и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слушания
отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие,
просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от
латинского слова, означающего «слушание».
Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта
должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с
задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных
споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера.
В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо
больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и
ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей
стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были
не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и
морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и
функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных
небольших аудиторских фирм на Западе [14, 13].
Однако в настоящей курсовой работе исследуется проблематика
становления и развития современного аудита. Но прежде чем продолжать наши
исследования, необходимо более подробно определить его сущность.
Остановимся на содержании аудита, которое в него вкладывают англо-
американские специалисты, а также аудиторы континентальной Европы. Этот
подход отражает американскую и некоторую иную практику аудита.
Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по
аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое
изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней
профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении
любых правил, установленных действующим законодательством». Подобные
определения, с теми или иными языково-филологическими (но не сущностными)
тонкостями, мы найдем в специальной литературе по аудиту, изданной в Англии
и Австралии, Германии и Франции, Испании и других странах. Приведем поэтому
для полноты одно из наиболее приемлемых западных (США) определений аудита:
Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый
работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся
количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе,
чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой
информации установленным критериям [14, 35].
Как видим, разница на самом деле незначительна. По действующим в
Российской Федерации Временным правилам, подробному обсуждению которых
посвящен п. 4.1. настоящей работы, основной задачей аудиторской
деятельности является определение достоверности отчетности экономических
субъектов. А определение аудита (п.3 Временных правил) звучит следующим
образом:
Аудиторская деятельность – аудит представляет собой
предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по
осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических
субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [2].
В специальной литературе российское определение аудита приводилось и
обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим,
другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Однако можно
утверждать: оно имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее
хотя бы в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской
деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими
организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются
Гражданским кодексом РФ» [33, 30].
Да и вообще, аудит в России в целом пока не лишен спорных моментов.
Так, по вопросу о становлении аудита существует несколько прямо
противоположных точек зрения. Теоретик и практик аудиторской деятельности
С.А. Стуков считает: “Построение аудита в нашей стране началось, образно
говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими
экономическими преобразованиями. Между тем подлинный аудит мог появиться и
появился только при наличии одновременно трех условий: частной
собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления
производства и капитала.” Но, по мнению Стукова, на момент возникновения
современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего
[37, 12].
Другие столь же уважаемые специалисты-аудиторы так же уверенно
говорят о “создании аудита в России “снизу”, т.е. по воле обстоятельств, а
не по указу или постановлению государственного органа” [15, 22].
Вообще любая проблема всегда имеет несколько сторон. Проблема
становления аудита в России – не исключение. Спорные вопросы происходят
здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его
(аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и
начальных этапах развития аудиторской деятельности, которые нам сейчас
предстоит рассмотреть (см. табл. 1).
Таблица 1
Этапы развития аудита в России
|Этап |Характерные особенности |
|Подготовитель-ны|Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР |
|й | |
|Первый 1987 г. |Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит” |
|Второй |Попытка принятия законодательного акта об аудиторской |
|1989-1991 гг. |деятельности в СССР |
|Третий 5 |Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение |
|декабря 1991 г. |“Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря|
|– настоящее |1993 г.) |
|время | |
|Четвертый этап |Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности”|
Шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый путь
экономического развития. В стране стали создаваться кооперативы, частные
фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись
собственностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто должен
проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать:
налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990
года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти
функции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-
ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором,
утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956 г., предусматривалось право
проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных
предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР и
союзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом
числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по
силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных
органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.
Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-
ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных
аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от
чего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение в
жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.
Однако такая хозрасчетная ревизионная группа была сформирована при
КРУ Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета Министров
Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям
платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению
бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим
вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в
количестве 10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс.
руб.
Минфином Казахской ССР по согласованию с Госкомцен республики была
установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной ревизионной
группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а фактически
договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы ревизора по
месту жительства и 20 руб. при выездных проверках [15, 5].
Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и,
следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться ее
филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в
самостоятельные аудиторские фирмы.
Руководство КРУ Минфина СССР предприняло попытку распространить
положительный опыт работы хозрасчетных ревизионных групп Казахстана на всю
страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие
руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых областных
аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками
совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в
большинстве республик так и не приступили.
В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический
центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы»
при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР;
«Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»;
«Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др.
Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по
организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля,
эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов,
финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.
Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы, кооперативы по
оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ очевиден – нет.
Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Это
были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь
некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности,
и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8