Расходы федерального бюджета РФ, их состав, структура, динамики в 90-е годы

на другой их совокупная величина не возрастает, следовательно, для

обеспечения бюджетных расходов средствами необходимо проводить работу по

совершенствованию состава и структуры расходов бюджета, привлечению

дополнительных источников финансирования расходов, особенно в социальную

сферу. Совершенствование состава и структуры расходной части бюджета

требует правильного определения приоритетных направлений расходов.

Именно этим направлениям в первую очередь должна оказываться

государственная поддержка. В сложившихся условиях приоритетными должны

быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить

социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы,

определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе.

Помимо социальных приоритетными должны стать расходы на поддержку

жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку.

Поскольку ресурсы бюджета ограничены, предпочтение этим отраслям может быть

оказано за счет сужения других расходов, выведения из состава расходов

бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счет собственных

источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов внутри

основных направлений в целях их рационализации. Таким образом, в связи со

сказанным следует сделать акцент на том, что поддержка приоритетных

отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужно

последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору и

переходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты.

Реализации этой меры способствует введение новой бюджетной

классификации[26].

Не следует осуществлять за счет средств бюджета государственной

поддержки страхования в аграрном секторе, так как эти расходы не

свойственны бюджету и должны покрываться за счет других источников.

В сложившейся в настоящее время ситуации необходимо учитывать тот факт,

что с развитием различных форм собственности должна происходить

децентрализация инвестиционных процессов, целесообразно ориентироваться на

финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств только

объектов социального назначения[27]. При долевом участии (бюджетные

средства и собственные средства отрасли), которое считается наиболее

перспективным, финансирование инвестиций в объекты производственного

назначения следует осуществлять только на возвратной и платной основе.

Поддержка должна оказываться в основном тем инвестиционным проектам,

которые дают заказы отечественной промышленности, формируют спрос на ее

продукцию. Использование бюджетных средств на приобретение импортной

продукции возможно только в том случае, если это обеспечивает повышение

качества отечественной продукции, расширяет возможности ее сбыта на

внутреннем и внешнем рынке.

§3. Бюджетная политика правительства РФ в 1992-1998 г.

Важнейшими параметрами, по которым можно и нужно анализировать

особенности проводившейся в России бюджетной политики, как известно,

являются: величина фактически перераспределяемых через бюджетную систему

финансовых ресурсов; уровень планируемой властями налоговой нагрузки;

степень реалистичности подготавливаемых и утверждаемых законов о бюджете;

качество управления государственным долгом; уровень несбалансированности

бюджета; масштабы и инструменты его финансирования и т.п.

Весьма распространенное представление о незначительных масштабах

экономической деятельности российского государства, о его хронической

неспособности собирать доходы вообще и налоги в частности базируется в

основном на хорошо известном соотношении собираемых федеральных налогов и

официального ВВП. Как известно, эта величина в последние годы колеблется

вокруг 10%. Доля в ВВП всех доходов федерального бюджета (11-13%) и всех

его расходов (16-23%) многими экономистами и правительственными чиновниками

также рассматривается как предельно низкая[28].

Кроме того, более полный учет операций на всех уровнях бюджетной

системы показывает, что в действительности совокупная бюджетная нагрузка

расширенного правительства на российскую экономику является гораздо

большей. По отношению к официально рассчитываемому ВВП налоги, фактически

собираемые расширенным правительством, в последние пять лет удерживались на

уровне 29-32%, все государственные доходы – 32-35%, совокупные

государственные расходы – 38-45% (см. Таблицу 1 Приложения)[29]. Однако

официальные оценки ВВП существенно преувеличивают размеры действительно

производимой в стране добавленной стоимости. Поэтому фактическая бюджетная

нагрузка расширенного правительства на реальный налогооблагаемый ВВП

оказывается намного больше (см. таблицу 2 Приложения). Совокупные налоги,

собираемые на всех уровнях бюджетной системы, составляли в последние годы

42-50% ВВП, все доходы расширенного правительства – 44-53%, а все его

расходы – 52-65% ВВП. Еще раз подчеркну, что к этим цифрам следует

относиться не столько как к величинам, определенным с точностью до знака

после запятой, сколько как к оценкам, позволяющим понять масштаб

рассматриваемого явления. В любом случае удельный вес в ВВП финансовых

ресурсов, перераспределяемых через российскую бюджетную систему, намного

превышает соответствующие показатели стран с сопоставимым уровнем

экономического развития и является одним из самых высоких в мире.

Финансовое бремя государства оказывается непосильным для нашей

экономики[30].

Завышенный объем государственных обязательств, неадекватность бюджетных

притязаний властей по отношению к налоговым и иным доходам бюджета

приводили к регулярному воспроизводству значительных масштабов

несбалансированности бюджетной системы, прежде всего (хотя и не только) на

уровне федерального правительства. За исключением 1992 г., когда размеры

дефицита бюджета расширенного правительства оказались на беспрецедентном,

по международным масштабам, уровне – 23,6% реального легального ВВП, в

последующие годы его величина, хотя и отчасти снизились, но сохранялись в

пределах 8-14% ВВП, т.е. на уровне, исключавшем возобновление сколько-

нибудь устойчивого экономического роста.

До последнего времени бюджетная классификация, применяемая в Российской

Федерации, принципиально отличалась от норм международных стандартов.

Поэтому для приведения федерального бюджета в сопоставимый вид с

показателями бюджетов других стран требовалась дополнительная корректировка

данных. Начиная с 1998 года в нашей стране федеральный бюджет составляется

с учетом перехода на расчет дефицита по международной методологии. Это

означало изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников

внутреннего и внешнего финансирования, отражения дефицита бюджета и учета

расходов на погашение и обслуживание государственного долга.

В частности, в соответствии с федеральным бюджетом на 1997 год в

расходах по статье «Обслуживание государственного долга» отражались (для

сопоставимости данные приведены в деноминированных рублях 1998 года):

обслуживание внутреннего долга – 9,2 млрд. руб.; погашение внутреннего

долга – 27,7 млрд. руб.; обслуживание внешнего долга – 41,4 млрд. руб.;

всего – 78,3 млрд. руб. В соответствии с федеральным бюджетом на 1998 год в

расходах по статье «Обслуживание государственного долга» отражаются только

процентные платежи по внутренним и внешним заимствованиям: обслуживание

внутреннего долга – 74,6 млрд. руб.; обслуживание внешнего долга – 45,9

млрд. руб.; всего – 78,3 млрд. руб.[31]

Такого рода вычисления очень трудоемки и поэтому сложны. Например, для

сравнения показателей бюджета 1997 г. с бюджетом 1998 г. был произведен их

пересчет по международной методологии в части расходов бюджета и источников

финансирования его дефицита. Полученная по новой методологии величина

бюджетного дефицита 1997 г. составила 123,5 млрд. руб., включая источники

внутреннего (84,3 млрд. руб.) и внешнего финансирования (39,2 млрд. руб.)

(в Приложении приведены данные с учетом лишь деноминации).[32]

До тех пор, пока советская экономика функционировала без больших сбоев

и обеспечивался определенный уровень ее эффективности с помощью

административной системы, в доходах и расходах бюджета не было видно явных

признаков дисбаланса. Однако только стоило административной системе

разрушиться, и она уже не могла прежними волевыми методами обеспечивать

нормальное соотношение между доходами и расходами, начался процесс

огромного роста бюджетного дефицита. По итогам 1991 г. дефицит бюджета

бывшего СССР достиг почти 20% ВНП.

Но в то же время, бюджетный дефицит - это финансовое явление, не

обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В

современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей

истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого

дефицита может быть различным:

. дефицит федерального бюджета может быть связан с острой необходимостью

осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В

этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а

государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление

обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста

государственных расходов над доходами на определенных этапах развития

общества;

. ситуации с нехваткой бюджетных средств возникают в результате

чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.),

когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к

источникам особого рода;

. дефицит федерального бюджета может отражать кризисные явления в

экономике. В данном случае это явление чрезвычайно тревожное, требующее

принятия не только срочных и действенных экономических мер (по

стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и

соответствующих политических решений.

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с

устойчивыми, а главное — эффективными международными связями бюджетный

дефицит (безусловно, в количественно допустимых границах) не страшен.

Однако количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты