Развитие института (несостоятельности) банкротства в Российской Федерации

задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть

возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому

лицу составляют не менее 500, а к должнику - гражданину - не менее 100

минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон кроме

факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную

задолженность.

Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная

задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права

Франции, где достаточно формального признака несостоятельности -

прекращения платежей.

Претерпели изменение и нормы, касающиеся процедуры банкротства, или

так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил

их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация

включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в

процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов

"реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для

юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное

производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют

наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что

более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).

Новый Закон подробно останавливается на процедуре конкурсного

производства. Достаточно внимания новый Закон уделил и мировому соглашению.

Ему посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих

форму, содержание и правовые последствия заключенного мирового соглашения.

Глава 3. Общая характеристика современного института банкротства.

Итак, в настоящее время, наряду с гражданским кодексом, основным

источником регулирования несостоятельности - является Закон "О

несостоятельности (банкротстве)". Как уже отмечалось, Закон "О

несостоятельности (банкротстве)" от 1998 г. , намного содержательнее своего

предшественника. Новый Закон состоит из 189 статей и 12 глав

соответственно. Разделение Закона по главам построено по следующему

принципу: глава 1 - общие положения, глава 2 - предупреждение банкротства,

глава 3 - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде, глава 4 -

наблюдение, глава 5 - внешнее управление, глава 6 - конкурсное

производство, глава 7 - мировое соглашение, глава 8 - особенности

банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, которая в свою

очередь разделена на параграфы, каждый из которых регулирует особенности

банкротства отдельных видов юридических лиц, глава 9 - банкротство

гражданина, глава 10 - упрощенные процедуры банкротства, глава 11 -

добровольное объявление о банкротстве должника, и наконец, глава 12 -

содержит в себе заключительные положения.

Наряду с вышеназванными источниками, необходимо выделить также два

специальных закона. Это Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О

несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон

от 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства)

субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

Данными законами, соответственно регулируются особенности банкротства

кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-

энергетического комплекса. Подробнее о них будет рассказано ниже.

Прежде чем рассматривать особенности банкротства отдельных

субъектов, необходимо остановиться на понятийном аппарате, признаках,

субъектах и процедурах банкротства, то есть на общих положениях.

Итак, под несостоятельностью (банкротством), понимается - признанная

арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном

объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и

(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[10].

Состав и размер обязательств и обязанностей по обязательным платежам

определяется на момент подачи заявления в Арбитражный суд о признании

должника банкротом. В состав денежных обязательств включаются:

• задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные

услуги;

• суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.

Не включаются обязательства:

• перед гражданами за причинение вреда жизни и здоровью;

• по выплате авторского вознаграждения;

• перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого

участия;

• неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение

денежного обязательства; они также не учитываются при определении размера

обязательных платежей.

Размер денежных обязательств должен быть подтвержден решением суда или

документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к должнику в

совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Исходя из понятия можно выделить две стороны в данном

правоотношении: должник и кредитор.

Где, должник - гражданин, в том числе индивидуальный

предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования

кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по

уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом,

кредитор - российские и иностранные физические и юридические лица, а также

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные

образования[11]. Под денежным обязательством понимается - обязанность

должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-

правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским

кодексом Российской Федерации. Под обязательными платежами понимаются:

налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и

во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются

законодательством Российской Федерации.

Наряду с понятием в Законе, отдельно выделяются признаки

банкротства:

· гражданин считается неспособным удовлетворить требования

кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по

уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или)

обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления

даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость

принадлежащего ему имущества;

· юридическое лицо считается неспособным удовлетворить

требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить

обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие

обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с

момента наступления даты их исполнения.

Таким образом, со статьи 3 Закона "Признаки банкротства", идет

"разделение" Закона по субъектному составу. Это разделение проявляется и во

всех последующих статьях. Несомненно, это нужно считать это плюсом закона,

позволяющим эффективно использовать нормы закона.

Так, законом, а именно статьей 23, в соответствии с субъектным

составом предусмотрены следующие процедуры банкротства:

1. при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица

это:

· наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику

с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника

банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом, в целях

обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового

состояния должника;

· внешнее управление (судебная санация) - процедура

банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его

платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему

управляющему;

· конкурсное производство - процедура банкротства,

применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного

удовлетворения требований кредиторов;

· мировое соглашение - соглашение между должником и

кредитором (кредиторами), а также третьими лицами, содержащее положения о

размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о

прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией

обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными

гражданским законодательством Российской Федерации, и утверждаемое

арбитражным судом.

2. при рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина

применяются:

· конкурсное производство;

· мировое соглашение.

Несмотря на субъекта банкротства, дела о банкротстве рассматриваются

арбитражным судом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона, дело о

банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к

должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а

к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда,

если не предусмотрено иное[12].

Не останавливаясь более подробно на общей части института

банкротства - перейду к особенностям банкротства отдельных субъектов.

Глава 4. Банкротство юридических лиц.

Глава 4.1. Общие положения о банкротстве юридических лиц.

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает

возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства,

сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры

производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу

субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных

и государственных организаций), осуществляется посредством национального

рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации[13].

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий,

являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему

контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного

краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы

делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной

экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от

банкротства в Российской Федерации (РФ).

Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики

реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных

предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-

заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких

предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого

должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей

системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае

признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных

последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты