Проблемы развития аудита

и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слушания

отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие,

просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от

латинского слова, означающего «слушание».

Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта

должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с

задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных

споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера.

В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо

больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и

ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей

стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были

не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и

морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и

функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных

небольших аудиторских фирм на Западе [14, 13].

Однако в настоящей курсовой работе исследуется проблематика

становления и развития современного аудита. Но прежде чем продолжать наши

исследования, необходимо более подробно определить его сущность.

Остановимся на содержании аудита, которое в него вкладывают англо-

американские специалисты, а также аудиторы континентальной Европы. Этот

подход отражает американскую и некоторую иную практику аудита.

Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по

аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое

изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней

профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении

любых правил, установленных действующим законодательством». Подобные

определения, с теми или иными языково-филологическими (но не сущностными)

тонкостями, мы найдем в специальной литературе по аудиту, изданной в Англии

и Австралии, Германии и Франции, Испании и других странах. Приведем поэтому

для полноты одно из наиболее приемлемых западных (США) определений аудита:

Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый

работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся

количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе,

чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой

информации установленным критериям [14, 35].

Как видим, разница на самом деле незначительна. По действующим в

Российской Федерации Временным правилам, подробному обсуждению которых

посвящен п. 4.1. настоящей работы, основной задачей аудиторской

деятельности является определение достоверности отчетности экономических

субъектов. А определение аудита (п.3 Временных правил) звучит следующим

образом:

Аудиторская деятельность – аудит представляет собой

предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по

осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской

(финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых

деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических

субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [2].

В специальной литературе российское определение аудита приводилось и

обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим,

другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Однако можно

утверждать: оно имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее

хотя бы в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской

деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими

организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются

Гражданским кодексом РФ» [33, 30].

Да и вообще, аудит в России в целом пока не лишен спорных моментов.

Так, по вопросу о становлении аудита существует несколько прямо

противоположных точек зрения. Теоретик и практик аудиторской деятельности

С.А. Стуков считает: “Построение аудита в нашей стране началось, образно

говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими

экономическими преобразованиями. Между тем подлинный аудит мог появиться и

появился только при наличии одновременно трех условий: частной

собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления

производства и капитала.” Но, по мнению Стукова, на момент возникновения

современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего

[37, 12].

Другие столь же уважаемые специалисты-аудиторы так же уверенно

говорят о “создании аудита в России “снизу”, т.е. по воле обстоятельств, а

не по указу или постановлению государственного органа” [15, 22].

Вообще любая проблема всегда имеет несколько сторон. Проблема

становления аудита в России – не исключение. Спорные вопросы происходят

здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его

(аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и

начальных этапах развития аудиторской деятельности, которые нам сейчас

предстоит рассмотреть (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы развития аудита в России

|Этап |Характерные особенности |

|Подготовитель-ны|Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР |

|й | |

|Первый 1987 г. |Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит” |

|Второй |Попытка принятия законодательного акта об аудиторской |

|1989-1991 гг. |деятельности в СССР |

|Третий 5 |Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение |

|декабря 1991 г. |“Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря|

|– настоящее |1993 г.) |

|время | |

|Четвертый этап |Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности”|

Шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый путь

экономического развития. В стране стали создаваться кооперативы, частные

фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись

собственностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто должен

проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать:

налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990

года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти

функции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-

ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором,

утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956 г., предусматривалось право

проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных

предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР и

союзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом

числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по

силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных

органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.

Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-

ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных

аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от

чего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение в

жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

Однако такая хозрасчетная ревизионная группа была сформирована при

КРУ Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета Министров

Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям

платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению

бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим

вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в

количестве 10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс.

руб.

Минфином Казахской ССР по согласованию с Госкомцен республики была

установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной ревизионной

группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а фактически

договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы ревизора по

месту жительства и 20 руб. при выездных проверках [15, 5].

Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и,

следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться ее

филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в

самостоятельные аудиторские фирмы.

Руководство КРУ Минфина СССР предприняло попытку распространить

положительный опыт работы хозрасчетных ревизионных групп Казахстана на всю

страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие

руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых областных

аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками

совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в

большинстве республик так и не приступили.

В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический

центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы»

при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР;

«Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»;

«Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др.

Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по

организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля,

эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов,

финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.

Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы, кооперативы по

оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ очевиден – нет.

Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Это

были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь

некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности,

и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты