|1|ликвидация | | | | | | |
| |вооружений, | | | | | | |
| |включая | | | | | | |
| |выполнение | | | | | | |
| |международных | | | | | | |
| |договоров | | | | | | |
|2|Мобилизационная |* |* |0,9|0,2 |0,77|0,11|
|2|подготовка | | | | | | |
| |экономики | | | | | | |
|2|Исследование и |* |* |* |* |3,67|1,00|
|3|использование | | | | | | |
| |космического | | | | | | |
| |пространства | | | | | | |
|2|Прочие расходы |63,|14,6|72,|13,6|6,42|0,63|
|4| |7 | |1 | | | |
|2|Целевые бюджетные|26,|6,1 |41,|7,8 |32,0|3,10|
|5|фонды |7 | |2 | |8 | |
| |ВСЕГО |435|100 |529|100 |512,|100 |
| | |,7 | |,8 | |93 | |
* - в 1997, 1998 гг. в тексте закона о бюджете отдельной строкой не
выделялись.
Краткий анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о частичном решении
Правительством задач по реструктурированию расходов Федерального бюджета: в
части снижения их доли, направляемой на финансирование отраслей хозяйства,
роста удельного веса расходов, направляемых в социальную сферу, на
образование.
По статье "Промышленность, энергетика и строительство", заметно, что
их доля в расходах бюджета 1998 г. по проекту уменьшилась на 6841 млрд.
руб., по сравнению с расходами 1997 г. которые составили 49509,6 млрд.
руб., что составило 2,15% в доле ВВП, по сравнению с 1,58% в доле ВВП на
1998 год;
Транспорт, связь и информатика, расходы этой статьи бюджета
увеличились с 956,1 миллиардов рублей, в 1997г. до 1077,7 миллиардов
рублей, в 1998 г. Что увеличило долю в общем объеме расходов на 0,01% - в
основном это произошло, я считаю, по причине увеличения роли
государственной программы развития космических и авиационных технологий;
Анализируя расходы федерального бюджета, видно, что расходы на
сельское хозяйство и рыболовство уменьшились с 14 484 млрд. руб. в 1997 г.
до 9 487 млрд. руб. в 1998 году. Отсюда можно заметить, что удельный вес
расходов в ВВП в 1998 г. уменьшился на 0,28%, и доля расходов по этой
статье в 1997 году составила 4,8%, что более чем в два раза выше расходов
1998 года, которые составили 2,2%.
Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование
науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим
перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым
научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются
непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим
учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся
осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В связи с недостатком бюджетных ассигнований, произошел отказ от
неэффективных и дорогостоящих объектов, и переориентации финансирования
наиболее ценного научно-производственного потенциала.
В настоящее время происходит реформирование научной сферы, в результате
которого предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых
неэффективно работающим научно-производственным объединениям.
Исследуя расходы этой статьи бюджета в динамике можно заметить, что
расходы на науку в 1998 году увеличились на 2042 млрд. руб., по сравнению с
расходами на 1997 год, что в общем объеме расходов бюджета составило 0,2%.
Исследуя в динамике расходы по статье “Национальная оборона” можно
заметить, что они значительно выросли с 79878,4 миллиардов рублей, в 1997
г. до 100821,1 миллиардов рублей - это составило превышение в общем объеме
расходов на 3,26% по отношению к 1997 году.
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
- На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве
финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного
суда;
- На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры.
Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
- На содержание органов государственной власти. Включают затраты
Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и
исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления,
дипломатических учреждений и других ведомств;
- На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на
выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и
проведение референдумов;
- Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Основными документами, определяющими расходы на управление, является
штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются
структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой
аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады,
надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на
содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату,
хозяйственные, командировочные и другие расходы.
В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены
изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних
управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием
средств на эти цели.
Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на
государственное управление увеличились на 876,1 миллиардов рублей, что в
общем объеме расходов бюджета составило 0,03% по отношению к 1997 году.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по
погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к
общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с
10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение
расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и
внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга Р.Ф. на конец декабря 1997
года установлен в сумме 316,0 трлн. руб. и государственного внешнего долга
на эту же дату в размере 124,1 млрд. долл. США.
В окончании этого вопроса можно заметить, что в 1999 году значительно
выросли расходы на такие статьи как «Обслуживание государственного долга»
(с 13,4% в 1997 году до 35,97% в 1999 году), тут же можно отметить статью
«Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности». Снизились
расходы по статьям « Сельское хозяйство и рыболовство» и «Промышленность,
энергетика и строительство». Остальные статьи увеличились в расходной части
с небольшим изменением в отношении к предыдущему году. Вместе с тем, объём
расходов на здравоохранение в 1998 году очень низок.
ГЛАВА II. Структура расходов бюджета РА
В отличие от федерального бюджета, региональные бюджеты в перечне
расходов не содержат расходы на оборону, однако, из региональных бюджетов
финансируются расходы на правоохранительные органы.
Расходы на содержание органов власти субъектов РФ и местных органов
власти финансируются из соответствующих уровней бюджета.
Перечисленные расходы региональных бюджетов занимают незначительный
удельный вес. Основную долю расходов в региональных бюджетах занимают
расходы на финансирование народного хозяйства и расходы на социально-
культурные мероприятия.
Приведём пример динамики и структуры расходов регионального бюджета
РА.
Расходы регионального бюджета Республики Адыгея
Таблица 2
|№|Наименовани|1997 г. |1998 г. |1999 г. |
| |е | | | |
| |Расходов | | | |
| | |Уточнен|% |Уточнен|% |Уточнен|% |
| | |-ный |выпол|-ный |выпол|-ный |вып|
| | |бюджет,|нения|бюджет,|нения|бюджет,|олн|
| | | | | | | |ени|
| | |Млн. | |тыс. | |тыс. |я |
| | |руб. | |руб. | |руб. | |
| |Государстве|27338,0|83,7 |42887 |89,4 |41474 |99,|
| |нное | | | | | |8 |
| |управление | | | | | | |
| |Конституцио|- |- |1558 |66,7 |1344 |88,|
| |н-ная | | | | | |6 |
| |палата РА | | | | | | |
| |Правоохрани|34346,0|98,7 |37633 |79,1 |35388 |100|
| |тельные | | | | | | |
| |органы | | | | | | |
| |Фундаментал|1042,0 |98,9 |1158 |85,5 |1067 |100|
| |ьные | | | | | | |
| |исследовани| | | | | | |
| |я | | | | | | |
| |Промышленно|52429,0|59,2 |50286 |45,6 |36590 |99,|
| |е | | | | | |6 |
| |строительст| | | | | | |
| |во | | | | | | |
| |Сельское |94714,0|96,1 |103617 |54,4 |41156 |84,|
| |хозяйство | | | | | |2 |
| |Охрана |390,0 |72,0 |526 |23,6 |690 |100|
| |окружающей | | | | | | |
| |среды | | | | | | |
| |Транспорт, |24222,0|56,1 |9310 |93,3 | |102|
| |дорожное | | | | |5367 | |
| |хоз-во | | | | | | |
| |Жилищно-ком|709,0 |27,5 |2677 |5,3 |709 |100|
| |мунальное | | | | | | |
| |хозяйство | | | | | | |
| |Развитие |- |- |2250 |50,2 |500 |100|
| |рыночной | | | | | | |
| |инфраструкт| | | | | | |
| |уры | | | | | | |
| |Предупрежде|926,0 |126,7|3103 |76,1 |2372 |100|
| |ние и | | | | | | |
| |ликвидация | | | | | | |
| |чрезвычайны| | | | | | |
| |х ситуаций | | | | | | |
| |Образование|33533,0|95,4 |39599 |75,7 |31223 |100|
| |Культура и |12104,0|96,4 |14498 |78,6 |13910 |100|
| |искусство | | | | | | |
| |Средства |3968,0 |92,3 |4482 |76,6 |4664 |100|