Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития

последние годы прошлого века под названием подоходного налога с физических

лиц. Эти изменения обусловлены вступлением в силу с 1 января 2001 г. части

второй Налогового кодекса и одновременным прекращением действия Закона РФ

от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Существенные

различия между этими нормативными актами порождают для налогоплательщика

образца 2001 г. ряд непростых вопросов.

С некоторыми из них гражданам предстоит столкнуться в ближайшем

будущем, - по каким правилам в 2001 г. подавать налоговую декларацию и как

исчислять налоги по доходам, полученным в 2000 г. Если говорить о позиции

налоговых органов по этим вопросам, то пока складывается представление, что

они предполагают применять в 2001 г. правила уже не действующего Закона о

подоходном налоге. Такое представление создается, в частности, в связи с

изданием Министерством РФ по налогам и сборам Приказа от 1 ноября 2000 г. N

БГ-3-08/378 об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических

лиц и инструкции по ее заполнению. Согласно п. 3 Приказа он вступил в силу

с 1 января 2001 г.

Собственно говоря, издание в ноябре 2000 г., то есть в преддверии

введения в действие части второй Налогового кодекса РФ (НК), вполне

естественно, и подобную предусмотрительность можно было бы только

приветствовать, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что Приказом

утверждены формы деклараций и инструкция по их заполнению по налогу на

доходы физических лиц за 2001 г. Вопрос о заполнении этих форм встанет лишь

в 2002 г. А вот по доходам за 2000 г. МНС новых форм не утвердило. Эти

обстоятельства дают основания для некоторых сомнений в законности позиции

налоговых органов по вопросу декларирования доходов 2000 г. и взимания

налога по ним в 2001 г. Впрочем, пока эта позиция явно не проявилась.

Рассмотрим, какая позиция по этим вопросам должна следовать из действующего

законодательства. Обратимся сначала к вопросу о представлении налоговой

декларации.

Напомним, как регулировался порядок представления декларации о доходах

и перерасчета налога в утратившем силу Законе о подоходном налоге. Согласно

ст. 18 этого Закона декларация о фактически полученных доходах и

произведенных расходах представлялась гражданами налоговому органу по месту

постоянного жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Датой получения дохода в отчетном календарном году являлась дата

фактической выплаты дохода гражданину наличными деньгами или в безналичном

порядке, либо дата передачи гражданину дохода в натуральной форме.

От представления декларации освобождались граждане, получавшие в

отчетном периоде доходы только по основному месту работы, граждане, не

имеющие постоянного жительства на территории РФ, а также те граждане, чей

совокупный облагаемый доход за отчетный год не превышал сумму дохода,

исчисление налога, с которого производилось по минимальной ставке, то есть

не превышал 50000 руб. Остальные граждане обязаны были подавать декларации,

указывая все полученные ими доходы за год, источники их получения и суммы

начисленного и уплаченного налога.

Порядок перерасчета налога определялся в ст. 19 Закона. Сама

необходимость перерасчета была обусловлена установлением в Законе

дифференцированных ставок налога в зависимости от размера дохода, который в

полном объеме мог быть определен лишь по истечении отчетного года. В связи

с этим уплате подлежала разница между исчисленной на основании декларации

суммой налога и суммами налога, удержанными с налогоплательщика или

уплаченными им самостоятельно в течение года. Эта разница подлежала уплате

не позднее 15 июля года, следующего за отчетным. Обратим внимание, что в

самом отчетном году обязанность уплаты разницы, естественно, не

существовала - она возникала лишь в следующем году.

Перейдем к действующему сегодня порядку уплаты налога на доходы,

установленному в НК. Налоговым периодом в отношении этого налога, согласно

ст. 216 НК, по-прежнему признается календарный год. Основная налоговая

ставка для граждан - налоговых резидентов РФ, то есть физических лиц,

фактически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в календарном

году (ст. 11 НК), установлена в размере 13 процентов независимо от размера

полученного дохода (п. 1 ст. 224 НК). Иные размеры ставок предусмотрены для

отдельных видов доходов, не связанных с исполнением трудовых обязанностей,

выполнением работ или оказанием услуг, а также в отношении любых доходов

граждан, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Правила подачи налоговой декларации в НК существенно изменились по

сравнению с Законом о подоходном налоге. Согласно ст. 229 НК обязанность

подачи налоговой декларации возлагается лишь на налогоплательщиков,

указанных в ст. 227 и 228 НК, то есть граждан, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и

зарегистрированных в этом качестве; частных нотариусов и иных лиц,

занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой;

граждан, получивших вознаграждения на основе договоров гражданско-правового

характера от других граждан, не являющихся налоговыми агентами, то есть не

обязанных удерживать налоги с выплаченного ими вознаграждения; граждан -

налоговых резидентов РФ, получающих доходы из источников, находящихся за

пределами РФ; граждан, получающих любые другие доходы, при получении

которых не был удержан налог налоговыми агентами. Другие граждане

представлять налоговую декларацию не обязаны, хотя по своему желанию они

вправе это сделать в налоговом органе по месту жительства (п. 2 ст. 229

НК).

