Проблемы развития аудита

структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).

В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в

наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и

консультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для

дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета

Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября

1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля

Министерства финансов СССР.

Капитал фирмы «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб. (громадная по

тем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство финансов

СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%). Кроме

того, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения

«Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7].

В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея

квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССР

и за грницей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям.

Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций

и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы;

консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего

финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля,

внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.

Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на

несколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло, во-первых,

потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих лидеров,

у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-

вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действует

на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может

от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права,

как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился.

Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г.

руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в

помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что

фирма перестала существовать.

Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был потрясением, но в

целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым. Наоборот,

на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что касается

названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы в Москве

и Санкт-Петербурге.

Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991

гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об

аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в

СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях и

предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие

структуры, в том числе аудиторские фирмы.

Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт»,

«Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто»,

МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и др.),

следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организации

работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм.

В учредительных документах указанных фирм предусматривались:

проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых

организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения

достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление

консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и

коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение,

управление финансовой деятельность и т.п.

В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит».

Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок на

совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в

организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались

консультации, обучение персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на

аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская

фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» –

общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong,

Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse; с 1998 г. –

“большая пятерка”). Создавались аудиторские фирмы и в других союзных

республиках. Одновременно формировались общественные организации

бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников

стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации

бухгалтеров СССР.

Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий

других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм

потребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этим

Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное

управление, по указанию Правительства СССР, а затем и в соответствии с

Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к

разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено

было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому

вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В

начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам

министров союзных республик.

Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось создать в нашей

стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для проведения

ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату по

договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и

организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями,

концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и

другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью

предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах

финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функции

создания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью.

Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую

деятельность и определять в установленном порядке размер платы за

предоставленные услуги.

Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие

идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об

аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого

проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была

одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.

Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно

считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству

экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и

ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из

важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и

дать предложения по проблеме в целом.

А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурно

развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем не

только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах.

Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных

предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские

фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд»

и др.

Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя

крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственный

университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в

Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других

городах.

Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в России

был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не

могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер

один.

Проект Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в

соответствии с поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 г. КРУ Минфина

России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой,

Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был

направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г.

проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же

ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в

Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его

рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный

комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации

(МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных

специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка

и др. [15,23].

Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на рассмотрение в

Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об

организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона

в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет,

в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности»

станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и

дополнений.

7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О правовом

регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской

Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление

Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании

аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил

все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ

подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности

в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа,

т.е. с 29 декабря 1993 г.

Однако для окончательного правового закрепления аудиторской деятель-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты