структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).
В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в
наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и
консультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для
дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.
Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета
Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября
1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля
Министерства финансов СССР.
Капитал фирмы «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб. (громадная по
тем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство финансов
СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%). Кроме
того, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения
«Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7].
В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея
квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССР
и за грницей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям.
Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций
и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы;
консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего
финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля,
внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.
Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на
несколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло, во-первых,
потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих лидеров,
у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-
вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действует
на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может
от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права,
как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился.
Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г.
руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в
помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что
фирма перестала существовать.
Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был потрясением, но в
целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым. Наоборот,
на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что касается
названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы в Москве
и Санкт-Петербурге.
Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991
гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об
аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в
СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях и
предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие
структуры, в том числе аудиторские фирмы.
Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт»,
«Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто»,
МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и др.),
следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организации
работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм.
В учредительных документах указанных фирм предусматривались:
проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых
организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения
достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление
консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и
коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение,
управление финансовой деятельность и т.п.
В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит».
Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок на
совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в
организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались
консультации, обучение персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на
аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская
фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» –
общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong,
Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse; с 1998 г. –
“большая пятерка”). Создавались аудиторские фирмы и в других союзных
республиках. Одновременно формировались общественные организации
бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников
стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации
бухгалтеров СССР.
Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий
других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм
потребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этим
Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное
управление, по указанию Правительства СССР, а затем и в соответствии с
Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к
разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено
было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому
вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В
начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам
министров союзных республик.
Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось создать в нашей
стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для проведения
ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату по
договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и
организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями,
концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и
другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью
предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах
финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функции
создания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью.
Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую
деятельность и определять в установленном порядке размер платы за
предоставленные услуги.
Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие
идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об
аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого
проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была
одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.
Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно
считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству
экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из
важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и
дать предложения по проблеме в целом.
А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурно
развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем не
только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах.
Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных
предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские
фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд»
и др.
Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя
крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в
Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других
городах.
Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в России
был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не
могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер
один.
Проект Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в
соответствии с поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 г. КРУ Минфина
России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой,
Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был
направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г.
проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же
ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в
Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его
рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный
комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации
(МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных
специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка
и др. [15,23].
Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на рассмотрение в
Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об
организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона
в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет,
в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности»
станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и
дополнений.
7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О правовом
регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской
Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление
Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании
аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил
все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ
подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности
в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа,
т.е. с 29 декабря 1993 г.
Однако для окончательного правового закрепления аудиторской деятель-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8