Проблемы управления недвижимым имуществом на уровне местных органов власти
ПРОЕКТ
“МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ФИНАНСЫ И
УПРАВЛЕНИЕ”
СЕРИЯ РЕФЕРАТОВ
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ НА УРОВНЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В США
Сборник материалов
№ 9
Москва 1996
Реферирование книги выполнено по инициативе
RTI (Рисерч Трайэнгл Инститьют) и Мэрии Москвы
в рамках проекта
«Муниципальные финансы и управление».
Финансирование осуществлено
Агентством международного развития США
по контракту с
Research Triangle Institute,
штат Северная Каролина, 27709, США
Municipal real estate asset management
COllection of papers
Oct. 1995
В сборник включены материалы, посвященные различным аспектам
управления недвижимым имуществом на уровне местных органов власти в США.
Анализируются основные задачи управления недвижимостью, в частности
земельными участками, методы оценки и классификации недвижимости,
обоснования проектов застройки и расчета их окупаемости, формы контроля и
эксплуатации недвижимости и другие вопросы. Большое место занимают
организационные проблемы управления, описание процедур и методов
конкурсного отбора подрядчиков, ведения переговоров, оформления
документации.
Автор реферата к.э.н. Г.В.Семеко
I. РУКОВОДСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ ДЛЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Roberts N.A., Basile R.J. Public real estate asset management. -
Wash.: Publications Departement of National League of Cities, 1990. - 89p.
- (Local officials guide).
Введение
Большое число городов и других местных территориальных единиц в США
испытывают финансовые трудности из-за недостаточно эффективного
использования имеющейся у них недвижимости, в частности земельных участков.
Между тем многие участки, которые в настоящее время пустуют или
недоиспользуются, могут стать источником значительных доходов для местных
бюджетов.
Цель предлагаемого учебника состоит в том, чтобы помочь местным
руководителям подготовить всеобъемлющую программу управления
государственным недвижимым имуществом и сделать государственную
собственность производительной и доходной формой собственности.
Местные руководители, на которых возложена задача управления
недвижимостью, должны разбираться в тонкостях работы рынка недвижимости,
вопросах строительства, его финансирования, аренды, муниципального
законодательства и т.д. Кроме того, они должны квалифицированно выполнять
следующие основные задачи:
1. Определение возможностей использования недвижимого имущества.
2. Рыночное и финансовое обоснование проекта.
3. Приглашение застройщиков к участию в торгах.
4. Отбор претендентов на подряд.
5. Обсуждение сделки.
6. Контроль строительства и эксплуатации недвижимости.
Глава 1. Первая задача: определение возможностей использования недвижимого
имущества.
Решение этой задачи осуществляется в два этапа: на первом проводится
оценка всех земельных участков, принадлежащих местной администрации, и
первичный отбор участков, которые могут быть использованы для различного
рода проектов застройки; на втором - разрабатывается система информации по
земельным участкам.
Первый этап включает следующие последовательно выполняемые операции:
формирование комиссии по оценке; сбор информации; первичная классификация
информации; первичная оценка участков; повторная классификация и оценка;
выработка рекомендации по отобранным участкам; рассмотрение рекомендаций
местной администрацией; окончательный отбор.
Комиссия по оценке участков должна состоять из квалифицированных
экспертов, которые могут дать свои заключения по рыночной стоимости и
спросу на землю, земельному планированию, архитектуре, финансированию,
управлению и т.д. При сборе информации особое внимание должно уделяться
данным о размере участков, их доступности, месторасположении, соседних
землях и их использовании, текущей эксплуатации участков, арендных ставках,
специфических характеристиках участков, расположенных на них коммунальных
предприятиях и другим моментам.
При проведении первичной классификации и оценки земельных участков
следует разбить их на четыре категории:
1) свободные, незастроенные участки, которые не используются и не
предусмотрены к использованию в будущем;
2) незастроенные участки, которые в настоящее время используются
(например, как парки или зоны отдыха) или предусмотрено их использование в
будущем;
3) застроенные участки, которые в настоящее время используются какой-
либо организацией;
4) застроенные участки, которые в настоящее время используются местной
администрацией.
Первоначальную оценку земельных участков следует проводить по каждой
категории в отдельности. Наибольшую сложность представляет оценка
застроенных участков, предполагающая анализ большего числа факторов, в
частности мнения общественности, работников расположенных на участке
организаций и т.д. По всем категориям участков оценка проводится по
следующим факторам: рыночные и экономические условия, размер участка,
возможность различного использования земли, специфические характеристики,
региональные и другие ограничения по строительству, издержки по изменению
профиля использования участка.
Повторная оценка земельных участков подразумевает получение
дополнительной информации, в частности, на основе посещения участков,
интервью с ответственными государственными чиновниками и частными лицами,
предварительного изучения наиболее и наименее эффективных способов
эксплуатации участков, величины потенциальных доходов и т.д. В результате
оценки выявляются группы участков с наиболее высоким, средним и низким
потенциалом использования.
Задача второго этапа - создать и ввести в пользование информационную
базу для того, чтобы обеспечить и облегчить процесс оценки недвижимости,
отбор участков под застройку, анализ обоснованности проектов, проведение
торгов и контроль над работой подрядчика.
Создание информационной системы должно начинаться с анализа того,
какого рода данные и в какой форме необходимы местным властям для
эффективного управления недвижимостью. Выявленные потребности в данных
должны быть классифицированы. Затем определяется список входных данных и
порядок работы с ними. База данных должна постоянно пополняться. Для того,
чтобы облегчить пользование информацией, следует выбрать компьютерную
программу, наиболее полно отвечающую потребностям и возможностям
пользователей.
Глава 2. Вторая задача: рыночное и финансовое обоснование проекта
Поскольку большинство проектов использования земельных участков
достаточно объемны и сложны, местные власти, как правило, не проводят
анализа их рыночной и финансовой обоснованности. Между тем такой анализ не
требует больших затрат времени и денег, а польза от него очень большая:
земельный участок используется с наибольшей для местного бюджета и граждан
выгодой.
Анализ рыночной обоснованности проекта застройки земельного участка
опирается на изучение различных способов его использования: участок, в
частности, может использоваться для коммерческих целей, для промышленного
производства, под гостиницы и под жилье. Чтобы определить, какой из
способов использования наиболее выгоден, анализируется множество
экономических факторов, определяющих спрос и предложение в соответствующей
области.
При анализе спроса сопоставляются такие параметры, как рост населения,
уровень доходов, динамика занятости, соотношение цен, налоговые ставки и
процентные ставки по ссудам. При анализе предложения рассматриваются
нынешний и прогнозируемый уровень предложения, конкурентная среда, издержки
производства. Полученные результаты синтезируются и дается оценка рыночной
обоснованности каждого проекта.
В дальнейшем результаты оценка рыночной обоснованности проектов могут
быть дополнены изучением таких факторов, как влияние на окружающую среду,
возможность подсоединения новостроек к системам коммунального обеспечения,
доступность для проезда к строительству и транспортное обслуживание,
наличие парковок и т.д.
Анализ финансовой обоснованности проектов обусловлен тем, что
строительные работы, как правило, требуют долгосрочного финансирования,
которое осуществляют либо местные администрации, либо подрядчики, либо
третьи лица. Анализ финансовой обоснованности может включать три следующих
направления: изучение издержек, оценка с точки зрения доходности и
сопоставление стоимости аналогичных или близких по содержанию проектов.
Результаты анализа финансовой обоснованности заносятся в специальную
проформу, которая прилагается в проекту застройки земельного участка.
Глава 3. Третья задача: приглашение подрядчиков к участию в торгах
Муниципальные власти могут привлекать подрядчиков к реализации проекта
застройки участка различными путями. Они могут обратиться через публикации
в средствах массовой информации ко всем желающим либо отправить приглашения
по почте претендентам, предварительно отобранным и включенным в специальный
список. Наконец они могут выбрать двух-трех наиболее надежных претендентов,
которые могут откликнуться на приглашение, и предложить им участвовать в
торгах на условиях конкуренции. Большинство местных администраций отдает
предпочтение открытым торгам, привлекая к ним максимально возможное число
участников. Однако этот способ приглашения подрядчиков требует более
продолжительного времени и больших расходов, чем приглашение двух-трех
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8