Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

правильности принимаемых в каждой данной стране и на каждом конкретном

предприятии решений. Что же касается диктата кого-либо, то здесь выход

видится в том, чтобы России активно включить источники своей

интеллектуальной и дипломатической инициативы и принимать конструктивное, а

не сдерживающее участие в формировании глобальной правовой основы,

стратегии и тактики глобализации.

Если говорить о разрыве между бедными и богатыми, то глобализация, как

тенденция, возникшая в результате взаимодействия мировых финансовых и

экономических лидеров и на базе достижений информационно-коммуникационной

революции, опять же начавшейся в наиболее развитых странах, не может и не

должна - по сути своей - ставить целью устранение мировой бедности и

ликвидацию разрывов между бедными и богатыми. Требовать этого от

глобализации как тенденции не верно в принципе. Другое дело, если подойти к

проблеме ликвидации мировой отсталости с точки зрения глобализации как

методологии и цели. Взгляд на соотношение динамики развития развитых и

отсталых стран с точки зрения методологии глобализации позволяет увидеть,

что развитым и богатым в стратегической перспективе выгодна не консервация

глобальной бедности и отсталости - как это было на предыдущих стадиях

развития капитализма, когда передовым странам хватало своего внутреннего

рынка для обеспечения быстрого и эффективного роста, а отсталые страны было

выгодно такими и оставлять, чтобы получать оттуда дешевое сырье и дешевую

примитивную рабочую силу.

Сегодня ситуация иная. Мировым лидерам не хватает своего рынка,

глобализация как тенденция как раз и отражает это обстоятельство - узость

внутреннего рынка стран-лидеров. Следовательно, объективно у глобальных

лидеров возникает потребность в богатении мирового вселенского потребителя,

в том числе из отсталых стран. Требования к рабочей силе, к ее качественным

характеристикам также возросли, обозначая вновь объективную

заинтересованность развитых стран в инвестициях в образование,

интернетизацию, повышение технологического уровня стран бедных и их

жителей. Уже широко практикующееся использование на ведущих мировых

компьютерных корпорациях подготовленных и способных работников из Индии или

Вьетнама как раз и отражает такую заинтересованность. Взгляд на

глобализацию как на цель, которую ставят перед собой лидеры ведущих

развитых стран Запада, позволяет говорить о возможности нацелить этот

процесс на более гармоничное сочетание интересов бедных и богатых, в том

числе и в стратегических интересах богатых. Другое дело, что эта задача не

решается автоматически, а требует многосторонних коллективных усилий. И

Россия может и должна занять свою интеллектуальную и политическую нишу в

разработке всемирной стратегии глобализации. Наименее выгодным для России и

других менее развитых стран была бы самоизоляция мировых лидеров от

процессов глобализации.

В-третьих, проблема защиты национального товаропроизводителя в условиях

глобализации. Эта проблема требует особенно взвешенного подхода. Нельзя

допускать такой ситуации, когда Россия упускает выгоду, в том числе от

участия в процессах либерализации в АТЭС, проводя протекционистскую

политику, на деле нацеленную на консервацию технологической отсталости.

Протекционизм и защита национального производства в условиях развития

глобальной экономики знаний не должны помогать выживать плохим технологам,

плохим менеджерам и плохим управленцам. Наоборот, России выгодна такая

политика взаимодействия с мировым рынком, которая бы давала внутреннему

российскому производителю стимулы для повышения качества и технологического

уровня своей продукции посредством либерализации и выравнивания правил и

стандартов торговли и инвестиций. В этом контексте интересам России

отвечает вступление в ВТО и использование для достижения этой цели

возможностей АТЭС.

В-четвертых, как использовать возможности многостороннего сотрудничества

в АТР для поднятия экономики Дальнего Востока и Сибири. Достойный ответ на

этот вызов глобализации связан с решением задач адаптации российской

экономики к новым глобальным условиям хозяйствования, однако, подразумевает

и большую ответственность российских региональных лидеров и большую роль

нашего регионального бизнеса в азиатско-тихоокеанских делах.

В-пятых, как разумно координировать политику развития Дальнего Востока и

районов Севера с развитием европейской и сибирской частей экономики России.

В-шестых, как использовать возможности тихоокеанской интеграции и

сотрудничества для обеспечения безопасности России и отведения угроз,

связанных с новыми финансовыми мировыми потрясениями, с распространением

электронной торговли, с либерализацией торговли и инвестиций в Азии и т.п.

