Расходы федерального и регионального бюджета Республики Адыгеи
Содержание
1. Введение
2. Государственный бюджет: сущность, состав, структура и динамика
расходов государственного бюджета, характеристика основных направлений
расходов по показателям федерального бюджета за период 1997-1999 гг.
3. Региональный бюджет: расходы регионального бюджета Республики Адыгея.
Роль регионального бюджета в финансировании текущих и капитальных
затрат производственного и социального характера в субъекте федераций
по данным за 1997-1999 г.г.
4. Планирования и финансирования расходов бюджета: принципы, формы и
методы. Программно-целевой метод в планировании и финансировании
расходов федерального и регионального бюджетов. Федеральный и
региональный бюджеты на 2000 год: проблемы формирования.
5. Заключение
6. Список литературы
Введение
В любой стране государственный бюджет – это ведущее звено финансовой
системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть
единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,
государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется
постоянная мобилизация ресурсов и их расход.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план
образования, распределения и использования централизованного денежного
фонда, утверждаемый соответствующими представительными органами
государственной или местной власти для обеспечения задач и функций
государства в целом.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального
дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными
слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с
обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки
высококвалифицированных специалистов.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они
предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на
государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Стержень программно-целевого метода составляют научно -
исследовательские и опытно - конструкторские работы, выполняемые в рамках
федеральных целевых программ.
Министерство науки и технологий Российской Федерации при разработке
проектов федерального бюджета на предстоящий период должно совместно с
координационными советами по приоритетным направлениям развития науки и
техники обеспечить концентрацию средств на наиболее актуальных и близких к
завершению темах, исключить дублирование проектов, поддерживаемых научными
фондами, и на этой основе определить объемы финансирования фундаментальных
исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных
направлений научно - технического прогресса.
Асимметрию в соотношениях между федеральным и региональными бюджетами
весьма ощутимо дополняет уже отмечавшаяся значительная дифференциация
регионов с точки зрения их фискальной обеспеченности на душу населения.
Сегодня в России есть регионы, которые перечисляют в федеральный бюджет до
60-65% доходов. С другой стороны, имеются регионы, покрывающие 85-95% своих
расходов за счет средств федерального бюджета. Из 89 регионов 41 получает
из федерального бюджета 40% расходуемых средств, причем на 22 региона
приходится более 60% выделяемых дотаций.
Составной частью бюджетного процесса является планирование бюджета.
Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на
базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов,
которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.
Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую
систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду
налогов и сборов.
ГЛАВА I. Государственный бюджет
Государственный бюджет представляет собой совокупность экономических
отношений по поводу формирования, распределения и использования основного
денежного фонда государства. Эти отношения возникают в процессе
распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и
национального дохода. При распределении и перераспределении внутреннего
валового продукта и национального дохода одновременно между участниками
распределительного процесса возникают правовые отношения, т.к. каждый из
них реализует своё право на определённую долю стоимости внутреннего
валового продукта. Бюджетные отношения, как и финансовые отношения, связаны
с функционированием государства.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах.
Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой.
При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу
явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная
– их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым
рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-
экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным
хозяйством, административно-территориальным устройством государства,
формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов
порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на
определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни
общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике
финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на
процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и
капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств
юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти
расходы включают затраты на государственное потребление (содержание
экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей
народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного
характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии
нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям,
транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие
расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам,
отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с
вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя
капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства,
инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и
частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов
отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важный признак классификации расходов бюджета – предметный. При этом
все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило,
выделяются следующие группы расходов:
. финансирование промышленного производства;
. финансирование социально-культурных мероприятий;
. финансирование науки;
. финансирование обороны;
. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и
управления;
. расходы по внешнеэкономической деятельности;
. создание резервных фондов;
. расходы по обслуживанию государственного долга;
. прочие расходы и выплаты.
Субъектом бюджетных отношений выступают государство, хозяйствующие
субъекты, население и т.д. Сущность государственного бюджета, как
экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную
функции. Содержание распределительной функции определяется процессом
распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта
между различными сферами общественного производства, слоями населения и
регионами. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в
отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного
производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является
чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через
бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального
богатства. Контрольная функция заключается в том, что в процессе
формирования распределения и использования бюджетных ресурсов отражаются
экономические процессы, протекающие в различных звеньях экономической
системы. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как
поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства
объёму его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет
движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях
бюджетных поступлений и расходных назначений.
Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря
тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического
прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки,
совершенствование системы подготовки кадров, использование льготного
налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов
продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные
открытия и новые технические достижения.
Повышение роли государственного бюджета в социальных процессах
способствует кардинальному изменению бюджетного механизма финансирования
учреждений социальной сферы. За счёт бюджетных средств финансируются многие
отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение,
социальное обеспечение.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых
экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках
государства. Доходы и расходы бюджета это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение.