заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных
возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.
Социальная защита населения предполагает участие государства в
функционировании учреждений, предоставляющих населению социальные услуги, с
тем, что бы независимо от уровня доходов обеспечить население минимальным
объёмом социальных услуг. Финансирование осуществляется из всех уровней
бюджетов, однако в социальной сфере преобладают расходы территориальных и
местных бюджетов.
Состав расходов, финансируемых из бюджета в социальной сфере,
определяется набором услуг, гарантированных населению государством. Эти
расходы включают расходы на образование, на культуру и искусство, на
содержание средств массовой информации, на здравоохранение и физическую
культуру. Наиболее значительными являются услуги учреждений образования и
учреждений здравоохранения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации сфера
образования признана приоритетной.
Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в
части расходов на образование и установление региональных нормативов
финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления
находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования,
разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.
Схема финансирования государственного и муниципального
образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде
общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных
учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на
данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за
счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению
нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность
образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к
предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен
основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести
предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле
оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в
деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по
ним, по ведению других операций приносящих доход.
Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку
кадров включают в себя расходы на организацию дошкольного воспитания,
расходы на организацию профессионально-технического образования, на
переподготовку кадров и повышение квалификации, и расходы на организацию
высшего образования. Сюда же включаются расходы на мероприятия по
внешкольной работе с детьми, на содержание централизованной бухгалтерии, на
проведение летней оздоровительной компании, на проведение методических
работ, технической пропаганды по народному образованию.
Расходы на культуру и искусство включают в себя расходы на содержание
учреждений культуры и искусства, на кинематографию, а так же расходы на
прочие мероприятия в этой сфере.
Расходы на содержание средств массовой информации включают в себя
расходы на содержание телевидения и радиовещания, периодической печати и
издательств, на содержание программ средств массовой информации.
Расходы на здравоохранение и физическую культуру включают в себя
расходы на содержание учреждений здравоохранения, на осуществление
санитарно-эпидемиологического надзора, на физическую культуру и спорт.
Расходы на содержание учреждений здравоохранения состоят из расходов на
содержание больниц, поликлиник, территориальных медицинских центров,
станций скорой помощи и переливания крови, санаториев, домов ребёнка, на
содержание централизованной бухгалтерии и учреждений здравоохранения, на
содержание технического надзора за строительством и капитальным ремонтом.
Расходы по социальному обеспечению включают в себя расходы на
содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, домов-интернатов
для малолетних инвалидов, расходы на обучение и трудоустройство инвалидов.
В этом же разделе предусмотрены расходы на материальную помощь различным
категориям населения, то есть расходы на выплату пенсий и пособий для
работников органов ФСБ и внутренних дел, расходы на выплаты жертвам
политических репрессий, пособия малообеспеченным семьям, расходы по
социальному страхованию, расходы по социальной защите граждан, пострадавших
от радиационных воздействий.
Значительная сумма расходов бюджета направляется на врачебно-трудовые
экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается
планирование семей помимо бюджетных ассигнований, на эти цели в социальной
сфере существует ряд внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального
страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд
социальной поддержки населения, кроме того, предусматривается дополнение
адресных бюджетных ассигнований федерального бюджета ресурсами
территориальных бюджетов.
3.1. Планирование, Финансирование расходов федерального и регионального
бюджетов
Согласно законам Российской Федерации о федеральном бюджете в 1997
году доля социальных расходов в общем объёме составила 8,5%, в 1998 году –
9,4%, а в 1999 году – 10,2%. Если учитывать, что повышение доли социальных
расходов в общем объёме расходов федерального бюджета сопровождается
перераспределением социальных расходов в пользу региональных бюджетов, то
приведённая динамика показателя свидетельствует об исключительной
значимости, придаваемой социальной сфере федеральными органами власти.
Таким образом, невзирая на концентрацию усилий в социальной сфере,
проблема финансирования социальных расходов в Российской Федерации остаётся
одной из наиболее острых.
Внебюджетные фонды позволяют в некоторой степени снять остроту
проблемы, однако будучи прямо привязанными к производству, они так же
испытывают острую нехватку ресурсов, особенно наглядна ситуация в
функционировании Пенсионного фонда Российской Федерации.
Расширяется сфера платных социальных услуг, то есть платное
образование, на всех его ступенях, платное медицинское обслуживание и т.д.
Это выявляет необходимость оптимизации сети бюджетных учреждений, особенно
на уровне местных органов власти. Важное значение в планировании и
определении социальных расходов имеют финансовые стандарты, которые в свою
очередь, должны базироваться на нормах материальных затрат в каждой отрасли
социальной сферы, то есть решение проблемы финансирования социальной сферы
упирается в не разработанность теоретических и методологических положений.
Расходы на социально-культурную сферу состоят из следующих направлений
расходов:
1. Расходы на финансирование образования и профессиональную подготовку
кадров;
2. Расходы на финансирование здравоохранения;
3. Расходы на содержание учреждений культуры и искусства;
4. Расходы на содержание средств массовой информации;
5. Расходы на физическую культуру и спорт;
6. Расходы по социальному обеспечению.
Расходы на содержание средств массовой информации включают в себя:
- расходы на содержание телевидения и радиовещания;
- расходы периодической печати и издательств;
- расходы на реализацию прочих программ в сфере информации.
Расходы по социальной политике: в расходах на выплату пенсий и пособий
гражданам учтены расходы на выплату пенсий за выслугу лет, на доплату к
пенсиям отдельных категорий нетрудоспособных граждан, на доплату к пенсиям
женщин – участниц ВОВ.
Согласно законам Российской Федерации о федеральном бюджете в 1997
году доля социальных расходов в общем объёме составила 8,5%, в 1998 году –
9,4%, а в 1999 году – 10,2%.
Формы расходов бюджетов:
. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
. оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими
лицами по государственным и муниципальным контрактам;
. трансферты населению;
. ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни власти;
. ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в
результате решений принятых органами государственной власти, приводящих
к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
. бюджетные кредиты юридическим лицам;
. субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
. инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых
юридических лиц;
. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней
бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
. кредиты иностранным государствам;
средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе
государственных и муниципальных гарантий.
Важнейший принцип при планировании расходов федерального бюджета: все
расходы федерального бюджета на следующий год по всем ведомствам заложены в
таком объеме, чтобы не было задолженности по зарплате, по коммунальным
услугам, по основным элементам содержания и финансирования выполнения
основных функций бюджета.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного
финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих
принципов относятся:
получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства
должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей
результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной
стороны, в решении различных задач социально-экономического развития
страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет
роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица
получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем
на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа
препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и
других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет
финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за