|расходы | | | | | | |
|14. Балансовая прибыль |550 |100,0 |573 |100,0 |+23 |104,18|
|(убыток) отчетного | | | | | | |
|периода | | | | | | |
Как свидетельствует представленная в табл.1 бухгалтерская и
аналитическая информация, балансовая прибыль в 1998 году по сравнению с
предыдущим годом возросла в 1,04 раза, в то время как прибыль от
реализации - в 3,1 раза, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности -
в 1,04 раза. Рост прибыли от реализации и финансово-хозяйственной
деятельности сопровождался ростом выручки от реализации в 3,05 раза;
себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг - в 2,6 раза.
Следует также отметить снижение роста операционных доходов, а также
уменьшение операционных расходов - в 0,7 раз.
Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов
следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыль
(убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую
составляющую балансовой прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее.
Так данные табл. 1 свидетельствуют о том, что если в предыдущем периоде
прибыль от реализации составляла -39,3 % в балансовой прибыли, то в 1998
году – уже 117,97 %, т.е. балансовая прибыль формируется преимущественно
из прибыли от реализации и тех объективных и субъективных факторов, которые
воздействуют на ее величину. В этих целях рекомендуется проводить
многофакторный анализ изменения прибыли от реализации продукции в отчетном
периоде по сравнением с предыдущим под воздействием факторов, оказывающих
либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение.
Для проведения факторного анализа используется необходимая информационная
табл.1 и аналитическая табл.2, исходные данные которых позволяют рассчитать
влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции.
Таблица 2
Динамика факторов формирования прибыли от реализации товаров, продукции,
работ, услуг, тыс. р.
|Показатели |Предыдущий |Цены и |Отчетный |
| |год |затраты по |год |
| |(базисный) |базису на | |
| | |фактический | |
| | |объем | |
| | |реализации | |
| | |отчетного | |
| | |года | |
|А |1 |2 |3 |
|1. Выручка от реализации товаров, |3277 |7129 |10007 |
|продукции, работ, услуг (без НДС, | | | |
|акцизов и аналогичных бязат.платежей) | | | |
|А |1 |2 |3 |
|2. Себестоимость (производственная) |3493 |7167 |9331 |
|реализации товаров, работ, услуг | | | |
|3. Коммерческие расходы |Х |Х |Х |
|4. Управленческие расходы |Х |Х |Х |
|5. Полная себестоимость реализации |3493 |7114 |9331 |
|товаров, продукции, работ, услуг | | | |
|6. Прибыль (убыток) от реализации |-216 |438 |676 |
|7. Темп роста объема реализации, |3277 |7129 |217,5 |
|рассчитанный в ценах базисного года, %| | | |
Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации
приведен в табл.3
Таблица 3
Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации
товаров, продукции, работ, услуг
|Фактор изменения прибыли от |Результат расчета,|Влияние фактора на |
|реализации |тыс. р. |изменение прибыли, |
| | |тыс. р. (+,-) |
|А |2 |3 |
|А. Общее изменение прибыли от |892 |Х |
|реализации | | |
|1. Изменения объема реализации |-216*117.5:100=-25|-253,9 |
| |3,9 | |
|2. Изменения производственной |9331-7167=+2164 |-2164 |
|себестоимости реализации | | |
|3. Изменение коммерческих |Х |Х |
|расходов | | |
|4. Изменение управленческих |Х |Х |
|расходов | | |
|5. Изменение цен |10007-7129=+2878 |+2878 |
|6. Структура реализации |892-(-253,9-2164+2|+431,9 |
| |878)=431,9 | |
|7. Совокупное влияние факторов |- |+892 |
|на изменение прибыли от | | |
|реализации | | |
Приведенные расчеты в табл.3 наглядно показывают, что данная
организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от
реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной
себестоимости реализации, а также за счет возрастания удельного веса в
объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.
Используя данные формы №2 «Отчет о финансовых результатах» и табл.2,
можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения
определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в
частности таких как:
. маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение
прибыли (МД), тыс. р.;
. запас финансовой прочности (ЗВП), тыс. р. Оптимальное значение этого
показателя – свыше 60% от объемов продаж;
Порядок исчисления названных показателе представлен в табл.4
Таблица 4
Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня
достижения финансовых результатов
|Показатели |Код строки ф.|Сумма, тыс. р.|Изменение |
| |№2 | |(+,-) |
| | |баз. |отч. | |
|А |1 |2 |3 |4 |
|1. Объем продаж N |010 |3277 |10007 |+6730 |
|Себестоимость |020 |3493 |9331 |+5838 |
|(производственная) продаж | | | | |
|–переменные затраты Sпре | | | | |
|3. Маржинальный доход МД |Х |-216 |676 |+892 |
|4.Доля маржинального дохода в |Х |0,066 |0,067 |+0,001 |
|объеме продаж К | | | | |
|5. Постоянные затраты Sпос |030+040 |Х |Х |Х |
|6.Запас финансовой прочности |Х |3277 |10007 |+6730 |
|ЗФП | | | | |
|7. Прибыль от объема продаж |- |-216 |676 |+892 |
Данные табл.4 свидетельствуют, что маржинальный доход в 1998 году по
сравнению с предыдущим возрос более, чем в 3 раза, а объем продаж - в 3,05
раз.
Балансовая прибыль тоже располагает возможностями увеличения не только
за счет мобилизации резервов роста прибыли от реализации, но и за счет
снижения операционных и внереализационных расходов. Свод резервов роста
балансовой прибыли в 1998 году по сравнением с предыдущим годом представлен
в табл.5
Таблица 5
Свод резервов увеличения балансовой прибыли
|Резерв роста балансовой прибыли |Сумма, тыс.р. |В % к итогу |
|Улучшение структуры реализации продукции |431,9 |16,4 |
|Снижение производственной себестоимости |2164 |82,2 |
|реализации | | |
|Снижение коммерческих расходов |Х |Х |
|Снижение управленческих расходов |Х |Х |
|Снижение операционных расходов |36 |1,4 |
|Снижение внереализационных расходов |0 |0 |
|Всего |2631,9 |100,0 |
Как свидетельствуют данные табл.5, наибольшие суммы резервов роста
балансовой прибыли обнаружены в снижении операционных расходов, доля
которых в общем объеме составляет 1,4%, и в снижении производственной
себестоимости реализации (82,2%).
Завершается анализ прибыли от реализации оценкой динамики показателей
эффективности реализации, приведенных в табл.6
Таблица 6
Динамика показателей эффективности реализации товаров, продукции, работ,
услуг.
|Показатели |Предыдущий |Отчетный |Отклонен|
| |год |год |ие (+,-)|
|1. Выручка от реализации товаров, |3277 |10007 |+6730 |
|продукции, работ, услуг, тыс. р. | | | |
|2. Полная себестоимость реализации |3493 |9331 |+5838 |
|товаров, продукции, работ, услуг, | | | |
|включая коммерческие и | | | |
|управленческие расходы, тыс. р. | | | |
|3. Прибыль от реализации, тыс. р. |-216 |676 |+892 |
|4. Рентабельность реализации ,% |6,18 |7,24 |+1,06 |
|5. Затраты на 1 р. реализации, коп |1,07 |0,93 |-0,14 |
|6. Эффективность продаж, % |6,6 |6,7 |+0,1 |
Как свидетельствуют данные табл.6, все показатели эффективности
реализации в 1998 году превысили свои качественные характеристики в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13