога, согласно
ст. 216 НК, по-прежнему признается календарный год. Основная налоговая
ставка для граждан - налоговых резидентов РФ, то есть физических лиц,
фактически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в календарном
году (ст. 11 НК), установлена в размере 13 процентов независимо от размера
полученного дохода (п. 1 ст. 224 НК). Иные размеры ставок предусмотрены для
отдельных видов доходов, не связанных с исполнением трудовых обязанностей,
выполнением работ или оказанием услуг, а также в отношении любых доходов
граждан, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Правила подачи налоговой декларации в НК существенно изменились по
сравнению с Законом о подоходном налоге. Согласно ст. 229 НК обязанность
подачи налоговой декларации возлагается лишь на налогоплательщиков,
указанных в ст. 227 и 228 НК, то есть граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и
зарегистрированных в этом качестве; частных нотариусов и иных лиц,
занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой;
граждан, получивших вознаграждения на основе договоров гражданско-правового
характера от других граждан, не являющихся налоговыми агентами, то есть не
обязанных удерживать налоги с выплаченного ими вознаграждения; граждан -
налоговых резидентов РФ, получающих доходы из источников, находящихся за
пределами РФ; граждан, получающих любые другие доходы, при получении
которых не был удержан налог налоговыми агентами. Другие граждане
представлять налоговую декларацию не обязаны, хотя по своему желанию они
вправе это сделать в налоговом органе по месту жительства (п. 2 ст. 229
НК).
Возможность перерасчета для целей взимания налога на доходы граждан в
главе 23 НК предусмотрена лишь в отношении сумм авансовых платежей,
уплачиваемых гражданами - предпринимателями, частными нотариусами и иными
лицами, занимающимися частной практикой. Это вполне естественно, поскольку
введенная НК единая шкала устраняет ту необходимость в перерасчете налога,
которая в Законе о подоходном налоге определялась наличием
дифференцированных налоговых ставок.
Прежде всего, еще раз заметим, что с 1 января 2001 г. согласно
Федеральному закону от 5 августа 2000 г. "О введении в действие части
второй Налогового кодекса и внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах и сборах" утратил силу Закон о
подоходном налоге с физических лиц. Следовательно, этот Закон не может
регулировать отношения, возникающие в 2001 г., в том числе отношения,
связанные с представлением налоговой декларации, так как обязанность по ее
представлению возникает именно в 2001 г.
Что касается Налогового кодекса, то принципы его введения в действие
установлены в ст. 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. Согласно этой
норме часть вторая НК применяется к правоотношениям, регулируемым
законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в
действие; по правоотношениям же, возникшим до введения в действие части
второй НК, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут
после введения ее в действие. Напомним, что в соответствии со ст. 2 НК
регулируемые законодательством о налогах и сборах отношения - это отношения
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля,
обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных
лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
Применительно к представлению в 2001 г. налоговой декларации это
означает, что хотя отношения по взиманию подоходного налога возникли в 2000
г. в связи с появлением объекта налогообложения в виде полученного дохода,
обязанность декларирования такого дохода возникает в следующем календарном,
то есть 2001 г. Поэтому содержание этой обязанности и круг субъектов, на
которых она возлагается, должны определяться по правилам ст. 229 НК.
Отсюда следует, что в 2001 г. представлять налоговую декларацию должны
лишь лица, указанные в ст. 227, 228 НК (граждане - предприниматели, частные
нотариусы и др.). К их числу не относятся, в частности, граждане,
получавшие в 2000 г. в нескольких организациях доходы в виде заработной
платы или вознаграждений по договорам гражданско-правового характера,
независимо от общей суммы таких доходов, если в этих организациях при
выплате доходов производилось удержание налогов. Следует заметить, однако,
что и для круга лиц, обязанных, согласно ст. 227, 228, 229 НК представлять
налоговую декларацию, форма такой декларации по доходам, полученным в 2000
г., пока не утверждена. Как отмечалось выше, в настоящее время утверждена
лишь форма декларации по доходам за 2001 г.
Перейдем к следующему вопросу - о размере налога, подлежащего уплате в
2001 г. по доходам 2000 г. Прежде всего здесь следует заметить, что
согласно ст. 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. к тем обязанностям
по уплате подоходного налога за 2000 г., которые в соответствии с
действовавшим в тот период Законом о подоходном налоге не существовали в
2000 г., а должны были возникнуть после 1 января 2001 г., подлежат
применению в полном объеме нормы части второй НК. Речь в данном случае идет
о разнице между исчисленной на основании декларации суммой налога и суммами
налога, удержанными с налогоплательщика в течение года. Эта разница не
является недоимкой, не уплаченной в 2000 г., поскольку удержание налогов с
налогоплательщика в 2000 г. должно было производиться налоговыми агентами в
том объеме, в каком этого требовал Закон о подоходном налоге.
Поэтому обязанность уплаты разницы в 2000 г. вообще не существовала.
Она могла бы возникнуть только после 1 января 2001 г., если бы Закон о
подоходном налоге с его дифференцированными налоговыми ставками продолжал
действовать. Но, как известно, этого не произошло. С 1 января 2001 г.
вступила в силу часть вторая НК, которая вводит единую налоговую ставку и
не предусматривает возможности перерасчета для целей взимания налога (кроме
перерасчетов сумм авансовых налоговых платежей, уплачиваемых гражданами -
предпринимателями, частными нотариусами и иными лицами, занимающимися
частной практикой).
Таким образом, сложившаяся в настоящее время в налоговом
законодательстве ситуация в общем случае исключает возможность взимания в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12