Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

“порто-франко” возникли на побережье Средиземного моря еще в конце XVI

столетия. В 1595 г. в итальянском городе Генуя одним из первых был

провозглашен статус свободного порта. Уже более 200 лет существует портовый

город Одесса, который с 1817 года в дореволюционной России имел льготный

режим “порто-франко”. Сегодня таких городов в мире насчитывается более 400.

Только в Европе существует около 130 СТЗ, а в США на основе специального

закона 1934 г., принятого с приходом к власти президента Франклина

Рузвельта, функционирует больше 180 СТЗ, которые там имеют название

“внешнеторговых зон”. Общее число СЭЗ в США сейчас возросло до 300. Самой

большой среди них является научно-техническая СЭЗ “Силиконовая долина”, где

сосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другой

вычислительной техники.

Создание свободных экономических зон является также одним из элементов

перенесения рычагов управления хозяйственными процессами с

макроэкономического на региональный уровень, с усилением элементов

самоуправления. СЭЗ представляют собой одну из форм обеспечения

эффективности территориально-хозяйственной организации экономики.

Вместе с тем, как в иностранной, так и в отечественной научной

литературе распространено определение СЭЗ, как части национальной

территории, экономический потенциал которой ориентирован на решение

специфической задачи (или комплекса задач). Это выделяет рассматриваемую

часть территории страны из общего ряда. В то же время предпринимательская

деятельность на территории СЭЗ должна быть направлена на решение проблем

оптимального размещения производительных сил в целом по стране, а также ее

интеграции в мировое хозяйство.

По состоянию на начало 1999 года мировое экономическое пространство

насчитывало более тысячи свободных экономических зон. В них

изготавливается, а также из них вывозится продукция, стоимость которой

составляет около 15% мирового торгового оборота. СЭЗ действуют по

“шлюзовому” принципу, благодаря которому национальные товары и услуги

поступают на мировой рынок, а иностранные ресурсы вливаются в национальные

экономики, играя важную роль как в развитии хозяйства страны – реципиента,

так и мировой экономики в целом.

1. Свободная экономическая зона в России.

Свободная экономическая зона – часть территории страны, на которой

разрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. В

таких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются

«мягкие» режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма.

Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций. Развитие

свободных экономических зон в РФ сдерживает отсутствие единой

законодательной базы.

1.1. История организации свободных экономических зон в России.

Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце

80-х годов, может быть разделен на несколько этапов.

На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой

идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая

единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны

рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и

способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными

партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного

предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой

концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такие

зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом

с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских

технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на

территории зон предусматривались только в отношении предприятий с

иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР

нормами регулирования иностранных инвестиций.

К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон

дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое

развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение

вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский

уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти

региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами

свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде,

Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в

Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде,

Еврейской автономной области. В 1990-91 гг. Совет Министров или Верховный

Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее

хозяйственно-правовой статус. (Заметим при этом, что в положениях зоны

именовались "свободными экономическими зонами", а не "зонами свободного

предпринимательства", как в вышеупомянутых постановлениях об их

учреждении.) Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым,

а сами зоны рассматривались уже не только как внешне-, но, скорее, как

внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы

централизованной системе хозяйствования.

Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного

капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на

Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их

реализуемости, ни по своим последствиям.

Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только

небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо

нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем

соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.

Во-вторых, массовая раздача зональных преференций[1] отдельным

территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала

волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или

иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто

российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса,

лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось под

массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались

образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных

властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными

процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем,

нахлынувших, как им представлялось, из центра.

В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло

курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная

либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных

территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в

Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию

внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий

применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах

статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы

истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную

часть ранее предоставленных зонам льгот.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвало

беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как

принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также

просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в

федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее

введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа

президента, в котором было подтверждено действие прежних зональных

преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными

инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической

деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые

общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования

объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных

кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от

приватизации федеральной собственности и др.). Принятие указа

способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах

(Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития

территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на

ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных

экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон

двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного

производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип

сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на

их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более

реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.

На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения,

принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам

таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена

налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ). И хотя иностранным

инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних

условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера

бесперспективности.

Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление

правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус

свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.

В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской

зональной политики:

. урезание (до 1-2 кв. км) возможных размеров свободных зон, исключающее

создание относительно крупных комплексных зон свободного

предпринимательства;

. формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших

образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных

тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;

. усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными

бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты