задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть
возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому
лицу составляют не менее 500, а к должнику - гражданину - не менее 100
минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон кроме
факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную
задолженность.
Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная
задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права
Франции, где достаточно формального признака несостоятельности -
прекращения платежей.
Претерпели изменение и нормы, касающиеся процедуры банкротства, или
так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил
их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация
включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в
процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов
"реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для
юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное
производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют
наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что
более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).
Новый Закон подробно останавливается на процедуре конкурсного
производства. Достаточно внимания новый Закон уделил и мировому соглашению.
Ему посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих
форму, содержание и правовые последствия заключенного мирового соглашения.
Глава 3. Общая характеристика современного института банкротства.
Итак, в настоящее время, наряду с гражданским кодексом, основным
источником регулирования несостоятельности - является Закон "О
несостоятельности (банкротстве)". Как уже отмечалось, Закон "О
несостоятельности (банкротстве)" от 1998 г. , намного содержательнее своего
предшественника. Новый Закон состоит из 189 статей и 12 глав
соответственно. Разделение Закона по главам построено по следующему
принципу: глава 1 - общие положения, глава 2 - предупреждение банкротства,
глава 3 - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде, глава 4 -
наблюдение, глава 5 - внешнее управление, глава 6 - конкурсное
производство, глава 7 - мировое соглашение, глава 8 - особенности
банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, которая в свою
очередь разделена на параграфы, каждый из которых регулирует особенности
банкротства отдельных видов юридических лиц, глава 9 - банкротство
гражданина, глава 10 - упрощенные процедуры банкротства, глава 11 -
добровольное объявление о банкротстве должника, и наконец, глава 12 -
содержит в себе заключительные положения.
Наряду с вышеназванными источниками, необходимо выделить также два
специальных закона. Это Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон
от 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства)
субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
Данными законами, соответственно регулируются особенности банкротства
кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-
энергетического комплекса. Подробнее о них будет рассказано ниже.
Прежде чем рассматривать особенности банкротства отдельных
субъектов, необходимо остановиться на понятийном аппарате, признаках,
субъектах и процедурах банкротства, то есть на общих положениях.
Итак, под несостоятельностью (банкротством), понимается - признанная
арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном
объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[10].
Состав и размер обязательств и обязанностей по обязательным платежам
определяется на момент подачи заявления в Арбитражный суд о признании
должника банкротом. В состав денежных обязательств включаются:
• задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные
услуги;
• суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.
Не включаются обязательства:
• перед гражданами за причинение вреда жизни и здоровью;
• по выплате авторского вознаграждения;
• перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого
участия;
• неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение
денежного обязательства; они также не учитываются при определении размера
обязательных платежей.
Размер денежных обязательств должен быть подтвержден решением суда или
документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.
Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к должнику в
совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.
Исходя из понятия можно выделить две стороны в данном
правоотношении: должник и кредитор.
Где, должник - гражданин, в том числе индивидуальный
предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по
уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом,
кредитор - российские и иностранные физические и юридические лица, а также
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования[11]. Под денежным обязательством понимается - обязанность
должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-
правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским
кодексом Российской Федерации. Под обязательными платежами понимаются:
налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и
во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются
законодательством Российской Федерации.
Наряду с понятием в Законе, отдельно выделяются признаки
банкротства:
· гражданин считается неспособным удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по
уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или)
обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления
даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость
принадлежащего ему имущества;
· юридическое лицо считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с
момента наступления даты их исполнения.
Таким образом, со статьи 3 Закона "Признаки банкротства", идет
"разделение" Закона по субъектному составу. Это разделение проявляется и во
всех последующих статьях. Несомненно, это нужно считать это плюсом закона,
позволяющим эффективно использовать нормы закона.
Так, законом, а именно статьей 23, в соответствии с субъектным
составом предусмотрены следующие процедуры банкротства:
1. при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица
это:
· наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику
с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника
банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом, в целях
обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового
состояния должника;
· внешнее управление (судебная санация) - процедура
банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его
платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему
управляющему;
· конкурсное производство - процедура банкротства,
применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов;
· мировое соглашение - соглашение между должником и
кредитором (кредиторами), а также третьими лицами, содержащее положения о
размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о
прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией
обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными
гражданским законодательством Российской Федерации, и утверждаемое
арбитражным судом.
2. при рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина
применяются:
· конкурсное производство;
· мировое соглашение.
Несмотря на субъекта банкротства, дела о банкротстве рассматриваются
арбитражным судом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона, дело о
банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к
должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а
к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда,
если не предусмотрено иное[12].
Не останавливаясь более подробно на общей части института
банкротства - перейду к особенностям банкротства отдельных субъектов.
Глава 4. Банкротство юридических лиц.
Глава 4.1. Общие положения о банкротстве юридических лиц.
Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает
возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства,
сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры
производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу
субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных
и государственных организаций), осуществляется посредством национального
рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации[13].
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий,
являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему
контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного
краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы
делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной
экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от
банкротства в Российской Федерации (РФ).
Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики
реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных
предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-
заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких
предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого
должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей
системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае
признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных
последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых