называется эксплуатацией, т.е. присвоение части результатов труда. Это
понятие применимо и к государству, ведь когда мы на нужды государства
платим налог со своих доходов, то это еще один вычет из нашей доли дохода,
полученного от работодателя. Итак, можно сказать, что налог – это форма
дополнительной эксплуатации, осуществляемой государством. Но рабочие
добровольно идут на завод – им нужно кормить семью, т.е. они заранее
соглашаются на эксплуатацию. В большинстве развитых стран население
исправно платит налоги потому, что они считают необходимым возместить со
своей стороны услуги государства по охране безопасности граждан и страны,
услуги по социальному страхованию и т.п. К тому же к неплательщикам налогов
государство применяет довольно жесткие меры…
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной
сферы, получающих ассигнования из бюджета. Итак, расходы федерального
бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением
фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому,
целевому и территориальному назначению.
Государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства,
этап общественного развития, общий уровень развития экономики, уровень
благосостояния граждан, разветвленность связей бюджета с народным
хозяйством, формы предоставления бюджетных средств – вот только несколько
факторов, которые влияют на величину и структуру расходов федерального
бюджета. Структура расходов государства и их доля в валовом общественном
продукте зависят также от размеров государственного сектора в экономике,
традиции, наконец. В совокупности вышеперечисленные факторы на каждом из
этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая
соответствует экономике, типу и уровню управления ею. Все эти факторы
влияют на проявление категории расходов бюджета, которая проявляется через
конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть
охарактеризованы как с качественной, так и с количественной стороны.
(Качественная характеристика каждого вида расходов бюджета позволяет
определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента
расходов, количественная – их величину).
Итак, расходы федерального бюджета выполняют функции политического,
социального и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны
самим фактом наличия государства и по своей природе они являются
отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их
образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов.
Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических и
социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное
время, а также в основной своей массе государственные расходы являются
непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода,
выбывающей из воспроизводственного процесса.
Глава II. Формирование расходов федерального бюджета.
§1. Состав и структура расходов федерального бюджета.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно
классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению[3].
По роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят
на:
1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы
на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и
т.п.);
2. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной
сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные
расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
3. расходы на создание государственных резервов (затраты на
формирование и обслуживание страховых и резервных фондов)[4].
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между материальным производством и
непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными
потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики
при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную
структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в
народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых
отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.
Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного
характера, способны играть важную роль в государственном регулировании
экономики и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка
бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые
государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все
расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
2. расходы на социально-культурные нужды;
3. военные расходы;
4. расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет
была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно
установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса
ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное
хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической
функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось
на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является
общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в
производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на
развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в
непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на
образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,
государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов
(также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в
распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции,
государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре
общественного производства[5].
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому
содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового
контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете
сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее
конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов
на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения,
дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям
непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии,
медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с
экономической классификацией расходов бюджета используются и другие
группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит
распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления.
Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных
получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование
выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного
управления расходы федерального бюджета России подразделяются на
федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической
литературе можно встретить классификацию государственных расходов по
источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых
фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе
экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами
расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными
расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в
разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития.
Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних
факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными,
политическими и т.п.
У ведущих капиталистических стран (кроме Японии) доля военных расходов
(по всем источникам) составляет порядка 30% бюджета. Постоянную тенденцию к
росту имеют расходы на управление страной. Тенденцию к возрастанию имеют и
затраты, связанные с проникновением на рынки других стран, т.е. на
внешнеэкономическую экспансию ведущие капиталистические страны вынуждены
направлять все возрастающие суммы (см. Приложение 3).
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но,
как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по
другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому
назначению и др.)
Анализ расходов федерального бюджета по разделам функциональной
классификации (см. Приложение 3) показывает, что наиболее значительны
расходы на оборону, народное хозяйство. Социально-культурная же сфера в
последние годы испытывает ощутимый недостаток ассигнований, исходя из
разумных и желаемых потребностей современного общества. К примеру, на 1999
г. запланировано потратить на культуру 3,062 млрд. руб. (0,5% от всех
расходов федерального бюджета на 1999 г.), в то время как на национальную
оборону запланировано 16,3% средств федерального бюджета. Ощутимую долю в
расходах федерального бюджета занимают расходы на обслуживание
государственного долга (в 1999 г. на эти цели планируется выделить 29%
средств, причем из них на обслуживание внешнего долга – 60%, в то время как
в 1995 году на эти цели направлялось лишь 8% средств); средства,
направляемые на социальную политику (в 1999 г. – 7,3%) и образование
(3,6%); а также обеспечение безопасности государства и правоохранительную
деятельность (в 1999 г. на эти цели запланировано потратить 9%, см.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10