Возможность перерасчета для целей взимания налога на доходы граждан в

главе 23 НК предусмотрена лишь в отношении сумм авансовых платежей,

уплачиваемых гражданами - предпринимателями, частными нотариусами и иными

лицами, занимающимися частной практикой. Это вполне естественно, поскольку

введенная НК единая шкала устраняет ту необходимость в перерасчете налога,

которая в Законе о подоходном налоге определялась наличием

дифференцированных налоговых ставок.

Прежде всего, еще раз заметим, что с 1 января 2001 г. согласно

Федеральному закону от 5 августа 2000 г. "О введении в действие части

второй Налогового кодекса и внесении изменений в некоторые законодательные

акты Российской Федерации о налогах и сборах" утратил силу Закон о

подоходном налоге с физических лиц. Следовательно, этот Закон не может

регулировать отношения, возникающие в 2001 г., в том числе отношения,

связанные с представлением налоговой декларации, так как обязанность по ее

представлению возникает именно в 2001 г.

Что касается Налогового кодекса, то принципы его введения в действие

установлены в ст. 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. Согласно этой

норме часть вторая НК применяется к правоотношениям, регулируемым

законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в

действие; по правоотношениям же, возникшим до введения в действие части

второй НК, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут

после введения ее в действие. Напомним, что в соответствии со ст. 2 НК

регулируемые законодательством о налогах и сборах отношения - это отношения

по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также

отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля,

обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных

лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового

правонарушения.

Применительно к представлению в 2001 г. налоговой декларации это

означает, что хотя отношения по взиманию подоходного налога возникли в 2000

г. в связи с появлением объекта налогообложения в виде полученного дохода,

обязанность декларирования такого дохода возникает в следующем календарном,

то есть 2001 г. Поэтому содержание этой обязанности и круг субъектов, на

которых она возлагается, должны определяться по правилам ст. 229 НК.

Отсюда следует, что в 2001 г. представлять налоговую декларацию должны

лишь лица, указанные в ст. 227, 228 НК (граждане - предприниматели, частные

нотариусы и др.). К их числу не относятся, в частности, граждане,

получавшие в 2000 г. в нескольких организациях доходы в виде заработной

платы или вознаграждений по договорам гражданско-правового характера,

независимо от общей суммы таких доходов, если в этих организациях при

выплате доходов производилось удержание налогов. Следует заметить, однако,

что и для круга лиц, обязанных, согласно ст. 227, 228, 229 НК представлять

налоговую декларацию, форма такой декларации по доходам, полученным в 2000

г., пока не утверждена. Как отмечалось выше, в настоящее время утверждена

лишь форма декларации по доходам за 2001 г.

Перейдем к следующему вопросу - о размере налога, подлежащего уплате в

2001 г. по доходам 2000 г. Прежде всего здесь следует заметить, что

согласно ст. 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. к тем обязанностям

по уплате подоходного налога за 2000 г., которые в соответствии с

действовавшим в тот период Законом о подоходном налоге не существовали в

2000 г., а должны были возникнуть после 1 января 2001 г., подлежат

применению в полном объеме нормы части второй НК. Речь в данном случае идет

о разнице между исчисленной на основании декларации суммой налога и суммами

налога, удержанными с налогоплательщика в течение года. Эта разница не

является недоимкой, не уплаченной в 2000 г., поскольку удержание налогов с

налогоплательщика в 2000 г. должно было производиться налоговыми агентами в

том объеме, в каком этого требовал Закон о подоходном налоге.

Поэтому обязанность уплаты разницы в 2000 г. вообще не существовала.

Она могла бы возникнуть только после 1 января 2001 г., если бы Закон о

подоходном налоге с его дифференцированными налоговыми ставками продолжал

действовать. Но, как известно, этого не произошло. С 1 января 2001 г.

вступила в силу часть вторая НК, которая вводит единую налоговую ставку и

не предусматривает возможности перерасчета для целей взимания налога (кроме

перерасчетов сумм авансовых налоговых платежей, уплачиваемых гражданами -

предпринимателями, частными нотариусами и иными лицами, занимающимися

частной практикой).

Таким образом, сложившаяся в настоящее время в налоговом

законодательстве ситуация в общем случае исключает возможность взимания в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты