подоходный налог платили как физические, так и юридические лица, в том
числе корпорации. С введением отдельного налога на прибыль корпораций сфера
его действия сузилась до личных доходов граждан, включая тех, кто
занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступает
партнером делового товарищества. Еще более серьезные изменения в подоходное
налогообложение были внесены реформой 1973 г., в результате которой
заработанный и инвестиционный доходы стали облагаться по единой шкале
ставок. Это не только упростило технику взимания налога, но и коренным
образом изменило назначение шедул, которые в настоящее время служат для
начисления скидок и льгот.
Наиболее универсальными и поэтому наиболее важными из них являются
личная скидка, право на которую имеют все налогоплательщики независимо от
источника дохода, и дополнительная семейная скидка, засчитываемая, как
правило, при обложении главы семьи. Размеры личной и семейной скидок
автоматически пересматриваются каждый финансовый год с учетом роста индекса
розничных цен (в то же время Парламент по предложению правительства имеет
право замораживать размеры скидок в связи с особыми экономическими
обстоятельствами). В настоящее время личная скидка в Великобритании
определена в размере 3445 фунтов стерлингов.
Действуют три ставки подоходного налога. Облагаемый доход до 2500
фунтов стерлингов – 20%, от 2501 до 23700 фунтов стерлингов – 25% и свыше
23700 фунтов стерлингов – 40%.
Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно
снижалась следующим образом: 52% - 35 – 33%. Малому бизнесу предоставляется
льгота в виде уменьшенной ставки – 25%.
Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная
прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов
стерлингов в год.
Все расходы на научные исследования полностью вычитаются из
налогооблагаемой прибыли. В особую категорию выделены нефтедобывающие
компании. Они вносят в бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога
по обычной ставке.
Налог на прирост капитала взимается при реализации определенных
капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье,
национальные сберегательные сертификаты и облигации и др.). Цель налога –
ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок, доходы определяются
как разница между рыночной ценой данного имущества и ценой его
приобретения. Налог уплачивается по высшей из действующих ставок
подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, и по
основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик – компания.
3.5. Подоходный налог в Италии.
В Италии, как и во многих развитых странах, одним из важнейших
источников государственных доходов является подоходный налог с физических
лиц. Налог носит прогрессивный характер и учитывает комплексный чистый
доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Он
складывается из доходов от земельной собственности, от капитала, от работ
по найму, от предпринимательской деятельности и т.д.
Доход от земельной собственности в свою очередь состоит из дохода от
земельных участков и строений. Первый из них происходит или из самого факта
владения землей или от осуществления аграрной деятельности. Второй состоит
из дохода от эксплуатации зданий и сооружений непосредственным владельцем и
из дохода получаемого в результате их сдачи в аренду.
Размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестрами. Размер
налогов со строений, находящихся в пользовании непосредственного владельца
устанавливается на основе тарифов. Размер налогов со строений, отданных в
аренду, определяется годовой арендной платой, обусловленной договором
аренды. При расчете комплексного чистого дохода для целей налогообложения,
арендная плата уменьшается на 10% и может снижаться еще на 15% исходя из
потребностей эксплуатации здания или строения.
Доход от капитала включает проценты от вкладов и текущих банковских
счетов, дивиденды, лотерейные выигрыши и т.д. Налог удерживается при
выплате денег банковским или иным учреждением.
Доход от наемного труда представляет собой помимо заработной платы и
входящих в нее компонентов также и пенсии. Лица, не имеющие других
источников дохода кроме заработной платы и пенсии, освобождаются от подачи
налоговой декларации.
Доходы от предпринимательской деятельности учитывают чистую прибыль. В
случае профессиональной индивидуальной деятельности (например, врачебная
или адвокатская практика, творческие занятия) из дохода вычитаются
фактические затраты.
Прочие доходы определяются законодательством как любые возможные формы
поступлений. Ставки подоходного налога с физических лиц носят прогрессивный
характер. Изменения вносятся ежегодно с учетом индекса инфляции.
В 1993 г. доход до 7,2 млн. лир облагался по ставке 10%, от 7,2 млн.
до 14,4 млн. лир – 22%, от 14,4 млн. до 30 млн. лир – 27%.
Лица, в чьих семьях имеются иждивенцы или получающие доход меньше 5,1
млн. лир пользуются налоговыми льготами
Подоходный налог исчисляется самим плательщиком путем заполнения
налоговой декларации о доходах, представляемой в налоговые органы.
Вторым по доходности прямым налогом является подоходный налог с
юридических лиц. Налог пропорциональный и уплачивается в бюджет по
фиксированной ставке 36%. Эти два налога общегосударственные. Помимо них в
Италии действует местный подоходный налог, который вносят как физические,
так и юридические лица. Ставка налогов для тех и других фиксированная –
16,2%. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по
найму, от занятий профессиональной индивидуальной деятельностью, а также от
собственности на землю и на строения.
Общеизвестно, что современная система налогообложения является
серьезным фактором дестабилизации российской экономики. Она слишком
громоздка и требует упрощения. Представляется, что простая, понятная
система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и
позволяла бы соблюсти государственные интересы.
Налоги с населения - неотъемлемая часть экономической системы любой
страны. Во всех экономически развитых странах подоходный налог с физических
лиц является основным источником доходов государственного бюджета. В нашей
же стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц. Это можно
считать одной из особенностей российской фискальной политики. Низкие доходы
основной массы населения вряд ли могут обеспечить достаточные поступления в
государственный бюджет. Поэтому бизнес, юридические лица несут повышенную
налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике
предприятий и темпах экономического роста государства.
Ко всему прочему и само налоговое законодательство в отношении
физических лиц имеет множество существенных недостатков. Критически важно
прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое
законодательство, увеличив период действия стабильных правил. Поправки,
ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в
соответствии с регламентом, предписанным законодательством. Необходимо
улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности
сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения
налогового законодательства.
Налоговая политика должна строиться на основе теоретически
обоснованных принципов, в числе которых можно назвать унификацию ставок
налогов и принципов налогообложения физических лиц.
Справедливое налогообложение доходов должно учитывать и затраты
каждого налогоплательщика. Конечно, в каждой стране есть необлагаемые
минимумы, но в разных странах по-разному подходят к полагающимся вычетам из
дохода. Особенно широкий круг необлагаемых вычетов из дохода наблюдается в
США и Германии. Было бы не плохо, если бы и в России применили такие виды
вычетов, как расходы на медицинское обслуживание, как в США, или взносы на
медицинское страхование, страхование жизни и затраты на профессиональное
образование, как в Германии, или суммы алиментов, что, возможно, уменьшило
бы число их неплательщиков.
Естественно, справедливым можно считать и индивидуальный подход к
каждому налогоплательщику: учитывать его семейное положение, иждивенцев,
социальный статус, вид деятельности, платежеспособность.
Налоги – это, в каком-то смысле, яд для населения. Когда они (налоги)
слишком высоки, население платить их не хочет. Значит, размер налогов
необходимо снизить и постепенно их увеличивать. Таким образом, постепенно
люди привыкнут платить налоги (так же как постепенно привыкают к яду).
4. Список используемой литературы.
1. Закон РФ «О Государственной пошлине» № 2005-1 от 09.12.1991 г. (в
ред. Федеральных законов от 31.12.95 N 226-ФЗ, от 20.08.96 N 118-
ФЗ, от 19.07.97 N 105-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 13.04.99 N 76-
ФЗ)
2. Закон РФ № 4618-1 от 06.03.1993 г. «О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О Государственных пенсиях в РСФСР», «О
налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или
дарения», Закон РФ "О Государственной пошлине", "О налоге на
имущество предприятий", «О подоходном налоге с физических лиц» (в
ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ)
3. Закон РФ № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических
лиц» (в ред. Закона РФ от 22.12 92 N 4178-1; Федеральных законов
от 11.08.94 N 25-ФЗ, от 27.01.95 N 10-ФЗ, от 17.07.99 N 168-ФЗ)
4. Федеральный Закон РФ № 120-ФЗ от 21.07.1997 г. «О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных
денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной
валюте», принят Государственной Думой 13 июня 1997 года, одобрен
Советом Федерации 3 июля 1997 года (в ред. Федерального закона от
16.07.98 N 98-ФЗ)
5. Закон № 2020-1 от 12.12.1991г. «О налоге с имущества, переходящего
в порядке наследования или дарения» (в ред. Законов РФ от 22.12.92
N 4178-1, от 06.03.93 N 4618-1; Федерального закона от 27.01.95 N
10-ФЗ)
6. Инструкция ГНС РФ от 7 августа 1997 г. N 45 (Зарегистрировано в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12