В-седьмых, как интернациональными усилиями оживить и активизировать

научно-технический потенциал России, в том числе Сибирского отделения и

Дальневосточного отделения РАН, Иркутского, Камчатского, Якутского научных

центров, а также богатой вузовской науки Сибири и Дальнего Востока и

использовать его в контексте становления глобальной и региональной - в

данном случае азиатско-тихоокеанской - экономики знаний.

От эффективного ответа на эти вызовы зависит динамизм развития всей

российской экономики. И это обстоятельство необходимо учитывать при

разработке и осуществлении общеэкономической стратегии России.

Одним из перспективных направлений интеграции России в мировую экономику

являются иностранные инвестиции, вкладываемые в российские СЭЗ.

…Иностранными инвесторами в РФ могут быть:

- иностранные юридические лица, включая в частности любые компании, фирмы,

предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные

осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего

местонахождения;

- иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие

постоянное местожительство за границей, при условии, что они

зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их

гражданства или постоянного местожительства;

- иностранные государства;

- международные организации.

Статья 2. Иностранные инвестиции

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и

интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты

предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли

(дохода).

Статья 3. Осуществление иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории

РФ путем:

- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими

лицами и гражданами РФ;

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а

также филиалов иностранных юридических лиц;

- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений,

долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг,

а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории

РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;

- приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;

- приобретения иных имущественных прав;

- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим

на территории РФ законодательством, включая предоставление займов,

кредитов, имущества и имущественных прав.

Валюта РФ используется иностранными инвесторами для осуществления

инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории

РФ законодательством.

Статья 4. Объекты иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в любые объекты,

не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Они могут включать в

себя:

- вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства

во всех отраслях и сферах народного хозяйства;

- ценные бумаги;

- целевые денежные вклады;

- научно-техническую продукцию;

- права на интеллектуальные ценности;

- имущественные права…

Иностранные инвестиции - это одно из важнейших условий вывода

российской экономики из кризиса. Прямые иностранные инвестиции в реальный

сектор экономики обеспечивают привлечение новейших технологий, внедрение

современных методов управления, продвижение отечественных товаров на

мировые рынки, повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Экономика России с ее богатыми природными ресурсами, высоким промышленным и

научным потенциалом, высококвалифицированной рабочей силой, потенциально

большим внутренним рынком с неудовлетворенным спросом на товары широкого

потребления способна принимать ежегодно иностранные инвестиции в объеме до

30 млрд. долл. Значит, есть острая нужда в инвестициях, есть также

потенциальная возможность для их принятия, но объем реальных инвестиций

остается крайне незначительным. Почему так происходит? Парадокс?

Необъяснимый феномен иррациональной сущности российского пути развития?

Может быть, отсутствует еще один компонент, тайное слово, некий ключ к

заветной двери, за которой спрятаны мировые финансовые ресурсы, готовые

хлынуть на российский рынок? Говорят, что в России плохой инвестиционный

климат, высокие политические риски, слабое государство, неприемлемая

бюджетная и налоговая политика. Да, многое в России пока обстоит не так,

как хотелось бы. Но только в этом ли дело? А может все не так уж и плохо, и

в который раз напраслину возвели на нашу страну? Попробуем разобраться.

Общий объем накопленных иностранных инвестиций на 1 октября 1998 г.

составил 36,25 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций - 11,46 млрд.

долл. В 1997 г. было привлечено иностранных инвестиций в объеме 10,5 млрд.

долл., что почти вдвое превышает объем инвестиций за 1996 г. Также в два

раза выросли объемы прямых инвестиций, достигнув 3,9 млрд. долл. Объем

привлечения иностранных инвестиций в экономику России за 9 мес. 1998 г.

составил 9,29 млрд. долл., в том числе прямых иностранных инвестиций - 2,01

млрд. долл. К уровню 1997 г. объемы составили соответственно 86,4% и 52,6%.

Вывод: эти объемы иностранных инвестиций не отвечают потребностям России.

Проблема развития инвестиционного процесса в России на нынешнем этапе

заключается в том, что даже хорошие меры принимаются с большим опозданием.

Многие из них носят половинчатый характер, отражая ту непростую борьбу,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты