Расходы федерального бюджета РФ, их состав, структура, динамики в 90-е годы

собственности и резкого сокращения сферы государственной экономики может

помочь достигнуть ощутимого результата в сокращении расходов федерального

бюджета, а также в улучшении структуры народного хозяйства.

2. Расходы бюджета на социально-культурные нужды.

Исходя из требований «социализации» рыночной экономики в России,

объявленной в нашей стране как одно из главных направлений проводимых в

стране реформ, значительные бюджетные средства ежегодно направляются на

финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют

государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-

культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета

на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и

экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное

производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых

ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет

использования его научной организации и передовых научных достижений в этой

области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально-культурные

нужды в ускорении научно-технического прогресса.

К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально-

культурных мероприятий обычно относят[11]:

. расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование);

. расходы на здравоохранение;

. расходы на науку;

. расходы на социальное страхование;

. расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников,

национальных парков и заповедников;

Кроме того, в бюджете, как правило, предусматриваются ассигнования и на

компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из

федерального бюджета финансируются комплексные целевые программы по

улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи,

материнства, детства и т.д. расходы бюджета на выплату социальных пособий –

одна из форм поддержки беднейших слоев населения, которая очень ценна в

условиях, когда по официальной статистике около трети населения страны

находится за чертой бедности.

Природа этих расходов во многом понятна – конституции многих стран, в

т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан

права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение,

пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, российская

действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе

расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без

усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.

Государство не только должно взять на себя финансирование национальных

программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального

обеспечения, но и по мере перехода к рынку пополнять этот список новыми

видами затрат. Например, с 1992 года Россия ввела индексацию доходов

населения, которая изначально предполагала пересмотр размеров пенсий,

стипендий, пособий и заработной платы работников бюджетных организаций не

реже одного раза в квартал. Размер индекса ставился в зависимость от темпов

инфляции и устанавливался с учетом индекса оплаты труда работников

рыночного сектора.

Ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов,

появление новых статей расходов, даже несмотря на важную роль данной группы

бюджетных расходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти

достаточно средств для осуществления социальной функции государства.

Количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки

от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального

обслуживания населения нашей страны. Как я уже говорил, во многом это

связано с тем, что социальная функция государства долгое время находилась

«на втором плане», что позволяло экономить на затратах в социальной

сфере[12].

Но это не единственная проблема, существуют также и возникшие

относительно недавно трудности в формировании данной группы расходов – это

нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан,

отраженными в принятых социальных программах, и источниками их

финансирования. Как известно, в нашей стране долгое время применялся

принцип остаточного финансирования социальных потребностей, который оставил

без источников финансирования многие вновь принятые Российским парламентом

социальные программы. Такой принцип формирования социально-культурных

расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетного дефицита и

социальной напряженности в обществе.

Все эти и многие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных

расходов на социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание

по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от

расходов на народное хозяйство страны (см. Приложение 3). Но рынок

заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления

экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь – для

социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами на финансирование

народного хозяйства, в то время как государство не смогло обеспечить

средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан. Это и есть

та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного

хозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усиления

социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся

социальную напряженность в стране.

3. Военные расходы государственного бюджета.

На протяжении многих столетий люди во всем мире тратили немыслимое

количество средств на подготовку к войнам, на ведение войн и на ликвидацию

их последствий. И даже в наши дни во многих государствах, включая Россию,

военные расходы дорого обходятся налогоплательщику, ведь еще совсем

недавно, в период холодной войны, наше государство тратило на военные нужды

от 25 до 30% ВНП страны (о динамике военных расходов РФ в 90-е годы см.

Приложение 3).

О военных расходах в экономической литературе сказано много, но

дискуссии о необходимости такого объема расходов на национальную оборону

еще не скоро прекратятся. Дело в том, что анализ бюджета любой страны (за

исключением, пожалуй, нейтральных стран) за последние 50 лет покажет, что

военные расходы неуклонно растут как в абсолютных, так и в относительных

суммах[13].

Итак, любое современное государство часть бюджетных средств направляет

на оборону, основное место в которых занимает[14]:

. закупка вооружений и военной техники;

. затраты по текущему содержанию армии, флота и резервов, финансированию

научно-исследовательских работ, конструированию экспериментальных

образцов вооружения и т.п.;

. строительство различных военных объектов, финансирование

инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения;

. денежное довольствие армии (в основной массе - это пенсии);

. по большому счету к данной группе расходов государственного бюджета

можно отнести и траты на подготовку хозяйства страны к возможной

войне.

Общепризнанным считается лишь непроизводственный характер военных

расходов государства, хотя это можно доказать только на теоретическом

уровне, ведь, к примеру, военная техника не участвует в воспроизводственном

процессе, расходы на проведение учений также нельзя отнести к

производительным… В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные

отрасли народного хозяйства, в пять раз более производительны, чем

аналогичные расходы военных отраслей. Но вред военных расходов многие

специалисты видят не только в непроизводительном характере. Дело в том, что

в мирное время в производстве вооружения, обмундирования, питания и других

потребностей армии занято от 10 до 30% населения страны, т.е. военные нужды

ко всему прочему отвлекают трудовые ресурсы страны. Многие трудности в

регулировании и даже оценке размеров военных расходов нашей страны связаны

с засекреченностью многих статей расходов[15], а оценить военные расходы

бывшего СССР представляется возможным лишь приблизительно.

Важной характерной чертой военных расходов является их тесная связь с

политикой, причем очень трудно найти первопричину. Внешне военным расходам

предшествуют идеологические либо политические разногласия между странами,

но на самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше

экономических причин – стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах

на закупку продукции представляет собой идеально привлекательную сферу

деятельности для государства. Именно поэтому сторонники сохранения этого

важнейшего комплекса экономики прилагают все усилия и влияют через

определенные каналы на формирование и объем данного вида расходов бюджета

государства. К тому же, до определенного времени Российская Федерация

занимала одну из ведущих позиций на мировом рынке вооружений, что приносило

ей немалые доходы. Потребности военного рынка и потенциальные огромного

числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть

рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушить экономику любой страны.

Россия не стала исключением. Во многом из-за этой причины в обозримом

будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей военной

промышленности.

Но в современном мире уже наметилась если не тенденция, то стремление к

сокращению военных расходов федерального бюджета прежде всего за счет

сокращения вооружений, а также реформирования армии. Но это также требует

затрат, и немалых. Россия выполняет ряд международных договоров по

утилизации и ликвидации вооружений, а также по сокращению армий. Динамика

расходов федерального бюджета с одной стороны, свидетельствует о намерении

и участии России в программах по сокращению вооружений, а с другой, о

нехватке средств в бюджете и как следствие – нестабильное состояние данного

пункта расходов. Но запрещения отдельных видов вооружений в современном

мире ни в коей мере не означает ощутимое сокращение военных расходов,

поскольку на смену запрещенным видам вооружения приходят вновь

произведенные, зачастую более совершенные и эффективные, что почти всегда

означает более высокую их цену. Опыт России по сокращению отраслей,

работавших на военные нужды, и сокращению численности армии показывает, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты